Популярность «западных» тканей из Самарканда в Поднебесной
Следует отметить, что не только китайские шелка пользовались особым спросом у иностранцев, но и ткани «западного» происхождения интересовали аристократов и модниц Поднебесной империи.
Популярность «западных» тканей из Самарканда в Поднебесной
Следует отметить, что не только китайские шелка пользовались особым спросом у иностранцев, но и ткани «западного» происхождения интересовали аристократов и модниц Поднебесной империи.
Из Средней Азии на Восток и Запад вывозились знаменитые самаркандская и хуттальская парчи, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, украшенные прекрасными узорами и изображениями представителей животного мира и фантастических существ.
Они присутствуют в деталях одежды персонажей из настенных росписей VI — VIII веков н.э. в аудиенц-залах дворцов правителей Согда: — самаркандских ихшидов, раскопанных на городищах Афрасиаб и Варахша – загородной резиденции бухархудатов, а также замка феодала на Балалыктепа (близ Ангора по дороге из Термеза).
Наряду с этим на северной стене парадного зала дворца самаркандского владетеля Вархумана ( 696 г .н.э.) изображена, наряду с прибытием к его двору посольств из разных стран, сцена переправы через реку на лодке китайской принцессы с придворными дамами и музыкантами…
Но самые старые ткани «западного» производства, определенные специалистами как «бактрийские», обнаружены, наряду с китайскими шелками, в погребальном инвентаре раскопанных могил хуннской знати ( II в.до н.э.- I в.н.э.) из Ноин-Улы (курганного могильника в Монголии).
Исторических примеров подобного плодотворного сотрудничества далеких предков народов Узбекистана и Китая имеется великое множество.
Знакомство с письменными источниками и наследием позволяет говорить о том, что т радиционные музыкальные культуры народов Узбекистана и Китая, имеющие свои особенности, привлекают внимание специалистов некоторыми сходными элементами.
Наряду с этим, сведения древних китайских авторов подтверждаются археологическими находками.
К примеру, первые свидетельствуют о том, что желанными гостями при дворе императора, в домах сановников и богачей были мастера театрализованного творчества и представлений из Согда и Чача.
Китайские посольства к Сахибкирану и Темуридам
Свидетельством наиболее развитых отношений на позднем этапе функционирования Шелкового пути являются китайские посольства к Амиру Темуру и Темуридам в конце XIV -первой четверти XV века.
Известно, например, что дипломатические отношения Китайского двора с государством Шахруха отличались на протяжении многих лет стабильностью и добрососедскими отношениями.
Сведения о посольствах имеются не только в китайских письменных источниках, но и восточных, таких например, как «Мудисмали — и Фасихи», европейских — «Дневник путешествия в Самарканд ко двору Темура (1403—1406)» Руи Гонсалеса де Клавихо.
В них характеризуются дипломатические отношения Темуридов с китайской империей Минг, приводятся имена китайских посланников, содержание даров.
Реформы, проводившиеся в государстве Темуром и Темуридами, привели к тому, что самым примечательном явлением в экономической жизни их владений стал высокий уровень развития народных ремесел и разных видов декоративно-прикладного искусства, а также внутренней и внешней денежной торговли.
Развитие разветвленной и благоустроенной сети дорог было вызвано не только стратегической, но и коммерческой необходимостью, расширением международной торговли. Но эта тема заслуживает отдельного рассказа.
Самый прекрасный способ международных контактов
Таким образом, история Великого Шелкового Пути убедительно показывает нам пример того, что самым прекрасным способом контактов между государствами и общения между их народами всегда был и будет не только верно избранный путь торговли, экономических и политических взаимоотношений, но и углубления и расширения культурно-просветительских, научных и спортивных контактов, формирования взаимного доверия и в сфере общения на уровне народной дипломатии.
Стремление к соблюдению всех этих условий, где важнейшую роль играют забота руководства государства о постоянном повышении, в соответствии с духом времени, уровня культуры и просвещения населения стран-партнеров, а также создание самых выгодных условий для инвестиций в развитие интеллектуального потенциала народов ….
Это истинный путь к повышению жизненного уровня народов и процветанию государств.
И в истории тому есть немало примеров и доказательств.
Археологические данные и сведения письменных источников свидетельствуют, что восточные и центральные области Средней Азии являлись в древности и средневековье
зоной не только китайских политических и торгово-экономических интересов…
Они всегда были и останутся привлекательными для многих стран мира, в том числе и мировых держав.
Сергей Савчук-Курбанов, доктор философии, кандидат исторических наук, эксперт по Великому шелковому пути.