Современный Китай глазами узбекского эксперта

Тайну китайского экономического чуда сегодня стремится постигнуть весь мир. Аналитически подойдя к написанию очередной статьи, известный отечественный эксперт Рафик Сайфулинпредставил общую картину современного развития КНР, и в этом контексте рассказал о схожих ценностях узбекского и китайского народов.

По сложившейся традиции ниже представляем вашему вниманию материал Р.Сайфулина, посвященный китайскому феномену.

Безусловно, Китай – огромная страна, великая держава, с историей и культурным наследием, которые, дай Бог, хотя бы окинуть взглядом! Впечатления, вне всяких сомнений, многогранные и не у всех однозначные. Как в любой другой стране мира, в Китае есть и своя витрина, от которой трудно оторваться, но есть и свои задворки, от которых гостей и тем более друзей стараются деликатно уводить в сторону. В том же Шанхае, например, в ста метрах от крупного сверкающего торгового центра, где есть практически все бренды, вы сможете увидеть и другие картинки, которые напомнят вам не лучшие сюжеты из совсем недавней истории Китая, да и нашей, в общем-то, тоже. В узких улочках сушится всякого рода белье на веревках, перетянутых от дома к дому. Это не элитное жилье, зато в местной «столовке», где, к моему удивлению, на ура продавался наш плов, было сытно, дёшево, вкусно и по-своему уютно. Большинство людей здесь живут так, и вполне счастливы.

Китай бурно, стремительно и последовательно развивается. Поражают масштаб строительства, дороги и транспорт, но при этом видишь, что для многих, особенно выходцев из провинциальных деревушек, такой сумасшедший уклад и ритм жизни не совсем привычен.

Складывается впечатление, что за поразивший всех короткий срок страна сделала такой рывок, что многие просто не успели адаптироваться. Но процесс уже не остановить. Китайцы все больше становятся нацией потребителей. Речь уже не просто о том, чтобы просто хорошо наесться. В погоне за повседневными делами, китайцы не теряют времени на поглощение еды, часто делая это на ходу и в любом возможном месте.

Но в глаза бросаются многим знакомые признаки социального расслоения. Кто-то стоит в пробках на дорогих и крупногабаритных авто, по количеству которых китайцы могут запросто поспорить с американцами. А кто-то на вершине счастья, что у него появился «железный конь», неважно – дешёвый мопед или «малокалиберный» байк, где почти «комфортно» размещаются жена и ребёнок. При этом и первые и вторые одинаково, мягко говоря, не уважают пешеходов, для которых простой переход дороги превращается в практически ежедневную борьбу за выживание.

Важно другое. В погоне за счастьем жители страны и его руководство подчинили свою экономику внутренним потребностям. Еда своя (а это развитый аграрный сектор), туризм свой (а это масштабный инфраструктурный прорыв), практически всё, что необходимо в быту (от зубной пасты, бритвы до холодильника, смартфона и автомобиля) тоже свое, пусть где-то и скопированное.

Периодически бывая в разных европейских аэропортах, все чаще наблюдаю знакомую картинку. Длинные очереди китайских пассажиров за получением от 3 до 5 тысяч евро наличными. Знакомый китаец пояснил, что сегодня порой покупать вещи дешевле в Европе, но заверил, что часть из этой самой разнообразной ввозимой продукции совсем скоро появится на китайских прилавках, но уже с китайским лейблом.

Да, китайцам можно и нужно аплодировать за их успехи. Но есть и то, что заставляет призадуматься. По своей природе китайцы — народ закрытый и свой стресс предпочитают снимать в танцах на общественных площадях, чем в «задушевных» беседах с иностранцами. Никто не критикует, тем более не предает свою страну. Но в личных беседах могут привести массу примеров коррупции, с которой в Китае ведется решительная борьба, но на местах все меняется не так быстро.

Не правда ли знакомая картина? Правда, возможно, в том, что мы – граждане КНР и Узбекистана, конечно из разных цивилизационных устоев. У нас разные обычаи и нормы, языки и культура, религия и общественные традиции. Но во многом мы очень схожи. Узбеки не менее, чем китайцы, трудолюбивы и предприимчивы. Оба народа приведут массу примеров из своей истории, которыми по праву можно гордиться. Уверен, в этом кроются объективные предпосылки для объяснения исторического феномена переплетения цивилизаций в формате Великого шелкового пути и стремления возродить его в новых, современных условиях. Возможно, во многом благодаря этому мы как представители азиатской части света лучше адаптированы друг к другу, чем к жителям других континентов. Наши ценности или совпадают, или очень близки.

Можно, конечно, и поставить вопрос, кому из нас, у кого и как можно учиться. Но это не самое главное. Важнее слушать и понимать друг друга, изучать опыт и перенимать его при необходимости.

Мы просто суждены быть вместе, но для этого надо выработать ясные ответы на очевидные вопросы. А кто мы для Китая? Или что для нас Китай? Наконец, если вместе, то где и почему? Зная китайских коллег, смею заверить, что они также задаются этими вопросами, поскольку сами заворожены и немного поражены масштабом своих инициатив и реакцией на них из самых разных уголков света. Какие же напрашиваются выводы?

Китай для Узбекистана, как и многих других в мире, представляет интерес как богатая страна, у которой не только большие финансовые возможности, растущий технологический потенциал и опыт, но и способность развивать отношения с внешними партнерами, не оглядываясь на указания и «рекомендации» других – сильных мира сего. Китай стал настолько самодостаточным государством, что может позволить себе тратить время и деньги на осмысление своего будущего. Надо признать, что мы пока только двигаемся, но уверенно, к достижению этой цели.

Примечательно, но в этом контексте наши и китайские интересы во многом совпадают. Узбекистан не рассматривает, да и не должен воспринимать, КНР только в качестве некоторой бездонной кормушки. Все понимают, что приходит время платить по долгам, чего, слава Богу, не приходится делать нам, но для многих других внешних китайских партнеров это становится большой головной болью. Поэтому для Китая Узбекистан также не только важный и перспективный транспортный коридор и транзитер для товаров и услуг. Наша страна выглядит привлекательной для вложений в реальный сектор экономики, который сможет не только насытить пусть и не большой по китайским масштабам региональный рынок, но и значительно расширить эти горизонты. Уже достаточно примеров, как в этом направлении не только планируются, но и реализуются совместные взаимовыгодные проекты.

Прагматизма ни нам, ни китайцам не занимать. В этом большой плюс, преимущество, но и подводный камень. Может быть, это не совсем верно, но прагматизм предполагает и некоторые попытки переиграть или перехитрить своего партнера. Это вполне объяснимо и разумно. Есть основания и оптимизм утверждать, что Узбекистан и Китай выстраивают свои отношения на базе прагматизма, но с приоритетом других принципов. Возможно, изложение этих принципов может кому-то показаться примитивно-бульварно-вульгарным и все же: никто никого ничему не собирается учить; все без оговорок уважают друг друга; все понимают, что учиться друг у друга все же нужно, но сами решим, что для нас приоритет; наконец, мы все равно будем вместе и пусть это будет всем только на пользу. До сих пор мы идем в этом направлении.

Пусть для некоторых друзей из Китая останется загадкой, как и почему у нас мусульмане сидят за одним столом с представителями других вероисповеданий, запросто ходят друг к другу в гости и поздравляют в том числе по поводу религиозных праздников. Но пусть это станет и ключом для понимания того, как мы – Узбекистан и Китай будем вместе, надеюсь навсегда!

ИА «Жахон»

06.10.2017

Источник:http://jahonnews.uz/ru/obshchestvo/161/39996/

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter