В настоящее время в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан и в электронную почту Информационного агентства «Жахон» поступают многочисленные обращения с просьбой разъяснить суть объявленной Китайской Народной Республикой инициативы «Один пояс, один путь».
С подобным вопросом мы решили обратиться к заместителю министра иностранных дел Узбекистана Гайрату Фазылову, который любезно согласился рассказать о том, что представляет собой грядущая трансконтинентальная экономическая кооперация, о роли и интересах нашей страны в реализации проекта.
– Уважаемый Гайрат Ганиевич, среди общественности Узбекистана растет интерес к инициативе «Один пояс, один путь». Могли бы подробнее рассказать, что представляет из себя предложенная китайскими партнерами концепция?
– Надо отметить, что впервые идея формирования «Экономического пояса Шелкового пути» была озвучена Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином в сентябре 2013 года во время своего турне по Центральной Азии. В октябре того же года, находясь с визитом в странах Юго-Восточной Азии, он предложил идею совместного строительства «Морского Шелкового пути XXI века».
Обе инициативы были объединены в общую стратегическую концепцию под названием «Один пояс, один путь», которая представляет собой одно из узловых направлений нынешнего внешнеэкономического и внешнеполитического курса КНР.
Естественно, эта концепция появилась не на пустом месте. Она основывается на исторической взаимосвязи Китая и Центральной Азии, которые издревле связывал Великий шелковый путь. В последние годы по мере динамичного развития стран нашего региона и расширения их связей с КНР, идея возрождения древнего трансконтинентального коридора стала обретать новую жизнеспособность.
Предполагается, что основные маршруты «Экономического пояса Шелкового пути» свяжут Китай через Центральную Азию с Европой, Персидским заливом, Средиземным морем.
По заявлениям наших китайских друзей, возводимые коридоры должны связать КНР с 65 странами, на которые сегодня приходится 60% населения планеты и 30% мирового ВВП. Ожидается создание десятков научных лабораторий вместе с государствами-участниками проекта, участие в них более 500 иностранных исследовательских организаций. Кроме экономической составляющей планируется реализация сотен программ по бытовому благоустройству, борьбе с бедностью, укреплению систем здравоохранения.
Концепция рассчитана на десятилетия. В целях финансирования проектов в 2014 году в Китае созданы два новых финансовых института: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с капиталом 100 миллиардов долларов США и Фонд Шелкового пути, уставный капитал которого составляет 40 миллиардов долларов.
Как известно, 11-15 мая 2017 года Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев совершил государственный визит в КНР, а также принял участие в работе Международного форума «Один пояс, один путь». Руководитель нашей страны выступил в ходе этого престижного форума и представил видение и подходы узбекской стороны к инициативе Пекина.
– Создание пояса экономического развития и взаимовыгодной торговли между Азией и Европой является, конечно, актуальной и важной задачей современности. Скажите, пожалуйста, как Узбекистан, участвуя в китайском проекте, может занять свою нишу в нем с максимальной экономической и политической пользой для себя?
– Концепция «Одного пояса, одного пути» целиком и полностью поддержана Узбекистаном. Это касается, прежде всего, неотъемлемой ее части – «Экономического пояса Шелкового пути».
Наша главная цель участия в проекте заключается в использовании возможностей и ресурсов КНР в деле расширения двусторонней торговли, в первую очередь путем активного продвижения узбекской продукции с высокой добавленной стоимостью на новые рынки – в Китай и страны вдоль маршрута. Отдельно следует отметить возможность привлечения инвестиций и технологий в развитие различных отраслей нашей экономики, реализации транспортно-коммуникационных проектов международного значения, увеличения туристических потоков.
Особое внимание уделяется наращиванию взаимодействия в транспортно-коммуникационной сфере. Совместными усилиями надо развивать востребованные и отвечающие интересам всех сторон транспортные коридоры, которые свяжут Центральную Азию с крупнейшими морскими портами. Президент Республики Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев в своем выступлении на недавнем Астанинском саммите Шанхайской организации сотрудничества подчеркнул важность скорейшего начала строительства железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан».
Для этого мы намерены задействовать инвестиционные инструменты «Одного пояса, одного пути», о которых я упомянул выше.
– Гайрат Ганиевич, мы признательны за интересную информацию о проекте. Заодно хотели бы узнать и о том, как в целом складываются отношения нашей страны с инициатором проекта – КНР?
– В Узбекистане рассматривают Китай как страну с многовековой историей и уникальной культурой, обладающую огромным экономическим, научно-техническим и интеллектуальным потенциалом. Китай сегодня играет одну из ведущих ролей в мировой экономике и пользуется высоким авторитетом. Без участия Пекина невозможно решить проблемы глобального масштаба.
Как я уже отметил, связи узбекского и китайского народов уходят вглубь веков, во времена Великого шелкового пути. История хранит в памяти немало фактов экономических, научных, гуманитарных обменов, взаимопроникновения наших культур, традиций и обычаев. Благодаря развитию торговых связей, которые велись через узбекскую землю, человеческая цивилизация обогатилась такими ставшими сегодня повседневными потребностями, как чай, хлопок, шелк, бумага и многое другое.
На современном этапе Пекин является испытанным временем надежным стратегическим партнером Ташкента. В отношениях с внешним миром наши государства объединяет приверженность принципам невмешательства во внутренние дела других государств, урегулирования возникающих конфликтов и противоречий мирным, политическим путем. Узбекистан и Китай выступают с единых позиций по таким ключевым вопросам глобальной повестки дня, как сохранение и поддержание всеобщего мира и стабильности, противодействие угрозе международного терроризма и экстремизма, рациональное использование трансграничных водных ресурсов.
КНР является одним из крупных инвесторов в экономике Узбекистана. Общая сумма вложений достигла 7,8 миллиарда долларов США. В нашей стране действует более 700 компаний и предприятий с участием китайского капитала. По итогам 2016 года объем взаимного товарооборота составил 4,2 миллиарда долларов. На рынке Поднебесной огромен спрос на произведенные в Узбекистане текстильную и сельскохозяйственную продукцию, пластмассовые изделия и многое другое. Китайская сторона участвует в реализации программ по модернизации и диверсификации экономики нашей страны, расширению производства конкурентоспособной продукции и повышению экспортного потенциала промышленности.
С учетом динамичного роста экономики КНР и, соответственно, потребности в энергоресурсах, построен газопровод Центральная Азия – Китай, все четыре ветки которого пролегают по территории Узбекистана. Нефтегазовые компании Поднебесной активно участвуют в геологоразведочных работах и разработке перспективных углеводородных месторождений в нашей стране. На Мубарекском газохимическом комплексе осуществляется глубокая переработка природного газа.
– Какие новые горизонты сотрудничества открыл недавний государственный визит Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Китайскую Народную Республику?
– Примечательно, что упомянутый Вами визит прошел в год празднования 25-летия установления дипломатических отношений между нашими государствами. В ходе переговоров на высшем уровне состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным вопросам двусторонних и многосторонних отношений, в частности, дальнейшего развития сотрудничества в политической, торгово-экономической, инвестиционной и культурно-гуманитарной сферах.
Экспертами отмечается, что переговоры узбекского лидера в Пекине можно рассматривать в тесной привязке с обоюдным желанием задействовать инвестиционный и транспортный потенциалы наших стран. Визит был нацелен на вывод двусторонних отношений на качественно новый уровень, а итоги его превзошли все ожидания.
Так, заключено 115 важных договоров и соглашений об укреплении сотрудничества. Спектр отраслей весьма широк. Среди них энергетика, нефтепереработка, химическая промышленность, транспорт, сельское хозяйство. Только в нефтегазовой сфере подписано десять документов на сумму свыше 5 миллиардов долларов. В частности, НХК «Узбекнефтегаз» подписала с Государственным банком развития Китая соглашение о софинансировании строительства завода по производству синтетического топлива в Кашкадарьинской области.
В целом, в ходе визита на высшем уровне подписаны контракты и соглашения на сумму 22,8 миллиардов долларов, что однозначно демонстрирует, с одной стороны, готовность сторон дать мощный импульс взаимовыгодному сотрудничеству, с другой – наглядно показывает огромные возможности для дальнейшего расширения и углубления отношений всестороннего стратегического партнерства между Республикой Узбекистан и Китайской Народной Республикой.
– Благодарим за содержательную беседу. Желаем успехов на Вашем ответственном посту.
Беседовал Шахриёр Тургунбоев
21.06.2017
Источник: http://jahonnews.uz/ru/politika/142/35792/