Программа, связывающая историю с современностью

16 сентября 2013 года в университете имени Назарбаева в Астане председатель КНР Си Цзиньпинь выступил с предложением о создании нового «Экономического пояса Великого шелкового пути» и дальнейшем укреплении сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и России.

Достижение государствами Центральной Азии независимости (на протяжении почти 150 лет они находились в составе царской России и СССР) вызвало у ведущих держав мира большой экономический и политический интерес к этому региону. В частности, в России в рамках Программы Евроазиатской интеграции пытаются привлечь к экономическому единству и Узбекистан. С созданием Евроазиатского экономического союза с участием России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии к границам Узбекистана приблизилось новое экономическое пространство. Напрашивается вопрос: «Экономический пояс Великого шелкового пути» является альтернативой или конкурентом программе «Евроазиатской интеграции»?

Более чем две тысячелетняя история Великого шелкового пути показывает актуальность предложения председателя КНР Си Цзиньпиня, ибо на политической карте Центральной Азии появились независимые государства, занимающие важное стратегическое место в Великом шелковом пути. И отныне эти страны станут активными участниками данного экономического пояса, действующими исходя из собственных интересов. Еще во втором веке до н.э. посол империи Хань Чжан Цянь первым посетил Согд и Бактрию (территории нынешних Узбекистана, Таджикистана и частично Афганистана). В докладе императору о поездке посол напишет: «В государстве Давань (территория Ферганской долины) около семидесяти городов и сел, население выращивает рис и пшеницу, развито виноградарство и виноделие, особенно поражают быстроногие и выносливые аргамаки. Здесь можно получить семена лука, хлопка, граната, грецкого ореха, огурцов».

Как известно, среднее направление великой Китайской дороги проходило через города Кува, Маргилан, Коканд, Самарканд, Бухара современного Узбекистана. В те давние времена в этих городах строились большие караван-сараи; шелк, фарфоровые изделия из Китая обменивались на изделия из золота, серебра и других металлов, доставленных из стран Запада. Иначе говоря, эти города, находившиеся в центре Великого шелкового пути, связывавшего Восток с Западом, играли роль современных центров логистики. Памятники караванных путей сохранились во многих уголках Узбекистана до наших дней.

В то время как на востоке и западе Шелкового пути (в Китае и Европе) работали стационарные базары, базары Азии являли собой международными базары, где купцы обменивались товарами. Караван-сараи включали в себя склады для хранения грузов, постоялый двор, баню; в них были толмач, меняльный, начальник каравана, скотник, ухаживающий за верблюдами, сборщики налога.

Будучи в Венеции, на стене одного из зданий, примыкающих к храму Святого Марка, я видел позолоченную мозаику с изображением Великого шелкового пути – торговых караванных путей, соединявших Китайскую и Римскую империи II века до н.э. На карте дороги, протянувшейся с китайского города Лоян (ныне Сиань) через территории Узбекистана, Ирана, Турции до Венеции на древней латинице обозначен Самарканд – город с крупными караван-сараями.

Великий шелковый путь был не просто караванной дорогой между Востоком и Западом. Он сыграл огромную роль в развитии торговли, сближении культур, укреплении доверия между народами. Дорога длиною 12 тысяч верст оказало влияние на культуру, обычаи и традиции народов, населявших территории по обеим сторонам пути. Последователи христианства и ислама из Китая обязаны распространением их религий в их стране Великому шелковому пути.

Невероятно длинный Великий шелковый путь пролегал через безводные степи и пустыни, горы и реки, и передвижение по нему таило в себе немало опасностей, главной из которых были разбойники и грабители. В период правления государства Тимуридов (XIV-XVI в.в.) этот путь стал самым безопасным за всю историю своего существования. За грабеж на территории государства Тимуридов шайка разбойников обязательно подвергалась наказанию со стороны царских воинов, с них взимался штраф – начальнику каравана они должны были заплатить двойную стоимость награбленного, а в государственную казну пятикратную стоимость награбленного товара. Строгие санкции привели к тому, что вчерашние разбойники стали отдавать предпочтение сопровождению караванов до назначенного места, защищая их от напастей. За вознаграждение, разумеется.

Как писали историки, в составе каравана, прибывшего в Самарканд из Китая, было до 800 вьючных верблюдов.

Время пытается вновь напомнить об уроках истории в виде «экономического пояса» Востока и Запада, основанного на современных достижениях.

Однако, «Экономический пояс Великого шелкового пути» не означает транзит грузов через территории стран. Предлагаемый проект предусматривает совместное создание этого пояса. Иначе говоря, председатель КНР Си Цзиньпинь считает, что концепция «экономического пояса» должна состоять из программы действий, предусматривающей пять направлений:

1. Достижение сближения политического подхода между государствами региона.

2. Создание единой взаимосвязанной дорожно-транспортной инфраструктуры

3. Налаживание торговли без ограничений.

4. Обеспечение свободы в денежном обороте путем расчетов в национальной валюте.

5. Укрепление напрямую культурных связей между народами стран региона.

Главная цель состоит в том, чтобы на основе взаимного политического доверия, экономической интеграции, культурной толерантности построить сообщество с общей судьбой, общими интересами и общей ответственностью.

История свидетельствует о том, что глобализация главным образом происходит в морских государствах, к примеру, сформированный в Европе этот процесс широко распространен в Америке. Кризис мировой экономики происходит из-за пороков в глобальной экономике. Что касается «Экономического пояса Великого шелкового пути», то он может сформировать новый полюс развития и создать равновесие в глобальной экономике. Несомненно, такой полюс окажет позитивное влияние на развитие Центрально-азиатских стран. Вместе с финансовыми потоками, в эти страны потекут современные технологии и прогрессивный опыт. А это приведет к увеличению видов и улучшению качества продукции, способной конкурировать с продукцией европейского качества. Одним из немаловажных условий дальнейшего развития служат такие факторы, как прочный мир, безопасность и взаимовыгодное сотрудничество в регионе.

В настоящее время предпринимаются совместные практические шаги по созданию «Экономического пояса Великого шелкового пути». Так, ведутся работы по созданию Азиатского банка инвестиции инфраструктур (АБИИ) и Фонда шелкового пути. Следует отметить, что Узбекистан одним из первых занял место в ряду учредителей АБИИ. При финансовой поддержке нового банка будут созданы экономический коридор, объединяющий Европу и Азию, индустриальные парки, центры логистики.

Как известно, государства Центральной Азии находятся в отдалении от моря. Китай выразил готовность к сотрудничеству в рамках «экономического пояса» и в данном вопросе. В июне в китайском городе Жичжао, что расположен на побережье Желтого моря, состоялся форум на тему «Совместное строительство «Экономического пояса Великого шелкового пути», создание новых взаимосвязанных инфраструктур» с участием представителей правительств Китая и государств Центральной Азии, руководителей соответствующих отраслей и деловых людей. На форуме морской порт Жичжао был предложен в качестве центра логистики в торговых связях Узбекистана с Юго-Восточной Азией.

Следует отметить, что от инициативы Китай давно перешел на практические действия. На один из своих западных ворот – Кашгар, он смотрит как на перекресток средней и южной дорог шелкового пути. В настоящие дни здесь с большим размахом продолжаются работы по строительству инфраструктуры: специализированных центров логистики (промышленные товары, сельскохозяйственная продукция, технологии и т.д.), комплексов великолепных зданий для таможни, представительств, жилых массивов. Предусматривается обслуживание кашгарскими Центрами логистики грузов, которые будут прибывать по среднему пути строящейся железной дороги «Китай-Киргизия-Узбекистан» в Иран и Турцию, оттуда – в Испанию; грузов, которые будут доставляться по южному пути в Индию и Пакистан, а также в соседние с ними государства, и грузов, которые будут прибывать по данному пути в Китай, страны Южной Азии.

На первом этапе строительства «Экономического пояса Великого шелкового пути» следует обратить внимание на три вопроса.

Во-первых, на вопрос создания транспортной инфраструктуры и, прежде всего, строительство железной и автомобильной дорог, отвечающих международным стандартам. Замечу, что в масштабе региона в данном вопросе первенствует Узбекистан. В стране успешно продолжается строительство транспортной инфраструктуры. За последние пять лет на строительство и реконструкцию автомобильных дорог протяженностью 2600 км., в стране затрачено 3 млрд. долларов. Тысяча километров этих дорог имеют международное значение. В таких городах, как Навои, Джизак, Ангрен созданы зоны свободной торговли и технопарки. Подписан договор, согласно которому Китайский банк развития, Китайский экспортно-импортный банк (Эксимбанк) предоставят Узбекистану ссуду в размере 6 млрд. долларов с завершением работ на перевале Камчик, на отрезке шелкового пути от границы Киргизии до границы Туркмении (более 1 тыс. км.) к обслуживанию приступит ГАК «Узбекистон темир йуллари». Вместе с тем предстоит совершенствование системы обслуживания грузов. Как известно, завершено строительство железной дороги «Казахстан-Туркмения-Иран». В 2013 году началось строительство железной дороги «Туркмения-Афганистан-Таджикистан». Таджикистан провел успешные переговоры с соседними государствами по вопросу о выходе к Индийскому океану по Китайско-Пакистанской железной дороге.

Во-вторых, Китай предоставляет странам-партнерам по шелковому пути возможность эффективного использования зарубежных инвестиций. Так, в 2014 году Китай направил в зарубежные страны инвестиций на 90,1 млрд. долларов. Узбекистан является надежным партнером Китая и в этой области. Вместе с тем, следует повысить объемы зарубежных инвестиций в частный сектор.

В-третьих, в центре Великого шелкового пути расположены десятки древних городов, богатых на архитектурно-исторические и культурные памятники, которые могут привлечь к себе внимание туристов. Бухара, Самарканд, Хива, Коканд, Ташкент и другие города Узбекистана открывают широкие возможности для стран-партнеров в развитии туризма. Нельзя упускать эту возможность.

Проект «Экономический пояс великого шелкового пути» открыт для государств, готовых присоединиться к нему. Для участия в данном проекте особых условий, как-то членство в Евроазиатском экономическом союзе, Таможенном союзе, СНГ, не требуется. Оформление участия в сотрудничестве не требует каких-либо формальностей. Причем, допускается участие в проекте и членов других структур и объединений.

Нельзя не учитывать то, что уровень экономического развития, финансовые и интеллектуальные возможности государств шелкового пути неодинаков. Кроме того, имеются небольшие политические разногласия в подходе к реалиям современного мира. Однако, хочется верить, что во имя общих интересов главы государств, политики всегда могут прийти к единому решению.

Таким образом, реализация проекта «Экономический пояс Великого шелкового пути», охват сети железных дорог пояса киргизского города Ош, узбекских городов — Андижана, Коканда, Ташкента, Самарканда, Бухары через Кашгар позволит восстановить исторических традиций. Поспособствует подъему отношений между Китаем и Узбекистаном на новый уровень, расширению сфер экономического сотрудничества, развитию народной дипломатии.

Автор: Мухамаджон Обидов.

По материалам Посольства КНР в Узбекистане.

06.11.2015

Опубликовано: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2015-11/06/content_37025422.htm

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter