В городе Шахрисабзе 6-10 сентября текущего года состоится Международный форум искусства макома. Наша страна серьезно готовится к этому престижному культурному событию.
Корреспондент УзА побеседовала с народным хафизом Узбекистана, кавалером ордена “Дустлик” Хасаном РАДЖАБИ об истории, становлении искусства макома, его роли в развитии мировой классической музыки.
– Не без основания маком называют жемчужиной узбекской классической музыки. Расскажите, пожалуйста, об истории формирования этого искусства.
– Маком – это бесценное духовное наследие нашего народа. Оно прошло долгий путь развития, в его эволюцию внесли вклад многие артисты и композиторы. Мелодии макома передают самые глубокие переживания человека. Для полного понимания макома требуется определенная подготовка. Человек с детских лет должен быть близок к музыке, вложить в нее свою душу. Необходимо знать староузбекскую письменность, арабский и персидский языки. В целом маком – это особое искусство, отдельная культура.
Исполнение макома является одним из древних искусств. В IХ-Х веках маком являлся неотъемлемой частью социально-культурной жизни стран Центральной Азии и Востока.
Искусство узбекского макома имеет более чем тысячелетнюю историю. В нашей стране Шашмаком, Хорезмские, Фергано-Ташкентские макомы отличаются по своей структуре и методам исполнения. На протяжении веков развитие макома было связано с эпохами, временем, социальной действительностью.
В Узбекистане в развитие этого искусства внес весомый вклад академик Юнус Раджаби. Благодаря его усилиям в 1959 году впервые на узбекском языке под названием «Узбек халк мусикаси» была составлена антология Шашмакома в шести томах.
– У восточных народов это искусство имеет различие в названии. В чем оно заключается?
– У узбекского и таджикского народов маком имеет одно название, в Азербайджане его называют мугом, в Иране – нугба, у уйгуров – муком, но все они имеют одно значение. Многие думают, что у них разные основы. На самом деле эти классические мелодии имеют много общего. В них есть лишь отдельные различия и своеобразие. Например, в уйгурских макомах больше внимания уделено красивым намекам и остротам, мелодии макомов таджикского народа отличаются разным звучанием. Гармонию текста и мелодии в персидских макомах невозможно повторить в других. В узбекских макомах во все времена признавалось их глубокое смысловое содержание.
Общим аспектом в макомах тюркских народов является придание особого значения кульминации и завершению мелодии. Кульминационные лады исполняются высоко, завершающая часть исполняется ниже, как бы «успокаивается».
Маком – это масштабный цикл. От других музыкальных произведений он отличается художественной завершенностью, наличием систем мелодии и форм. Поэтому для его исполнения прежде всего необходимо знание классической литературы. Если исполнитель, изучая маком, не понимает значения хотя бы одного слова, он не сможет исполнить произведение на должном уровне, между поэтом и исполнителем возникнет преграда. Все это большая наука. Самодеятельные исполнители макомов не должны переиначивать содержание произведения.
Мой покойный отец говорил: “Хочешь исправить маком – исправляй, но не порть”. Никто не имеет права портить маком. Неправильное произношение слова, неверная трактовка мелодии, ее кульминации сравнимы с изменой богатому духовному наследию народа. Газель, начинающуюся словами “Кеча келгум”, нельзя исполнять в форме “Кеча келдим”. Поэтому следует уделять большое значение работе со словами. Изменения можно вносить лишь в том случае, если сумеешь придумать более красивое исполнение макома.
– Маком – это сокровищница, передаваемая от поколения к поколению. Эта традиция сохраняется и в вашей династии…
– Я считаю, наше счастье заключается в том, что мы родились в роду Раджаби, где всегда высоко ценили искусство и литературу. Если бы я родился в другой семье, возможно, не пришел бы в волшебный мир макома. Я – языковед, при прежнем строе у нас не было возможности полностью реализовать себя в этой сфере. Но благодаря знаниям и урокам отца я полюбил слово. Красота художественного слова призывала к его произношению под музыку. И я принял решение познать тайны этого искусства. Следуя стопам отца, начал заниматься научными исследованиями. Недавно издал 700-страничную книгу об искусстве макома “Ражабийнома”, в которую включены и воспоминания об отце.
Сегодня изучением макомов занимаются мои дети и внуки, они достигли весомых успехов на этом поприще. И это меня радует.
– Что вы можете сказать о внимании, уделяемом в нашей стране искусству макома?
– Внесение Шашмакома в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО стало одним из важных событий в жизни нашего народа. Принятие 17 ноября прошлого года постановления Президента Шавката Мирзиёева «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства макома» стало логическим продолжением этого незабываемого события. По инициативе главы государства принято решение о проведении раз в каждые два года в городе Шахрисабзе Международного форума искусства макома. Для нас, артистов, это прекрасная возможность для пропаганды макома в масштабах всего мира. Проводимая работа означает обеспечение преемственности макома, который своей историей, глубокой философией и неповторимой красотой придает духовную энергию человечеству.
– Что вы ожидаете от предстоящего в Шахрисабзе первого Международного форума искусства макома? Какое значение в развитии искусства макома будет иметь это мероприятие?
– В международном форуме примут участие известные певцы и музыканты, знатоки макома из многих зарубежных стран. Организацией мероприятия занимаются мои друзья и ученики, хорошо знающие это искусство. Вместе с народным хафизом Махмуджоном Тожибоевым, народной артисткой Узбекистана Муножот Йулчиевой готовимся к проведению в рамках мероприятия научно-практической конференции “Музыкальное искусство макома и его роль в мировой цивилизации”, на которой основное внимание будет уделено значению узбекского классического макома, состоится обмен мнениями среди местных и зарубежных музыковедов, ученых, исполнителей и музыкантов.
На форуме важна не победа, а участие. Такие конкурсы служат обогащению музыкального искусства, расширению кругозора народов мира, формированию ценностного отношения к духовному наследию.
Беседовала Дилобар Маматова, УзА
20.08.2018
Источник: http://uza.uz/ru/society/makom-klassicheskoe-iskusstvo-s-drevney-istoriey-20-08-2018