Узбекистан поставил перед собой амбициозную цель на ближайшие годы – не только развивать космические технологии, но и стать одним из заметных игроков на региональном уровне. В феврале прошлого года в стране была создана специальная рабочая комиссия, отвечающая за подготовку предложений по развитию космических исследований и технологий.
В числе ее задач – разработка обоснованных концепций развития этой отрасли, привлечение ведущего зарубежного опыта. Поэтому неслучайно, что одним из стратегических партнеров в этом направлении был выбран Китай, недавние успехи которого с космической программой на Луне облетели весь мир.
Принципы новой реальности
Сегодня даже в век развития современных технологий и коммуникаций, которые проникли во все сферы нашей жизни, бывает сложно объяснить обычному человеку, зачем государство должно тратить миллионы долларов на далекий космос, а не, например, дороги возле его дома или оснащение районной больницы.
Тем не менее космические технологии уже давно и прочно вошли в нашу жизнь, пусть это и не всегда заметно. Спутниковое телевидение, развитие «умных» городов, прогнозирование погоды, мобильная связь, электронное правительство, системы навигации – все это активно развивается по всему миру и стимулирует интерес к высоким технологиям, способным улучшить жизнь простых людей.
Узбекистан, чтобы не остаться на обочине глобальных процессов развития, стремится к освоению инновационных решений. Прежде всего нашу страну интересуют индустрия мобильных телекоммуникаций, спутниковые системы глобального позиционирования и мониторинг транспорта, геолокация, радионавигация и многие другие направления, которые не смогли бы развиваться без космических технологий.
Лидерство в этой области принадлежит трем странам – США, России и Китаю. При этом для Узбекистана наиболее предпочтителен опыт Поднебесной, которая смогла за короткий срок выйти на первые роли в мировой космической гонке, создав свою индустрию практически с нуля.
Сложно представить, но КНР выбилась в число лидеров в космической индустрии всего за 15 лет. Так, первый китайский пилотируемый аппарат «Шэньчжоу-5″ был запущен в 2003 году, что позволило Поднебесной стать третьей страной в мире после СССР и США, сумевшей самостоятельно отправить на орбиту космонавта.
Очень важно, что изначально космическая программа КНР создавалась в том числе и как коммерческий проект, приносящий не только дивиденды в качестве инновационного и технологического движения вперед, но и вполне осязаемые финансовые прибыли.
Так, в 2004 году Китай заключил договор с Нигерией на создание и запуск спутника NigComSat, который был успешно выведен на орбиту в 2007 году. Позже, в 2011 году его сменил NigComSat-1R.
В результате Нигерия вошла в тройку африканских стран, имеющих собственные спутники. На сегодняшний день у нее уже пять таких аппаратов.
В 2005 году Поднебесная сделала очередной шаг в космическое пространство, запустив аппарат «Шэньчжоу-6″ с двумя космонавтами на борту. Процесс запуска с космодрома Цзюцюань в прямом эфире передавали все главные телеканалы страны. Экипаж провел на орбите Земли пять суток, осуществив ряд запланированных научных экспериментов.
В июне 2007 года китайцы взяли еще один рекорд – осуществили сотый успешный запуск ракет-носителей линейки «Великий поход», в результате которого на орбиту был выведен телекоммуникационный спутник SinoSat-3. Не останавливаясь на достигнутом, они в этом же году запустили к Луне свою первую автоматическую межпланетную станцию Chang’e-1. Тем самым КНР стала пятым государством, которое отправило космический зонд к Луне.
В ноябре этого же года китайские власти опубликовали первый фотоснимок, сделанный станцией, а уже через год заявили о создании подробной карты лунной поверхности. Что еще важнее – в марте 2009 года Chang’e-1 после завершения 16-месячной миссии опустился на поверхность естественного спутника Земли.
В 2011 году КНР отправила в космос модуль Tiangong-1, произведенный для отработки новейших технологий, позволяющих создать постоянно работающую орбитальную лабораторию. Тем самым китайцы объявили всему миру о своих амбициозных планах по отправке космонавта на Луну к 2025 году, а также миссии на Марс.
Еще одним важным шагом китайской космической программы стал запуск собственной навигационной системы Beidou. В коммерческую эксплуатацию она была введена в 2012 году, а на полную мощность, по заявлению экспертов, выйдет примерно к 2020 году. В конце прошлого года КНР произвела успешный пуск ракеты-носителя «Чанчжэн-3B» с двумя навигационными спутниками Beidou, которые стали 39-м и 40-м в этой глобальной навигационной системе.
Для Узбекистана, обладающего ограниченными ресурсами, может быть интересен и другой факт – КНР тратит на свою космическую программу почти в семь раз меньше США, однако по количеству запусков спутников уже догнала американцев.
И сейчас китайцы не намерены сдавать своих позиций. Чего только стоят успехи китайской автоматической станции «Чанъэ-4″, которая не только совершила первую в истории человечества успешную посадку на обратной стороне Луны, но и доставила туда семена хлопчатника, которые дали ростки.
Вектор в пространстве
Несомненно, успехи китайской космической индустрии не остались незаметными, в том числе и у отечественных разработчиков и ученых. Поэтому неслучайно, что во время своего визита в Поднебесную в мае 2017 года, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев посетил Китайскую аэрокосмическую научно-промышленную корпорацию в Пекине. Тогда страны достигли серьезного прорыва и подписали несколько важнейших документов по сотрудничеству в экономике.
Первый шаг в этом направлении уже сделан. Ташкентский университет информационных технологий (ТУИТ) налаживает взаимодействие с китайским университетом Beihang, входящим в топ-500 лучших вузов мира.
Как отмечает декан факультета радио и мобильной связи ТУИТ Дилмурод Давронбеков, сегодня вуз является базовым в сфере подготовки кадров для IT-индустрии Узбекистана. Перед ним поставлена задача расширения и развития международного сотрудничества в освоении и развитии космических технологий.
«Мы провели ряд плодотворных встреч с зарубежными коллегами. В конце декабря прошлого года заключили договор о сотрудничестве с университетом Beihang. Документ предусматривает обмен опытом в космической сфере. В частности, рассматривается возможность изучения китайской навигационной системы Beidou, которая уже сейчас составляет серьезную конкуренцию американской GPS и российской ГЛОНАСС», – рассказал Давронбеков.
По его словам, пока Beidou обслуживает ограниченную территорию, но в течение двух лет китайские специалисты намерены вывести ее в статус глобальной навигационной системы.
«Использование всех трех систем в комплексе дает точность определения координат до метра. Договор о сотрудничестве с китайским вузом подразумевает и подготовку магистров по космической технике и технологиям, обучение докторантов. Планируется модернизация лабораторной базы ТУИТ в соответствии с современными технологиями», – подчеркнул он.
При этом Узбекистан – не новичок в космических исследованиях. В 1979 году под руководством узбекского ученого Шавката Вахидова было создано Ташкентское конструкторское бюро машиностроения, переименованное в дальнейшем в НПО «Коинот». Его конструкторы создали уникальную буровую установку для лунохода «Луна-24″.
С ее помощью удалось пробурить на Луне скважину глубиной 2,5 метра и, сохраняя структуру и последовательность расположения слоев, доставить с помощью специального модуля драгоценный груз на Землю. Успешные эксперименты с бурением, извлечением грунта, транспортировкой на Землю с помощью созданной установки были продолжены и на станциях «Венера-13″ и «Венера-14″.
Директор Радиоастрономической обсерватории РТ-70 на плато Суффа Геннадий Шанин рассказал, что в Паркентском районе Ташкентской области в советское время был построен полигон «Невич» с необходимой инфраструктурой производства и испытания космической техники. К примеру, здесь специалисты возвели корпус для моделирования условий невесомости, оснащенный сложной системой обезвешивания. Однако в годы независимости многие разработки в аэрокосмической сфере были утеряны.
«За 25 лет не проводилось никакой работы в этой сфере, поэтому мы не используем свою аэрокосмическую зону. Сейчас разрабатываются стратегические планы в этой сфере, и одним из крупных шагов станет запуск собственных искусственных спутников. Это положительно повлияет на развитие многих сфер жизни, включая телевидение и интернет», – отметил министр инновационного развития Узбекистана Иброхим Абдурахманов.
По его словам, в числе главных задач для нашей страны в этом направлении – создание научно-исследовательских институтов, которые будут заниматься аэрокосмическими исследованиями.
По мнению эксперта совета Международной негосударственной некоммерческой организации Buyuk kelagak, генерального директора CosTech Engineering GmbH (Мюнхен, Германия), а ранее ведущего специалиста Германского центра авиации и космонавтики Юнира Гатауллина, Узбекистану не нужно строить космодром и запускать ракеты.
Эксперт считает, что существуют и более эффективные направления космических технологий. Учитывая географические и экономические особенности Узбекистана, это дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и геоинформационные системы (ГИС), спутниковая связь, космическая навигация и исследования, образование в сфере космических технологий.
К примеру, ДЗЗ и ГИС дают сравнительно быструю и эффективную экономическую отдачу в таких реальных отраслях экономики, как сельское хозяйство, транспорт, строительство, метеорология, управление водными ресурсами и безопасность.
Так, например, применение зондирования сыграет большую роль в создании продуктов с высокой добавочной стоимостью и позволит решить насущные проблемы многих отраслей. Его конечный продукт – это точные карты, поиск полезных ископаемых, классификация растительности, пастбищ, водоемов, оценка состояния дорожных покрытий, метеорологические прогнозы, мониторинг чрезвычайных ситуаций (сели, оползни, пожары, наводнения), наблюдение за объектами стратегической важности (плотины, заповедники, аэропорты, военные части).
Технологическая основа всему этому – спутник ДЗЗ, наземная станция приема, которая получает многоканальные космические снимки с зарубежных спутников, центр обработки данных, производящий их сложную многоуровневую обработку для планирования сельскохозяйственных, строительных, транспортных, геологических, геофизических и экологических работ.
Юнир Гатауллин отмечает, что такие спутники уже давно функционируют на орбитах и активно используются за рубежом. Можно пользоваться их услугами за небольшую стоимость (от 20 долларов за квадратный километр космической съемки). Для оперативного получения этих данных необходимо приобрести и установить наземную станцию приема и наладить работу центра обработки данных.
По мнению эксперта, создание и запуск собственного спутника с учетом экономических, технологических и кадровых реалий Узбекистана в ближайшие годы не оправданы. Но прием и обработка данных, полученных со спутников других стран, с доведением до конечного продукта собственными силами, позволит развернуть полномасштабную деятельность в короткие сроки, получить ценные результаты и окупить вложения за несколько лет.
Гатауллин считает, что космические исследования в Узбекистане должны развиваться целенаправленно, по долгосрочным научным программам и в кооперации с иностранными партнерами, которые имеют больше опыта и могут взять на себя ведущую роль.
В то же время в Узбекистане имеется свой базис для проведения космических исследований в рамках Астрономического института Академии наук. Сейчас эти исследования главным образом основаны на наблюдательных данных из обсерватории Майданак. Обсерватория уникальна по своим высококачественным атмосферным условиям и географическому местоположению – она находится на расстоянии 120 км от Самарканда на западных отрогах Памиро-Алайской горной системы на высоте 2700 метров над уровнем моря.
В 2018 году по инициативе Шавката Мирзиёева и Владимира Путина была подписана договоренность по завершению строительства уникальной радиоастрономической обсерватории РТ-70 на плато Суффа. В июне Узбекистан посетило руководство Российской академии наук, и визит был посвящен в основном проекту создания радиотелескопа РТ-70.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев также не исключает возможности, что в недалеком будущем на российском космическом корабле полетит гражданин Узбекистана. Возможно, это будет и китайский аппарат. Время покажет, однако понятно одно – наша республика серьезно намерена закрепиться в космическом пространстве и партнеры у нее для этого самые лучшие.
03.02.2019
Источник: https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/doroga-k-zvezdam-uzbekistan-gotovit/ и http://uzchinassn.com/ru/news/doroga-k-zvezdam-uzbekistan-gotovitsya-k-osvoeniyu-kosmosa-i-kitaj-emu-v-etom-pomozhet/