Узбекистанцы сегодня достаточно хорошо знают Китай, его достопримечательности, традиции и обычаи. Во многом – это результат политики открытости Поднебесной, которая распахнула свои двери всему миру в конце 70-х годов прошлого века. Однако есть на карте этой страны локации, особенно любимые нашими соотечественниками.
Именно они стали своеобразными точками соприкосновения двух государств на рубеже 90-х годов, когда Узбекистан получил независимость и стал самостоятельно общаться с миром. Одна из таких территорий – Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) КНР, который часто называют просто Синьцзян. Административный центр этого района – город Урумчи – в то время стал своеобразной Меккой для бизнесменов из нашей страны, которые ездили туда за дефицитной продукцией.
Мифы и реальность
Сегодня Синьцзян во многом меняет свое лицо. Узбекистанцы все чаще выбирают его не только в качестве бизнес-направления, но и как интересную площадку для отдыха, гастрономического и лечебного туризма. Впрочем, «бизнес-притяжение» также ощущается и сегодня, хотя поток деловых людей сюда, безусловно, снизился из-за расширения географии поездок наших предпринимателей, активно осваивающих всю территорию Поднебесной.
Синьцзян – крупнейший административный район КНР. Его территория составляет примерно 1,6 миллиона квадратных километров, что превышает в три раза площадь Франции, в девять раз – провинцию Гуандун или в 100 раз – размеры Пекина. Город Урумчи, столица СУАР, расположен в центре азиатской части континента и является самым удаленным городом в мире от моря.
Многие считают, что эта территория – сплошь непроходимые пустыни. Но это, конечно же, не так. Здесь можно найти, например, столь любимые туристами Огненные горы, являющиеся частью Тянь-Шаня, пресноводное озеро Канас в Алтайских горах, а также одну из четырех самых больших в мире степей – Налат.
Еще один миф из прошлого – плохая транспортная инфраструктура и передвижение на лошадях и верблюдах. Сейчас Синьцзян ничем не отличается от других районов Китая – здесь развитое воздушное сообщение, построена скоростная железная дорога. В СУАР действуют 16 аэропортов, куда осуществляются самые продолжительные внутренние рейсы в Китае.
Есть и другое заблуждение, что все живущие здесь – это уйгуры. На самом же деле в Синьцзяне проживает около 47 этнических групп, среди которых народности хань (титульная нация КНР), хуэй, сибо, казахи. Кроме официального языка путунхуа в регионе общеупотребимым является уйгурский – тюркский язык схожий с узбекским, но записываемый арабской вязью. Также присутствуют другие языки: казахский, киргизский, таджикский и монгольский.
Возможно поэтому территория Синьцзяня впечатляет своим обилием символов единства нации. Так, например, самый высокий небоскреб в Урумчи насчитывает 56 этажей – ровно столько, сколько в КНР живет национальностей.
Одним из ярчайших символов этой общности также является Больший базар Урумчи – крупнейший в мире. Здесь можно найти все, что душе угодно: от матрешек и караваев до тибетских целебных трав, тюбетеек и сухофруктов из Центральной Азии. Площадь базара превышает 39 тысяч квадратных метров, здесь расположено почти 1600 магазинов и лавок. Сюда ежедневно приходит до 50 тысяч покупателей.
Большой базар Урумчи – не только рай для шоппинга. Это Мекка для ценителей синьцзянской кухни. Популярной в Китае она стала в XVIII веке благодаря любимой наложнице императора Цяньлуна. В 1760 году внучка одного из местных правителей отправилась в Пекин, чтобы пополнить сонм наложниц императора Поднебесной.
Она стала любимицей Цяньлуна благодаря волшебному аромату, исходившему от ее тела. При дворе заговорили: неповторимый запах исходит от наложницы благодаря ее диете. Питалась Ипархан исключительно блюдами синьцзянской кухни, которые готовили приехавшие с ней повара. В результате многие женщины решили перейти на «синьцзянскую диету», чтобы пахнуть так же, как легендарная «ароматная наложница».
Синьцзянская кухня привычна для узбекского желудка. Это шашлыки с пивом, плов. Основные ее ингредиенты – баранина и лук. Восхитительна местная лапша, которую подают обжаренной в томатном соусе с луком и сладким перцем. Местные жители называют ее «лапшой любви», объясняя тем, что «эта длинная лапша тянется так же долго, как должна продолжаться настоящая любовь».
Немного о бизнесе
Благодаря инициированному в 2013 году мегапроекту нового Шелкового пути китайскому бизнесу удалось значительно расширить горизонты сотрудничества с партнерами на постсоветском пространстве. Сегодня предприниматели Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР и их партнеры в странах СНГ зарабатывают миллиарды долларов на интеграционной инициативе «Одного пояса, одного пути».
Особую ставку синьцзянские корпорации делают на развитие торгово-инвестиционного взаимодействия со странами Шанхайской организации сотрудничества. Это обосновано географическим положением: до крупных торговых центров каждого из государств ШОС из Урумчи час лету. «Мы соседи, а с соседями работать гораздо легче», – одна из распространенных поговорок о странах Центральной Азии в Синьцзяне.
