Центральноазиатская кооперация

Активный региональный курс Узбекистана на сближение с государствами Центральной Азии позволил достичь весомых результатов.

Восстановлены и модернизируются ключевые транспортные артерии между странами региона, открыты новые наземные и воздушные маршруты, увеличиваются объемы грузоперевозок, в том числе транзитных.

Обеспечивается свобода передвижения через границы, расширяется приграничное сотрудничество, оживились контакты между деловыми кругами, предприятиями, местными органами власти и населением сопредельных территорий.

Сегодня между странами региона значительно усилилось экономическое взаимодействие, увеличивается объем взаимной торговли. Товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии в прошлом году вырос на 20%, а за первое полугодие 2018 года — почти на 50%.

Установление Узбекистаном дружественных, взаимовыгодных отношений с соседями по региону способствовало формированию принципиально новых благоприятных условий для развития всестороннего регионального сотрудничества.

 

Существующее положение

В регионе ЦА, насчитывающем около 71,3 млн. человек, с общим ВВП 268,2 млрд. долл. (на 2017 год), лидируют два государства: Узбекистан, в котором проживает более 45% населения региона, и Казахстан, в котором производится около 60% регионального ВВП.

Центральная Азия как регион не является единым экономическим пространством. Казахстан и Кыргызстан находятся в Евразийском экономическом союзе. Узбекистан налаживает кооперацию и взаимодействие со странами региона на двусторонней основе.

Государства ЦА в разной степени открыты для международной и региональной торговли, перемещения труда и капитала, прочих форм сотрудничества и кооперации. Но у них есть очень много общего, начиная с географического положения и уже налаженных экономических связей и заканчивая общей историей, языковой и культурной близостью.

Существующий на сегодняшний день потенциал торговли между странами ЦА — всего лишь менее 10% от всего торгового оборота пяти республик. В ЕС данный показатель превышает 60%, в АТЭС — 68%. По данным ООН, эффективная кооперация стран ЦА могла бы за 10 лет повысить региональный ВВП как минимум в 2 раза.

Между тем, следует учитывать, что для государств Центральной Азии соседи по региону — идеальные рынки сбыта несырьевых товаров, конкурентоспособность которых в пределах региона возрастает за счет сокращения транспортных и логистических издержек, издержек продвижения продукции на рынки, а также схожих моделей потребления и запросов покупателей.
Предпосылки кооперации

Тем не менее, в Центральной Азии есть экономическая основа и предпосылки для углубления внутрирегионального разделения труда и региональной кооперации.

Странам Центральной Азии есть чем торговать друг с другом, выступая не в качестве конкурентов, а партнеров.

Несмотря на то, что основную часть товарного экспорта стран ЦА составляют ископаемые природные ресурсы и продукты их первичной переработки (примерно 80-90% всего товарного экспорта в 2017 г.), этими товарами страны региона торгуют друг с другом, пусть и в гораздо меньшей степени, чем продают их за пределы ЦА.

Но если рассмотреть объемы товарного экспорта за вычетом минеральных продуктов и металлов, тогда доля экспорта в страны региона возрастает до 30%.

Это означает, что по товарам, не являющимся полезными ископаемыми, уже сейчас имеет место активная внутрирегиональная торговля, несмотря на наличие все еще существующих барьеров на ее пути.
Наибольшую долю в объемах региональной торговли составляют экспорт товаров из Казахстана и импорт товаров в Казахстан, что соответствует размерам его экономики. При этом доля Казахстана в региональном торговом обороте (41,8%) почти в полтора раза меньше доли страны в региональном ВВП (более 60%).

В региональном торговом обороте доля Узбекистана (29,5%) выше его доли в региональном ВВП (18,4%) и по объемам импорта продукции из стран региона он даже превосходит Казахстан.

Доли Кыргызстана и Таджикистана в региональном торговом обороте (14,3 и 10%) существенно превосходят их доли в региональном ВВП (2,9 и 2,7%). Таким образом, указанные страны больше остальных участвуют в региональном разделении труда и больше зависят от региональной торговли.

Наименьшую же зависимость демонстрирует Туркменистан с показателями 4,5% участия в торговом обороте и 16% вклада в региональный ВВП. Однако, учитывая использование различных обменных курсов туркменской национальной валюты, эти данные требуют уточнения.

Туркменистан и Казахстан в гораздо меньшей степени ориентированы на региональные рынки, чем Таджикистан и Кыргызстан, промежуточную позицию занимает Узбекистан.

При этом необходимо учитывать, что подавляющую часть экспорта Туркменистана и Казахстана занимают углеводороды, которые экспортируются преимущественно в дальнее зарубежье.
Издержки барьеров

В настоящее время предприятия стран региона, производящие несырьевые товары, ориентированы, главным образом, на узкие внутренние рынки, что не позволяет им внедрять современные высокопроизводительные технологии, загружать и расширять производственные мощности, а следовательно, использовать преимущества от узкой специализации и экономии на масштабах производства.

Между тем, современные технологии, узкая специализация и экономия на масштабах — главные инструменты повышения конкурентоспособности в современной экономике.

Странам региона не выгодно создавать тысячи небольших производственных предприятий с широким ассортиментом продукции, ориентированных на внутренние рынки, гораздо выгоднее работа сотен крупных специализированных компаний, работающих как минимум на рынки всего Центральноазиатского региона.

Но для этого нужно убрать барьеры для взаимной торговли и расширять производственную кооперацию, создавать международные кластеры в регионе и не только в производственном секторе, но и в туристической отрасли, кооперироваться в создании международных транспортных коридоров и строительстве международной транспортной инфраструктуры, совместном продвижении экспортной продукции на рынки третьих стран.
Устранению барьеров в торговле между странами региона, росту товарооборота между ними, расширению регионального инвестиционного сотрудничества будут способствовать дальнейшее устранение препятствий, ограничивающих и усложняющих взаимную торговлю, финансовые и банковские операции, упрощение процедур экспортно-импортных операций. Не менее важное значение имеет развитие прямых партнерских связей между предпринимателями стран региона.
Преимущества кооперации

При устранении внешнеэкономических барьеров между странами региона рыночная конкуренция в каждой стране выявит наиболее конкурентоспособные отрасли и производства, на которых страна будет специализироваться сначала в рамках регионального разделения труда, а затем сможет выходить с ними и на более широкие международные рынки. Благодаря устранению внешнеторговых барьеров расширятся рынки сбыта для эффективных местных предприятий, что позволит им еще больше повысить свою конкурентоспособность за счет современных технологий, узкой специализации и экономии на масштабах.

Создание единого экономического пространства в регионе повысит привлекательность стран региона для иностранных и местных инвесторов, которых привлекают, в первую очередь, хороший бизнес-климат и размер рынка для сбыта произведенной продукции. И чем больше рынок, тем больше интереса у инвесторов. Кроме этого, усилится конкуренция — двигатель экономического прогресса, что поможет поднять эффективность и конкурентоспособность на внешних рынках предприятий, так называемых естественных монополий и государственных корпораций.

Развитие региональной торговли, межгосударственные переливы инвестиционных и трудовых ресурсов, другие формы экономического сотрудничества между странами региона способны усилить конкурентную среду внутри национальных экономик и тем самым создать дополнительные импульсы для экономического развития. Усиление кооперации в регионе, по мнению экспертов, позволяет в перспективе увеличить региональный ВВП вдвое, но это может быть возможным при нахождении и реализации новой модели экономического роста в условиях углубления процессов кооперации.

Одними из перспективных отраслей сотрудничества стран ЦА могут стать транспортно-логистическая инфраструктура, повышение эффективности использования водных ресурсов, производство строительных материалов, развитие нефтегазохимии, переработка сельскохозяйственной продукции и многое другое. Развитие в этих направлениях потребует выстраивания конструктивного диалога между странами региона для снижения барьеров, повышения взаимосвязанности и сотрудничества.

 

Что может предложить Узбекистан Центральной Азии?

 

Об экспортном потенциале Узбекистана

Основным драйвером роста экспорта Узбекистана в среднесрочной перспективе станет продукция с высокой добавленной стоимостью текстильной, сельскохозяйственной, нефтегазовой, химической, кожевенно-обувной промышленности за счет освоения новых экспортоориентированных производств путем глубокой переработки богатой сырьевой базы республики, а также относительно новых для республики видов туристических услуг.
По предварительным оценкам, к 2021 году рост экспорта по основным отраслям экономики составит в 1,3-2,1 раза к ожидаемым показателям 2018 года, в частности:

по текстильной промышленности — за счет государственной поддержки кластерного типа организации текстильной отрасли, поэтапного сокращения экспорта не только хлопкового волокна, но и хлопковой и шелковой пряжи с направлением всего ее объема на углубленную переработку, расширения производства экспортной доли продукции дорогого сегмента брендовой продукции, создания узбекскими инвесторами-дилерами сетей магазинов отечественных текстильных брендов в крупных странах-импортерах и др.;
по сельскохозяйственной (плодоовощной) — за счет создания в республике эффективной карантинной и фитосанитарной службы, внедрения кластерной системы выращивания сельхозпродукции, создания в странах — потенциальных импортерах торговых сетей для продажи брендовой продукции узбекских производителей, поэтапного перехода в дорогой сегмент поставок сельскохозяйственной продукции, новых селекционных сортов, повышающих урожайность и снижающих себестоимость продукции, продвижения узбекского экспорта на емкие азиатские рынки (Китай, Южная Корея, Япония) и др.;
по нефте- и газохимической промышленности — путем организации производства продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе олифенов на основе технологии МТО (полиэтилен, полипропилен, бутадиеновый каучук, ПЭТ), синтетического жидкого топлива (дизтопливо, бензин, авиакеросин), бензола, толуола, ксилола и др.;
по химической промышленности — за счет строительства новых энерго- и ресурсосберегающих заводов по производству всей цепочки азотных удобрений из отечественного газового сырья, создания новых производств по выпуску синтетических волокон, нитей, полимерных и композиционных материалов, привлечения ПИИ в производство дорогостоящих сырьевых компонентов и добавок, используемых при производстве синтетических моющих средств и товаров бытовой химии, фармацевтической и косметической продукции, и др.;
по кожевенно-обувной промышленности — за счет смещения акцента с экспорта кожсырья «вет-блю» на полную переработку кожи, увеличения доли экспорта обуви дорогого сегмента, создания производств для участия в глобальных цепочках поставок полуфабрикатов (раскроя) с переходом на изготовление конечной брендовой продукции и др.;
по туристической отрасли — за счет интенсивных вложений в развитие гостиничных комплексов, дальнейшего облегчения условий, в т.ч. визовых, транспортных и т.п., для поездок иностранных граждан в республику и др.

 

Экономическое обозрение №12 (228) 2018

12.02.2019

Опубликовано:  http://review.uz/ru/post/jurnal-maqola/tsentralnoaziatskaya-kooperatsiya-2 и http://uzchinassn.com/ru/news/centralnoaziatskaya-kooperaciya-2/

 

 

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter