Китай поддерживает позицию Узбекистана по вопросам регионального водопользования, следует из материала обозревателя правительственной газеты «Правды Востока» Геннадия Лю.
Китай поддерживает позицию Узбекистана по вопросам регионального водопользования, следует из материала обозревателя правительственной газеты «Правды Востока» Геннадия Лю.
«Подходя и к другим вопросам с точки зрения справедливости и здравого смысла, Китай твердо придерживается мнения о неприемлемости участия в осуществлении тех гидроэнергетических проектов в Центральной Азии, которые могут нарушить экологический баланс, принципы рационального использования водотока трансграничных рек в регионе», — утверждает эксперт.
По его мнению, в этом и многом другом отчетливо прослеживается то неизменное внимание, с каким Китай наблюдает за ситуацией в соседних странах, ибо развитие отношений с ними является одним из приоритетных направлений его глубоко взвешенной внешней политики.
«В этом плане Узбекистан как стратегическое государство региона, без которого не принимаются жизненно важные решения, имеет для Китая особое значение. Духовная близость, дружеские связи, уходящие корнями в глубь веков, культурные и торговые контакты между древним Мавераннахром и Поднебесной, единство взглядов по целому ряду актуальных вопросов современного развития — прочная платформа для дальнейшего укрепления взаимодействия во всех сферах», — заключает обозреватель издания.
Напомним, что в октябре прошлого года лидеры Узбекистана и Туркменистана по итогам узбекско-туркменских переговоров на высшем уровне подписали совместное заявление, в которой Ташкент и Ашхабад выражают твердую позицию по вопросу строительства крупных ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане. Как отмечается в документе, главы государств отметили необходимость рассмотрения вопросов использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии на основе общепризнанных норм и принципов международного права, с учетом интересов всех стран региона. «Узбекистан и Туркменистан, как Стороны Конвенции Европейской Экономической Комиссии ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992 года, подчеркивают, что любые действия, способные оказывать влияние на естественный сток трансграничных рек региона, в том числе реализация проектов строительства новых крупных гидросооружений, не могут быть предприняты без согласования всех заинтересованных сторон», — подчеркивается в тексте совместного заявления. Эту же позицию главы двух государств подтвердили и на итоговой пресс-конференции в Ашхабаде. «Строительство Рогунской ГЭС (в районе сейсмичностью 9−10 баллов) должно осуществляться в соответствии с общепризнанными нормами международного права, закрепленными в конвенциях ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 17 марта 1992 года или ряда других конвенций. Эти документы требуют соблюдения принципов не нанесения ущерба окружающей среде или интересам определенных государств, при использовании ресурсов трансграничных рек. Прежде всего, необходимо провести авторитетную международную экспертизу проекта строительства, в данном случае Рогунской ГЭС, и только по согласованию со странами, находящимися ниже по течению реки, приступать к этому строительству», — отметил Ислам Каримов. В свою очередь, туркменский лидер Гурбангулы Бердымухамедов заявил, что Ашхабад выступает за рассмотрение водно-энергетических вопросов на основе общепризнанных норм международного права. «Их решение должно осуществляться на принципах взаимного уважения и взаимного учета интересов всех государств региона. Считаем полезным участие в этом процессе международных организаций», — уточнил Бердымухамедов. Ранее сообщалось, в сентябре 2012 года в ходе официального визита главы Узбекистана в Казахстан Ташкент и Астана также выступили против проектов строительства крупных ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане. Душанбе и Бишкек напротив утверждают, что эти гидропроекты могут принести пользу всем странам региона.
19.09.2013