19 уникальных произведений гончарного ремесла, изготовленных в традициях народных школ керамики Поднебесной известными китайскими мастерами этого вида прикладного искусства хранится в коллекции Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана.
19 уникальных произведений гончарного ремесла, изготовленных в традициях народных школ керамики Поднебесной известными китайскими мастерами этого вида прикладного искусства хранится в коллекции Международного караван-сарая культуры Икуо Хираямы Академии художеств Узбекистана.
Они переданы в дар посольством Китайской Народной Республики в нашей стране.
Приуроченная к этому событию выставка «Традиционное искусство Китая», где экспонировались скульптурные композиции из нефрита, рога, изделия из бронзы и фарфора, картины на шелке, веерах, зонты, бумажные фонари, прошла в МКСК с 23 сентября по 30 октября 2003 года.
В торжественной церемонии по этому случаю принимали участие руководители и представители Академии художеств Узбекистана, дипломатических миссий КНР, Японии, Грузии, Словакии, Индии, других государств, аккредитованных в нашей стране, а также творческой интеллигенции, студенчества и СМИ.
Среди них черноглиняные кувшины и декоративные вазы с портретными изображениями исторических персонажей – скульптур воинов из гробницы первого китайского императора Цинь Ши-хуаньди (221-210 гг. до н.э.), двугорбых верблюдов-бактрианов, священных драконов и чайные сервизы.
Особый интерес представляют скульптуры черепахи, перевитой змеей и рыбы.
Причем, первую китайцы обычно соотносят с символом северного направления — Сюань-у («темная воинственность») и одним из пяти звездных дворцов (гун).
Что касается изображений этих фантастических существ, то они могут представлять и духов вод, связанных также с плодородием и благоденствием.
В частности, черноглиняная посуда выделывалась в подражание металлическим (серебряным и бронзовым) сосудам. Они пользовались спросом в III — II вв.до н.э.- I — II вв.н.э. Подобный цвет был модным в сервизах греко-бактрийской, юечжийской и кушанской эпох на территории Узбекистана и всего Среднего Востока.
Особо выделяются две глазурованных скульптуры — лошади и верблюда-бактриана. Они изготовлены с использованием полихромной цветовой гаммы (коричневого, желтого и зеленого цветов), характерной для средневековой среднеазиатской керамики X — XI вв и государства Тан, а также изящные вазы. При изготовлении этих уникальных произведений китайских гончаров, использованы традиционные технологии керамического производства 46- и 10-вековой давности.
Они созданы в цветовых гаммах, характерных, соответственно, для античной – II — I вв. до н.э.- I — II вв.н.э. и средневековой — X — XI веков среднеазиатской и китайской (государства Тан) керамики.
Эти экспонаты — яркие свидетельства плодотворных результатов многовековых культурных связей предков наших народов, наследников традиций Великого Шелкового пути, функционировавшего с кон. II в.до н.э. по нач. XVI в.н.э.
Стремление к широкой популяризации возрождения идей международного диалога представителей интеллектуальной и творческой элиты разных стран, раскрытию многогранных форм взаимного обогащения культур Востока и Запада, стало и основной целью создания и функционирования Караван-сарая культуры. А главными вдохновителями и спонсорами проекта стали всемирно известный японский художник, ученый, путешественник-меценат, президент и ректор Токийского национального университета изящных искусств и музыки Икуо Хираяма, Академия художеств Узбекистана и посольство Страны восходящего солнца в нашем государстве.
Так выдающиеся произведения гончарного искусства и скульптуры стали яркими, документальные свидетельства многовековых культурных связей и взаимовлияний, проникновения и взаимообогащения культур предков народов наших стран, контактов по Шелковому пути представителей Поднебесной империи и государств, существовавших на территории Узбекистана, могут увидеть не только жители столицы, но зарубежные гости, все интересующиеся историей и любители прекрасного.
Д-р Сергей Савчук-Курбанов, снс МКСК
Источник: http://www.caravanserai.uz./index.php/component/content/article/53