Специальный репортаж: «Пояс и путь» вдоль гор Тянь-Шань

Горы Тянь-Шань, протяженность которых с запада на восток составляет около 2500 км, охватывают территории Китая, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. На карте Тянь-Шань выглядят как пояс, соединяющий Китай с Центральной Азией.

В древности существовал торговый «пояс» между Китаем и внешним миром — Великий шелковый путь, который на суше брал старт на западе Китая, проходил через Центральную и Западную Азию, достигал Среднего Востока, Европы и даже Африки. В 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул инициативу «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь 21-го века» /»Пояс и путь»/. Четыре года спустя, на евразийском континенте уже по-новому формируется Шелковый путь, который тянется вдоль гор Тянь-Шань и выходит за их пределы.

Начиная с Синьцзяна, хребет Тянь-Шань выходит на территорию Казахстана, который является одним из важнейших соседей Китая. Именно здесь, в столице РК Астане председатель Си Цзиньпин впервые выдвинул инициативу «Экономический пояс Шелкового пути». В 2017 году Казахстан и Китай связал новый пояс — в июне этого года был официально запущен новый железнодорожный маршрут пассажирских перевозок: от КПП «Хоргос» отправился в Астану международный пассажирский поезд под номером 9001. Открытие движения по новому маршруту способствует значительному сокращению времени железнодорожных пассажирских перевозок на пути между Китаем и Центральной Азией, Западной Азией и Европой, а также активизации гуманитарного обмена.

В июне во время своего государственного визита в РК Си Цзиньпин вместе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым принял участие в видеоконференции «Ляньюньган — Хоргос — Астана». На мероприятии китайский лидер отметил, что китайско-казахстанский железнодорожный транзитный маршрут между портом Ляньюньган и Хоргосом не только принесет пользу двум странам, но и предоставит больше транспортных удобств и возможностей для сотрудничества государствам в пространстве «Пояса и пути». Пекин и Астана активно реализуют План сотрудничества по сопряжению инициативы «Экономический пояс Шелкового пути» и программы «Нурлы Жол».

По словам Си Цзиньпина, Казахстан превратился из традиционно внутриконтинентальной страны в ключевой транспортный узел Евразии, играющий все более важную роль в торговле между Востоком и Западом. Китайско-казахстанское транспортное сотрудничество непрерывно углубляется, что позволит внести больший вклад в развитие и процветание региона.

«Экономический пояс Шелкового пути» также охватывает Кыргызстан и Узбекистан.

В октябре 2017 года стартовал пилотный пробег колонны грузовиков по маршруту «Ташкент-Андижан /Узбекистан/-Ош-Иркештам /Кыргызстан/-Кашгар /Китай/», общая протяженность которого составляет 900 км. Этот новый транспортный коридор является одним из самых высокогорных в мире: некоторые его участки проходят на высоте около 4 тыс. метров через четыре горных перевала.

По мнению узбекских чиновников, пилотный пробег знаменует возвращение Узбекистана и Кыргызстана к реализации масштабного проекта по созданию уникального транспортного коридора, который свяжет в единую сеть автомобильные, а в ближайшие годы и железнодорожные пути Китай-Кыргызстан-Узбекистан.

По словам бывшего министра внешней торговли Узбекистана Элера Ганиева, запуск этого автомобильного коридора послужит укреплению торгово-экономического сотрудничества между тремя странами, повысит транзитную привлекательность Центральной Азии как наиболее эффективного транзитного звена по направлению «Восток — Запад».

По оценке министра транспорта Кыргызстана Жамшитбека Калилова, с открытием уникального транспортного коридора Бишкек связывает надежды на повышение благосостояния жителей республики.

В древности китайский шелк перевозили по Великому шелковому пути и продавали в Азии, Европе и даже Африке. Сегодня по каналам «Пояса и пути» не только китайские товары вывозятся за рубеж, но и иностранная продукция попадает в Китай, например, таджикский хлопок и ткани.

На территории Таджикистана температура сильно колеблется днем и ночью. Таджикское хлопковое волокно тонкое и длинное, в нем содержится мало сахара, поэтому оно является очень хорошим сырьем для текстильной продукции и пользуется большим спросом за границей.

Но текстильная промышленность Таджикистана испытывает некоторые проблемы: нехватка кадров, старое оборудование и технологии на многих текстильных и швейных фабриках, дефицит средств, низкая урожайность хлопка на хлопковых плантациях.

Для реализации инициативы «Пояс и путь» и стратегии «выход за границу» китайская корпорация «Чжунтай» в 2014 году решила построить в Таджикистане аграрно-промышленный технопарк, где будет создана полная цепочка текстильной промышленности: выращивание и переработка хлопка, производство и экспорт готовой одежды.

Три года спустя, китайская корпорация внедрила в Таджикистане самые передовые технологии и оборудование, которые не только изменили местные способы выращивания хлопка, но и усовершенствовали производственную цепочку глубокой переработки сырья, расширили потенциал развития сельского хозяйства и увеличили налоговые поступления.

Горы Тянь-Шань не доходят до Туркменистана, однако Шелковый путь продолжается и в этой стране. Кроме исторически традиционных связей Пекин и Ашхабад связывает и новое звено — газопровод «Китай-Центральная Азия».

Данный газопровод берет начало на границе Туркменистана и Узбекистана, проходит по территории Узбекистана и Казахстана и пересекает китайскую границу через КПП Хоргос. Общая его длина составляет 1833 км, годовая проектная мощность — 30-40 млрд кубометров. На территории КНР он соединяется со 2-й ниткой газопровода «Запад — Восток».

В 2017-ом году отмечается десятилетие китайско-туркменского сотрудничества в сфере природного газа. Строительство газопровода стартовало в 2007 году, и поставки природного газа по газопроводу начались в конце 2009 года. По состоянию на конец ноября 2017-го года общий объем газа, поставленного в Китай по газопроводу «Китай-Центральная Азия», достиг 200 млрд кубометров.

Газопровод «Китай-Центральная Азия» обеспечивает диверсификацию как импорта энергоносителей Китая, так и экспорта природного газа Туркменистана. Он тесно связывает страны Центральной Азии и Китай, тем самым способствует дальнейшему углублению энергетического взаимодействия между обеими сторонами, стимулирует торгово-экономические обмены и укрепляет традиционную дружбу на основе взаимной выгоды и общего выигрыша.

Китай и страны Центральной Азии связывает не только деловой «пояс», но и гуманитарный. Согласно данным, опубликованным на сайте Государственной канцелярии КНР по распространению китайского языка за рубежом, по состоянию на начало декабря 2017 года в Центральной Азии созданы всего 13 институтов Конфуция: пять на территории Казахстана, четыре в Кыргызстане, по два в Узбекистане и Таджикистане.

В институтах Конфуция студенты не только изучают китайский язык, но и знакомятся с историей и культурой Китая. После окончания института они станут не просто китаистами, а новым поколением строителей «Пояса и пути».

01.01.2018

Источник:   http://russian.news.cn/2018-01/01/c_136865037.htm

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter