Китай – одна из самых влиятельных стран в современной мировой киноиндустрии. Более того, на сегодняшний день китайский кинорынок занимает второе место после родины массового кино – США.
По мнению экспертов, возможно, через пару лет КНР сможет оставить Голливуд далеко позади, ведь Поднебесная ежегодно захватывает вершины всех возможных авторитетных рейтингов в этой сфере. Да и число проданных билетов, а соответственно, и кассовые сборы ежегодно растут умопомрачительными темпами.
Поэтому неслучайно, что Узбекистан, активно реформирующий свою киноиндустрию, обратился к опыту Китая. Страны не только стали проводить традиционные Дни узбекского и китайского кино, обмениваться опытом и знаниями. Они пошли дальше и в скором времени планируют снять самый настоящий исторический блокбастер.
Немного истории
Историки говорят, что жители Китая начали свое знакомство с кинематографом еще в далеком 1896 году с просмотра иностранных фильмов. Первую собственную киноленту – «Битва при Динцзюньшане» в стране сняли в 1906 году, причем это было не кино в современном понимании этого слова, а запись отрывка из пекинской оперы. Связь музыкального театра и кино первое время серьезно отражалась на фильмах Поднебесной, это было заметно во многих деталях, в том числе и в игре актеров: они задерживались в статичных позах и могли долго пронзительно смотреть в камеру.
Интересно, что до начала XX века в КНР до игры на сцене допускались исключительно мужчины. Ситуация изменилась лишь в 1913 году, когда в Китае сняли фильм «Чуан Цзу проверяет свою жену». В нем актриса Ян Шаншан сыграла роль горничной. Этот фильм известен еще и тем, что стал первой китайской кинолентой, добравшейся до западного мира.
Кстати, первые 40 лет китайские фильмы снимались в Шанхае. Из-за этого город прозвали «Восточным Голливудом». Однако в начале сороковых годов в Китай вторглись японские войска, которые оккупировали Шанхай, в результате кинопроизводство пришлось перенести в Гонконг. В этот период киноискусство практически не развивалось. Вновь заниматься этим делом китайцы начали только после окончания Второй мировой войны.
Точки соприкосновения
История узбекско-китайского партнерства в сфере кинематографа сегодня выходит на новую ступень своего развития. В последние годы в Китае и Узбекистане активно начали проходить недели национального кино, которые вызывают большой интерес у зрителей. Например, в прошлом году в Ташкенте прошла премьера проекта Синьцзянской киностудии Тянь-Шань, а в 2017 году в Пекине, Шанхае и древнем Сиане были организованы «Дни узбекского кино».
Новой ступенью этого сотрудничества стал проект по созданию совместного фильма, над которым сейчас активно работают китайские и узбекские кинематографисты. Неслучайно и то, что для этой своеобразной «первой ласточки» партнерства в кинопроизводстве, была выбрана тема Великого шелкового пути, хорошо известная народам обоих государств.
Инициативу планируется реализовать в рамках крупного китайского международного проекта «Один пояс, один путь», который выступает своеобразным современным наследником этого древнего торгового пути.
«Наш талантливый сценарист Назар Ишонкулов написал интересный сюжет для этого фильма, китайская сторона его утвердила. Сейчас решаются все финансовые и организационные вопросы. Тем не менее, чтобы фундамент для будущего сотрудничества был прочным, двум сторонам необходимо активней работать в этом направлении», – рассказал режиссер Дониёр Шакиров.
Кроме того, в октябре-ноябре прошлого года узбекская делегация, состоящая из режиссеров, актеров, сценаристов, редакторов, операторов и менеджеров, по приглашению посольства КНР в Ташкенте и Минэкономики КНР, приняла участие в семинаре «История и развитие китайского кино и телевидения».
Помимо Узбекистана, в нем участвовали специалисты из 15 государств, в их числе Латвия, Венесуэла, Куба, Доминиканская Республика и ряд африканских стран. На протяжении 20 дней молодым кинематографистам и телевизионщикам рассказывали, как производить блокбастеры и популярные ток-шоу, как Поднебесной удалось выйти на первые роли в мировом кинопроизводстве и чем интересуется современный зритель.
Участников ознакомили с местным телевидением, киноплощадками, учебными заведениями, где готовят будущих производителей полного метра. Также для них организовали экскурсию по Пекину, Шанхаю, Ханчжоу и провинции Хунань, где производят основной объем кинопродукции. Кстати, в Хунане имеется национальный парк Чжанцзяцзе, который стал прототипом «летающих» гор в известном фильме Джеймса Кэмерона «Аватар».
Найди десять отличий
Режиссер Дониёр Шакиров был одним из участников семинара и возглавлял в КНР узбекскую делегацию кинематографистов. Он не в первый раз участвует в подобных китайских проектах, поэтому не понаслышке знает, чем славятся местные фильмы и что объединяет узбекских и китайских деятелей кино.
«Сегодня китайские кинематографисты ставят перед собой серьезную цель – стать первыми в мире. И они смогут реализовать свои амбициозные планы, так как все необходимые условия для этого есть. Во-первых, самая сильная сторона китайской киноиндустрии – техника. В этом плане нам до них очень и очень далеко. Да и не только нам, но и многим другим странам. Во-вторых, у них нет проблем с финансированием. Частные спонсоры и государство охотно выделяют средства, если проект действительно интересный, тогда как в Узбекистане с этим есть проблемы», – рассказывает он.
По его словам, важную роль играет и то, что из года в год количество кинотеатров в Китае увеличивается, при этом параллельно растет и число зрителей. Например, в небольшом городе Чанша имеется 150 современных кинотеатров, которые оснащены суперсовременным проекционным и звуковым оборудованием для показа фильмов в формате, как минимум, 3D. В некоторых кинотеатрах имеется уже 6D – зрители не только чувствуют себя на месте событий, но и могут ощущать запах, почувствовать ветер, дождь, снег.
«Для местных зрителей кинотеатры – это не только место, где можно посмотреть интересную картину, но и источник новых эмоций. Китайские зрители массово ходят в кино, как на аттракцион. Естественно, в таких условиях возможностей собрать высокую кассу больше, следовательно, кинопроизводство от этого только процветает», – отметил Дониёр Шакиров.
Еще одной китайской особенностью является тот факт, что кино и телевидение работают в структуре одного министерства, тогда так в Узбекистане Национальное агентство «Узбеккино» и Национальная телерадиокомпания функционируют отдельно.
«Конечно, в этом есть свои плюсы. Дело в том, что в Узбекистане порой выпускают достаточно сильные работы как документальные, так и художественные, но есть проблема с рекламой и пиаром. Телеканалы не хотят бесплатно рекламировать фильмы, но при этом не отказываются транслировать их. А ведь от этого сужается охват аудитории, и многие зрители просто остаются в неведении, что такая картина вообще существует и была представлена в массовом прокате», – говорит Дониёр Шакиров.
К примеру, документальный фильм «Исломхужа» узбекского кинорежиссера Джахонгира Ахмедова быстро сняли с проката, потому что слабо рекламировали картину, и о ней знал узкий круг, соответственно, и рейтинги были не самые хорошие. Хотя работа заслуживает высоких оценок.
«Будет лучше для всех, если мы присмотримся к китайскому опыту и Национальное агентство «Узбеккино» совместно с Национальной телерадиокомпанией начнут работать на взаимовыгодных условиях», – считает Шакиров.
Кроме того, узбекский режиссер заметил, что в Поднебесной активно начала расти и другая смежная отрасль – онлайн-кинотеатры. Это чувствуют и рекламодатели: основные рекламные бюджеты сейчас чаще отдаются интернету, нежели традиционному ТВ.
«В КНР создатели кино- и телепродукции через интернет зарабатывают неплохие деньги. И дело не только в доходах от рекламы. Каждый зритель, который хочет посмотреть ток-шоу или фильм, прежде должен перечислить определенную сумму. У нас это очень слабо развито, я бы даже сказал, что находится в зачаточном состоянии», – сообщил он.
Стоит отметить, что в скором времени Дониёр Шакиров планирует приступить к съемкам художественного фильма, который будет посвящен молодежной сборной Узбекистана, впервые ставшей чемпионами Азии среди футболистов до 23 лет. Узбекистанцы обыграли в финале команду Вьетнама в экстра-таймах. Судьбоносный матч проходил как раз в Китае и завершился со счетом 2:1.
«Если помните, перед встречей поле олимпийского стадиона Чанчжоу засыпало снегом, что вызвало определенные трудности для футболистов Узбекистана, которые играли в белой форме. Тем не менее, они смогли справиться с природными трудностями и одержали победу. Вся страна гордится ими. Появился стимул для последующих громких побед. Поэтому я решил посвятить им фильм. Изначально планировал снять картину совместно с китайским режиссером, но потом решил, что самостоятельно выпущу фильм», – сказал он.
Борьба с пиратами. Не секрет, что раньше на китайском рынке пиратские диски были практически на каждом шагу. Люди могли купить самый свежий блокбастер сразу же после его выхода в прокат. Затем китайское правительство всерьез взялось за эту проблему. Для этого был ужесточен закон об авторском праве и приняты меры по содействию развитию национальной киноиндустрии. В результате аудитория кинотеатров в КНР выросла в разы.
Кстати, для иностранных кинопроизводителей попасть в кинотеатры Поднебесной достаточно сложно. В стране существует жесткая квота на иностранные фильмы. Сейчас зарубежное кино ограничено 34 картинами в год, хотя возможность увеличить это число периодически обсуждается.
Специалист первой категории по мониторингу в отделе сценариев Национального агентства «Узбеккино» Умрбек Хамдамов, который также был приглашен в КНР для участия в семинаре, рассказал, в чем заключается специфика китайского кинорынка.
«Китайский зритель, так же, как и узбекский, очень эмоциональный. Жители Поднебесной любят кино, где можно поплакать или похохотать. Для того чтобы фильм нашел отклик у китайских зрителей, важна по-человечески близкая история, тогда как в Европе зрители любят интеллектуальные фильмы, где можно поразмыслить, открыть для себя что-то новое», – говорит он.
При этом Хамдамов считает, что китайским и узбекским актерам есть чему поучиться друг у друга.
«Во время нашей поездки по Китаю мы как-то застали актрису во время репетиции, она повторяла свои слова. Как только она увидела нас, тут же остановилась и перестала читать роль. Видимо, смутилась. Узбекская школа актеров в таких случаях учит уходить в себя во время работы, несмотря на происходящее вокруг», – сказал Хамдамов.
Китайцы – очень хорошие технические исполнители. У них большой опыт в изготовлении костюмов и реквизита. В театрах и кино делают значительный акцент на спецэффекты, в том числе иногда в ущерб актерской игре.
«Иногда это мешает. Спецэффекты не дают рассмотреть сущность актера и понять, насколько он может раскрыть себя. Интересно, что в КНР активно используют спецэффекты не только в кино, но даже в театрах. Все выглядит идеально, но будет ли так, если убрать эффекты и оставить на сцене только актеров?» – говорит он.
С другой стороны, замечает Хамдамов, в вопросе внедрения и использования спецэффектов узбекским специалистам есть чему поучиться у Поднебесной.
«В Китае даже в учебных заведениях обучают, как совмещать и внедрять современную технологию в кино и театре. Кроме того, нам необходимо пересмотреть отношение к работе. В частности, мы должны стать более пунктуальными и ответственными. Если в КНР опоздание на встречу воспринимается как оскорбление, то у нас – как норма. Это неправильно», – заметил Умрбек Хамдамов.
Специалисты говорят, что в последние два-три года отношения между нашими странами в области кино развиваются очень активно. Во многом на динамизацию этого процесса влияет большая политика. Значительное количество совместных проектов реализуется именно потому, что руководители наших стран дружат и плотно общаются. Мы сотрудничаем в политике, экономике, образовании, спорте, а теперь и в киноискусстве, что не может не радовать. В общем ждем новых и ярких совместных кинопремьер.
08.01.2019
источник: https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/kino-za-velikoy-stenoy-kak-uzbekistan/ и http://uzchinassn.com/ru/news/kino-za-velikoj-stenoj-kak-uzbekistan-i-knr-budut-snimat-pervyj-sovmestnyj-istoricheskij-film/