Дунганские студенты: новые «миссионеры» Шелкового пути

Тан Сун приехал в столицу китайской провинции Ганьсу, Ланьчжоу, из столицы Киргизии, Бишкека, которая находится в 2600 км. отсюда. И несмотря на то, что его родина далеко, Тан Суну очень хорошо знакомы новые его условия жизни. И здесь он есть «тянутую» лапшу, паровые пирожки (баоцзы), разговаривает на диалектах Шэньсии Ганьсу.

Этот молодой киргиз — студент начальных курсов китайского языка для потомков хуацяо (китайцев, живущих за рубежом) дунганской национальности Северо-Западного педагогического университета. Он приехал в Ганьсу едва ли месяц назад.

Дунгане – это один из мусульманских народов Центральной (Средней Азии).

По словам У Хэпина, директора Института международного и культурного обмена Северо-Западного педагогического университета, 100 лет назад, тысячи китайских мусульман, проживавших на Северо-западе Китая, переселились в такие страны Центральной Азии, как Казахстан, Киргизию, и Узбекистан.

«До 1942 года, когда в СССР существовали национальные различия, эти люди определялись как дунгане. В настоящее время, численность дунган, проживающих в Центральной Азии достигла 150 тыс. человек».

На родине Тан Суна, дунгане сумели сохранить вековые традиции уклада жизни и языковые навыки китайцев: пожилые люди по-прежнему любят пить чай и спать на кане (печи из кирпича и глины), на свадьбах невесты одевают ципао, а женихи отдают «хунбао» (конверты с деньгами), правительственных чиновников называют «служителями», а их заместителей «помощниками дубаня»…

«Дунгане – это хуацяо, которые уехали из Ганьсу. Для них Китай – это родина, и с культурной точки зрения они себя в очень многом идентифицируют с Китаем», говорит проректор Северо-Западного педагогического университета Тянь Шу.

Хорошо сохранившиеся в течении столетия культурные связи еще больше укрепляются в контексте новых времен. Главная причина, по которой студент второго курса Ма Сюэчжэнь приехал в Китай – это торговля нефтью между Китаем и Киргизией. Отец и дядя Ма Сюэчжэня работают в компании CNPC в Киргизии. «Мне кажется, что у них очень интересная работа, а также я очень интересуюсь Китаем, поэтому и решил приехать в Китай учить китайский язык, а также получить образование в нефтяной отрасли, чтобы потом работать нефтяной компании», говорит он.

По официальным данным Киргизии, Китай, вот уже 6 лет подряд, ежегодно, с 2008 года, является вторым крупным торговым партнером республики.

А в 2013 году, товарооборот между Китаем, и четырьмя государствами Центральной Азии — Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией – достиг 40,2 млрд. долларов США.

В августе 2013 года, первая группа из 60 дунганских студентов, объединившихся в круг китайской культуры, направились в западную часть Китая, в Ланьчжоу. А в декабре 2014 года вторая группа из 40 дунганских студентов приехали на учебу в этот же город.

«Дунгане Центральной Азии имеют общие с Китаем культурные корни, и желают приехать в Китай, чтобы постигать высоты науки», — говорит Тянь Шу. — «Обучение дунганских студентов — это один из пунктов осуществления инициатив по распространению китайской культуры в университетской среде и помощи в строительстве Экономического пояса Шелкового пути».

29-01-2015

Источник: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-01/29/content_34686973.htm

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter