Сегодня отношения между Узбекистаном и Китаем выходят на качественно новый уровень. Об этом свидетельствует и состоявшийся в мае этого года государственный визит Президента Шавката Мирзиёева в КНР, в рамках которого глава нашего государства принял участие и в работе международного форума «Один пояс, один путь». Как известно, Узбекистан поддерживает данный грандиозный проект, нацеленный на расширение между странами-участницами торгово-экономических связей, привлечение инвестиций, развитие транспортно-транзитной инфраструктуры.
В этом контексте ИА «Жахон» попросило отечественного эксперта Рафика Сайфулина представить свое мнение о том, что объединяет народы Узбекистана и Китая, в каком русле должны развиваться узы дружбы между ними. Вот что сказал известный аналитик в интервью корреспонденту Агентства.
— Лично мне в жизни очень повезло. Много ездил и продолжаю путешествовать по миру. Кто-то скажет: баловень судьбы. Конечно, но речь не об этом. В последние годы у меня была возможность благодаря китайским коллегам увидеть Китай изнутри. Даже знакомые из КНР удивляются географии этих поездок. С удовольствием бы сделал ряд репортажей, если это входит в планы редакции.
Чем чаще выпадает возможность побывать в Поднебесной, тем больше убеждаюсь в том, что мы (беру на себя смелость утверждать от имени большинства населения Узбекистана) не знаем Китай. Да, бывают дискуссии, где, кто громче, тот прав. Но спроси у любого специалиста по Китаю, чем отличается чай в провинции Ханчжоу от способов его заварки в Ланьчжоу, вразумительного ответа не будет. Это примерно то же, что спросить у китайца, в чем разница между Бухарой и Самаркандом.
Это все нормально. Главное в том, что мы постепенно, увы, в наше время пока только начинаем, друг к другу присматриваться и прислушиваться. Плетеные сумки, которыми заполняется багаж авиарейса Урумчи-Ташкент, еще не показатель уровня значимости наших отношений. В силу специфики своей работы я был приятно удивлен, что в том же Урумчи есть два (!) аспиранта, которые пишут диссертации на тему развития института махалли в Узбекистане и ставят вопросы, о которых у нас здесь пока еще и не задумывались.
Одним словом, мы только начинаем слышать друг друга. Но пока, откровенно говоря, что для нас Китай, что для китайцев Узбекистан – в известной степени экзотика, которая, справедливости ради скажу, становится все более доступной. Благодаря этому мы уже услышали друг друга.
Важнее другое – умение слушать, а главное, понять. Это особенно актуально, когда все вокруг рассуждают о проблемах возрождения Великого шелкового пути. Безусловно, вряд ли в скором будущем среднестатистический узбекистанец уверенно найдет на карте местечко под названием Дуньхуан и объяснит, что такое гроты Mогao или «поющие пески», а ведь это один из главных перевалочных пунктов на древнем Шелковом пути.
Видимо, также бесперспективно ожидать, что любой китаец вразумительно объяснит разницу между Шахимардоном и Шахи-зиндой. Хотя это, впрочем, и не нужно. Пусть этим занимаются специалисты. Но для народов двух стран – опять в памяти всплывают наши челноки с выпученными глазами по поводу лишнего килограмма в «плетенках» – намного актуальнее понять мудрость первого Президента Узбекистана Ислама Каримова. Именно он сделал решающие шаги за выход страны из границ национального мышления и кроме слов «услышать и понять» обозначил главное – нам всем суждено быть вместе.
Очевидно, что эту мудрость в полной мере разделяет и развивает нынешний Президент Шавкат Мирзиёев. Он это доказывает уже своими первыми и убедительными действиями во внешней политике. Видимо, нет необходимости перечислять все договоренности между Узбекистаном и Китаем. Цифры (а это миллиарды долларов США) впечатляют, обвораживают (армию аналитиков) и заставляют задуматься (народы) о том, что за всем этим стоит. Мы, действительно, начинаем лучше понимать друг друга.
В последнее время стало модным вспоминать не бесспорное изречение Бисмарка, что география – это приговор. На мой взгляд, вывод очень прост и доступен: никогда (!) мы не станем китайцами (американцами, немцами, японцами, индусами или французами), как никогда они не станут узбеками. А это, в принципе, никому и не нужно.
Мы уже научились слышать и слушать мнение своих партнеров. Мы уже гораздо более остро воспринимаем то, что не всегда им нравится, и недоумеваем, почему им невдомек то, что хотим мы.
Образно говоря, из трех вынесенных в заголовок статьи глаголов («услышать, понять и быть вместе») мы находимся где-то посередине. Само по себе это прекрасно, потому что мы находимся в движении, а это залог того, что будет результат, желательно обоюдовыгодный.
И все же, главное в другом. Наши страны и народы исторически были, есть и будут вместе. Нам суждено вместе решать проблемы и отвечать на вызовы, по сути, одного порядка. Нам необходимо понимать, что все эти вопросы мы должны решать вне самой простой компании.
Пока есть хорошие, глубокие идеи (концепции, программы и т.п.) в формате «Шелкового пути».
Трудно прогнозировать, что смогут изыскать будущие историки и эксперты.
Но нам нужно оставить будущим то, чего мы успешно достигли уже сегодня.
А это умение слышать и понимать друг друга.
Уверен, что эту оптимистическую ноту разделят и те, кто с клетчатыми сумками, и те, кто размышляет о будущем в других форматах.
На мой взгляд, уже давно вызрело время, чтобы заинтересованные специалисты (и не только из Узбекистана и Китая) получили возможность обмениваться мнениями по этой тематике, в том числе с использованием возможностей Информационного агентства «Жахон».
ИА «Жахон»
(мнение автора может не совпадать с мнением редакции)
21.07.2017
Источник:http://jahonnews.uz/ru/aktualno/124/36921/