В конце минувшего августа группа журналистов из Центральноазиатских стран, по приглашению МИД, посетила Китайскую Народную Республику. Сегодня мы знакомим читателей с путевыми заметками нашего корреспондента.
В конце минувшего августа группа журналистов из Центральноазиатских стран, по приглашению МИД, посетила Китайскую Народную Республику. Сегодня мы знакомим читателей с путевыми заметками нашего корреспондента.
Ранним утром огромный Airbus А320 приземлился в Пекинском аэропорту.
С неким особым чувством и душевным трепетом я ступил на землю одной из древнейших колыбелей цивилизации – Китая. По небу Поднебесной как-то нехотя, медленно плыли тяжелые свинцовые тучи. В поединке солнца с мрачными облаками светило явно проигрывало, лишь изредка его лучи стыдливо мелькали в появлявшихся просветах. Хмурое утро, казалось, уже призадумалось о наступлении вечера. В общем, погода стояла мало вдохновляющая.
В зале ожидания хрупкая девушка, в круглых грибоедовских очках, держала в руках небольшой белый плакатик, на котором четко виднелись до боли знакомые – имя и фамилия. Услужливо мелькнула лицемерная мысль: «Ну, наконец-то, и до меня добралась слава! Надо же и в Китае знают…»
– Меня зовут Ли Лит, – деловито представилась она. – А где остальные?
Враз погрустневший, я понял, что ветреная слава где-то опять заблудилась.
Дорога от воздушной гавани в двадцатимиллионный город была ровная, как письменный стол. Когда мы свернули на улицу, ведущую в город, меня все больше начало охватывать чувство, сходное с шоком. Поворачивая голову то вправо, то влево, я рисковал сломать шею. И было от чего: громадные, устремленные в высь строения – язык не поворачивается назвать их домами, напоминали своеобразную, экзотическую выставку архитектурных изысков – от модерна до авангардизма, своего рода пиршество мысли их творцов, не только доморощенных, но и многих их именитых зарубежных коллег.
С первых часов пребывания в Китае не покидало ощущение, что чего-то не хватает. На широких и удивительно чистых улицах Пекина, обрамленных зеленью и разнообразными цветущими всеми красками радуги кустарниками, не было видно полицейских. Словно они оказались не нужными. Практически отсутствовали и запрещающие дорожные знаки. Истины ради признаюсь, то обстоятельство, что полиции не видно, не означало ее отсутствие. Вместо того чтобы прятаться в пышной природной зелени и радостно выбегать из засады с радаром, определяющим скорость автомобиля, полицейские преспокойно сидят в своих компьютеризированных ведомственных авто, лишая себя и водителей-нарушителей ПДД, прелести общения. Привычная для нас мизансцена, когда обладатель транспортного средства сердечно предлагает: «Командир, может, договоримся?», в Китае, увы, не может состояться. На вопрос, почему так мало полицейских, прозвучал недоуменный ответ: «А зачем больше?» Все дороги оборудованы видеокамерами. Продуманная до мелочей транспортная структура с удобными развязками вселяет умиротворенность не только в человека за рулем, но и его пассажиров. Ухоженные километры разделительных полос дороги – без всякой натяжки «очей очарованье».
Привычное для нас выражение – «Эх, дороги», звучащее с большим налетом грусти, в китайском варианте звучали бы, не скрывая гордости, восторженно – «Ах, дороги!».
Забегая вперед, скажу, побывав в нескольких провинциальных городах Китая – Уишане, Фучжоу, Лунъяне, Сямэне, мы так и не увидели какой-либо заметной разницы в градостроительстве и дорогах.
Надо видеть это непередаваемое буйство фантазии в использовании отделочных материалов в строительстве зданий. Видимо, буквально понимая пословицу: «Скупой платит дважды», в Китае явно не скупятся – ни государство, ни частные компании.
Привлечение иностранных специалистов началось в Китае еще лет тридцать назад. В 1983 году китайский лидер Ден Сяопин призвал «привлекать иностранные умы и расширять внешнюю активность».
Более близкое знакомство со страной убеждало меня в том, что китайцы изобрели не только порох. За какие-то несколько десятилетий они совершили не просто большой, а гигантский скачок – от сохи до космоса. Совсем не удивлюсь, если завтра они полетят на Луну, освещающую Землю, как фонарь, и начнут прикидывать, сколько миллионов их соотечественников нужно для того, чтобы застолбить лунную поверхность в расчете на дальнейшую ее колонизацию. Понять их можно.
Китай одно из самых многонациональных государств в мире. Основную массу населения составляют китайцы – точнее ханьцы, а соседствуют с ними более пятидесяти других народностей этой страны, живущих бок о бок веками.
Располагаясь в разных природных поясах – умеренном, субтропическом и тропическом, занимая обширную часть Восточной и Центральной Азии, с территорией 9,6 миллиона квадратных километров, КНР составляет около четверти площади Азии и 1/14 суши Земного шара. Для облика страны характерны величавость и контрастность природных ландшафтов.
Население Поднебесной на редкость законопослушное, и, казалось бы, на этом фоне нет места для коррупции, и борьба с ней ведется не на словах, а на деле.
«Мы проводим, образно говоря, капитальный ремонт и генеральную уборку, цель и главное содержание которых – служение народу, стремление к деловитости, справедливости и неподкупности», – не раз заявляли наши китайские коллеги.
В борьбе с метастазами такой социальной раковой опухоли, как коррупция, день ото дня растет транспорентность и эффективность работы по расследованию коррупционных дел. Уместно отметить, что сегодня динамика борьбы государства с коррупцией включает в себя активное участие народных масс в этом деле. Особое внимание уделяется расследованию коррупционных дел ответственных работников партийных и государственных органов. Придание гласности процедур расследований укрепляет уверенность людей в том, что проводимая серьезная борьба с коррупцией позволит покончить с этим социальным злом.
Острым оружием нового типа в Китае называют разоблачение в Интернете. Проводя журналистское расследование и выкладывая добытую информацию в социальной сети, китайские журналисты весьма активно участвуют в антикоррупционных разоблачениях. В результате, многие высокопоставленные чиновники вынуждены менять насиженные места на «места достаточно отдаленные». По официальным данным, с июня прошлого года по июнь 2013 года было возбуждено более двух тысяч дел, связанных с нарушением законов, свыше 2200 человек получили партийные и административные наказания. Заметьте, при этом обязательно подчеркивается, что четвертая часть этих дел была возбуждена на основании разоблачения в Интернете.
В Поднебесной используют все возможности борьбы с этим злом, в частности, обнародуются контактные номера телефонов и почтовых ящиков, по которым принимается информация о незаконной деятельности.
Для этого в высшем органе КПК по проверке дисциплины – Центральной Комиссии, обладающей огромной властью, увеличено на одну треть количество работников. По
словам заместителя главы этой Комиссии Ли Юнчжуна, руководители десяти инспекторских групп, проводящих проверку, будут исполнять свои полномочия до окончания инспекционной проверки той или иной провинции Китая. Каждый раз перед поставленной задачей или поездкой назначается новый руководитель группы, а районы, за которые отвечают начальники инспекционных групп, по понятным причинам, также будут постоянно меняться. Такие вот барьеры для недопущения даже гипотетического сращивания с коррупционерами.
Словом, со злом борются сообща, всем миром.
Валерий РАХМАТУЛЛАЕВ
Дата: 10.09.2013 12:27
Источник: http://noviyvek.uz/kultura/voyazh-na-1-14-zemnogo-shara.html