21 июля текущего года вниманию читателей ИА «Жахон» была представлена статья известного отечественного эксперта Рафика Сайфулина под заголовком «Узбекистан-Китай: услышать, понять и быть вместе». Материал получил определенные отзвуки среди посетителей нашего сайта благодаря проникновенному анализу современного состояния отношений между Узбекистаном и КНР, доступности и вместе с тем изящности языка повествования. Словом, во множестве направленных к нам комментариев утверждается, что читать Сайфулина – одно удовольствие.
По этой причине мы попросили уважаемого специалиста развить наше сотрудничество, делиться с нами, время от времени, своими размышлениями на различные темы, впечатлениями от многочисленных поездок. Аналитик любезно откликнулся на наше предложение и в качестве подтверждения готовности к продолжению взаимодействия предоставил увлекательную заметку о своем путешествии по одному из регионов Китая, которую мы приводим ниже. Наслаждайтесь!
Хотелось бы поделиться впечатлениями о замечательном месте в Китае, куда, к сожалению, не так часто наведываются наши соотечественники. Пока мы зачастую воспринимаем КНР по своим впечатлениям и отзывам друзей, посетивших Пекин, Шанхай или Гаунчжоу. Понятны восторги и восхищения наших граждан достижениями и масштабами развития этих по сути символов современного Китая.
Но это, что называется, глянец страны. А к вашему вниманию – небольшой провинциальный городок Дуньхуан (в некоторой транскрипции Донхуан), который не всегда найдёшь даже на большой по масштабам карте мира. А ведь это фактически символ исторического Великого шёлкового пути.
Дуньхуан расположен практически в самом центре прежнего караванного Шёлкового пути на территории Китая между городом Сиань, откуда по преданиям берёт начало Шёлковый путь, и Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Немногим более часа перелёта из провинциального центра Ланьчжоу и ты оказываешься в Китае, мало чем напоминающем рекламные картинки упомянутых мегаполисов страны. Невольно напрашиваются параллели с «одноэтажной Америкой» — на фоне скученных в Пекине и Шанхае небоскрёбов Дуньхуан действительно милый одноэтажный и на первый взгляд затерявшийся где-то в пустынной глубинке большой посёлок.
Первые впечатления могут показаться странными. Городок, который, может, чуть больше нашего какого-нибудь Янгибазара, так инфраструктурно обустроен, что тому могут позавидовать даже некоторые столицы. К примеру, аэропорт, который обслуживает всего лишь один рейс, отвечает всем самым высоким стандартам и способен принимать любую авиатехнику. Дороги, как, впрочем, по всему Китаю, на зависть зеркальные и просторные; машин немного – всё-таки не Пекин, пробок нет. Очень уютная гостиница в один этаж, но при этом оснащена лучше, чем среднестатистический европейский отель.
Утром перед дверью выстроились друг над другом три пары любопытных глаз. Как нам объяснили, они все впервые увидели гостей из неведомого им Узбекистана и пришли со своими нехитрыми, но очень искренними словами благодарности и сувенирами. Пришлось изобразить в блокноте карту и показать, что мы в принципе не так уж и далеко друг от друга. Чуть позже за завтраком убедились в тёплом гостеприимстве и доброжелательности хозяев, которые на вежливую просьбу принести хотя бы пару кусочков хлеба выставили целую корзину всего, что в здешней местности можно было испечь из муки.
Но главные впечатления нас ждали впереди. Очень трудно их описать в два-три штриха, но всё же…
Гроты Могао. Нелегко передать то, что испытываешь, когда обходишь бесконечный на первый взгляд ряд однообразных келий. Но после разъяснений опытного гида, постепенно начинаешь не только видеть различия в статуэтках Будды, но и понимать ту сложную социальную структуру далёких времен и нишу, которая отводилась её участникам. Невольно задумываешься о том, что здесь происходило многие столетия тому назад, и начинаешь всё больше ценить то внимание, которое китайцы уделяют своему историческому наследию.
Сегодня гроты под надёжной охраной государства, хотя сами нынешние смотрители не отрицают, что в разные и не лучшие времена истории этого края здесь промышляли и воришки разных мастей и даже вандалы. Но увиденное просто снимает всю усталость от дальних перелётов, переездов и утомительных пеших прогулок. Впечатления сродни тем, что испытываешь, когда впервые бродишь вокруг римского Колизея или зимнего дворца японского императора, что в далёком Киото. Как пошутил ставший в одночасье близким попутчиком гид-китаец, «чувствуется, что вы топчитесь по истории». При этом он вспомнил свою первую поездку в Узбекистан и такие же сильные ощущения от знакомства с Регистаном в Самарканде.
Венцом экскурсии по гротам Могао, по грамотному замыслу и немалым вложениям, стало посещение местного музея. Хотя это скорее не музей, а огромный, суперсовременный и комфортный в любую погоду большой демонстрационный комплекс, где на разных уровнях размещены два кинозала и, переходя из одного в другой, видишь историю Шёлкового пути на разных этапах его развития. Великолепно смонтированные фильмы способны заворожить самого равнодушного зрителя, не говоря уж о тех, кто хоть немного увлекается историей. Вежливо интересуюсь, почему бы в рамках сотрудничества по реализации новой концепции Шёлкового пути не показать эти фильмы хотя бы нашим студентам.
Ответ немного огорчил. Это, дескать, достояние государства и не может быть предметом коммерческих акций. Ну, вот здесь немного от лукавого. О коммерческой жилке китайцев ещё будет возможность рассказать, хотя и в данном случае всё предельно ясно. И сами гроты, и музей – это всё составные части большого туристического бизнеса, для чего собственно и создана вся так восхитившая нас инфраструктура Дуньхуаня.
Поющие пески. Маршрут возвращения из Могао проложен так, что обязательно попадаешь в местечко под названием «поющие пески» и вот здесь в полную меру попадаешь под раскрутку китайской коммерческой машины. Издалека пески напоминают далёкие снежные пирамиды, поскольку местный песок изумительно играет на солнце, переливаясь разными оттенками, из которых превалирует всё же белый цвет.
Спрашиваем, почему пески поющие. Ответ бесхитростный: нужно попасть в то время, когда вместе сойдётся целый ряд обстоятельств: от особого завихрения ветра до необходимого солнцестояния. Гид намекнул на ушко, что на деле это хороший рекламный трюк, а как эти пески поют, знают только народные легенды и предания. Для туристов здесь предлагают всё, что душе угодно, начиная со специальных «песочных» лыж, сродни нашим горнолыжным, до полётов над горами на мини-вертолётах.
Обойдя горы, обязательно наткнёшься на другую достопримечательность – лунное озеро. Даже непонятно, как в такой пустынной местности бьёт источник и поддерживает глубокий и прозрачный водоём, который при взгляде сверху действительно напоминает зародившуюся луну.
Находившись и насмотревшись, не пройдёшь мимо местного ресторанчика, где можно прохладиться и подкрепиться, и уж никак не уйти, не купив хотя бы один сувенир. Здесь воочию убедился, что такое «делать деньги из песка», причём в прямом смысле. Пару предприимчивых пацанов назойливо предлагают пробирку с песком и с наклейкой «поющие пески» все-то за 10 юаней (примерно 1.5 доллара), а их подельники без устали, всего-то в десяти метрах, наполняют поистине золотым песком новую партию пробирок самого разного размера.
Формат публикации не позволяет расширить данный рассказ, но его можно продолжить чуть позже и рассказать о том, чем ещё может удивить Дуньхуан – городок, где многовековая история Великого шёлкового пути приобретает современные формы, а потому и не заканчивается.
19.08.2017
Источник: http://jahonnews.uz/ru/turizm/121/37966/