Активно развивается здесь и направление оздоровительно-делового туризма, когда бизнесмены из Узбекистана едут найти партнеров, а также подлечиться. И это не случайно, ведь здесь расположен Урумчийский госпиталь традиционной китайской медицины – третий по величине среди всех центров традиционной китайской медицины в КНР.
При нем действует своя фармацевтическая фабрика, которая производит 20 тысяч доз лекарств из природного сырья по старинным рецептам. Это медучреждение больше похоже на дворец: для пребывания зарубежных гостей здесь открыты номера, как в пятизвездочных отелях: с лепниной и позолотой, огромными ваннами для купания в целительных настоях.
«Приезжайте к нам на переговоры – здоровее будете!» – именно так любят приговаривать синьцзянские бизнесмены на встречах с партнерами из СНГ.
Изюминка для туристов
По словам Джао Ман, представительницы международной выставочной и туристической компании из Тяньцзиня в Ташкенте, поток туристов из Узбекистана в Синьцзян довольно большой, и значительную его часть по-прежнему составляют деловые люди.
«Однако тенденция налицо – количество тех, кого интересуют красоты природы и исторические памятники, неуклонно возрастает. К тому же, даже среди предпринимателей и челноков встречаются те, кто не ограничивается только посещением рынков и магазинов, а знакомится с удивительной природой этого края, памятниками архитектуры и культуры», – рассказала она.
В самом центре Урумчи, отметила Джао Ман, есть уникальная Красная гора. Свое название она получила за камни красного цвета на вершине. Сильное впечатление у туристов производят ее отвесные скалы и построенная на вершине башня высотой более 10 метров с павильоном, откуда можно насладиться прекрасной панорамой города.
Но зацикливаться на городских пейзажах не обязательно. Можно посетить крайне живописное место – ущелье Баньфангоу, по дну которого извивается небольшая речка. Здесь настоящий нетронутый мир дикой природы.
Еще в 110 километрах от Урумчи расположен Тянчийский район, который знаменит высокогорным озером Тянчи, называемым в народе небесным за чистоту и прозрачность воды. Здесь сохранились развалины монастырей и других культовых сооружений, рассказы о которых поразят воображение любого туриста.
«На рынках Урумчи можно купить все что угодно – от мелких сувениров, одежды, постельного белья до мебели и бытовой техники. Особенно город славится своими шубами. Здесь действуют те же правила, что и в других городах Китая: торгуйся до последнего. Также есть свой спецрынок, где предлагаются компьютерная техника, мобильные телефоны, аудио, фото, видеоаппаратура», – заметила собеседница.
Одно из самых популярных мест притяжения туристов – торговый центр New Asia Plaza. Главная его особенность заключается в том, что он полностью расположен под землей. На двух этажах огромного торгового центра разместились бутики многих известных мировых брендов.
«Помните, что в китайских магазинах практически всегда можно добиться предоставления скидки. Иногда достаточно просто сказать слово mini, и продавец обязательно снизит стоимость товара», – уверяет Джао Ман.
Когда вы разберетесь с вещами или товаром для бизнеса, рассказывает она, то настанет время попробовать традиционные уйгурские, монгольские и дунганские блюда.
«Великолепным вкусом отличается синьцзянский шашлык, а местная кулинария славится блюдами из запеченного бараньего мяса, лепешками нан и пловом. Это настоящие деликатесы. Кроме того, известны великолепные дыни, которые выращиваются в Синьцзяне и продаются в магазинах и на рынках Урумчи. Я могу еще долго продолжать свой рассказ об этом удивительном крае, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Так что, добро пожаловать в Синьцзян!» – заключила Джао Ман.
Как у себя дома
Бывший министр культуры Узбекистана, заслуженный деятель искусств, академик, профессор Турсунали Кузиев не раз был в этом благодатном крае. Он уверяет, что каждый, кто побывал с Синьцзяне, не забудет его гостеприимных жителей.
«У нас столько общего с этим автономным районом Китая, что, находясь там, чувствуешь себя, словно ты очутился в одной из республик Средней Азии. Общность истории, культуры, менталитета ощущается на каждом шагу. Но в первый свой приезд меня поразили белоснежные хлопковые поля, простирающиеся там до бесконечности и напомнившие мне Узбекистан», – рассказывает он.
По словам Кузиева, позже ему рассказали, что СУАР – не только хлопковая житница КНР, но и виноградная, там выращивается около 670 сортов этой ягоды.
«Я побывал на фестивале винограда в Урумчи и попробовал более 100 его сортов. Могу заверить: вкус – необыкновенный! Местное население – очень трудолюбивое, и это еще одно качество, которое объединяет его с народами Узбекистана», – подчеркнул он.
Его также очень поразил город Турфан – это тысячи гектаров зеленого массива посреди песчаной пустыни. Несмотря на засушливый климат здесь, выращивают различные виды фруктов: финики, гранат, персик, дыни, а также пшеницу и длинноволокнистый хлопок, но, пожалуй, самым распространенным является виноград. В каждом доме, в чайханах, на всех базарах города вы обязательно увидите различные сорта винограда, который считается излюбленным блюдом для местных жителей. Недаром Турфан называют «виноградной столицей» Китая.
«Своим процветанием город обязан древней ирригационной системе, которую уйгуры переняли у древних персов. Ежегодно со склонов Тянь-Шаня в Турфанскую долину стекает талая вода, которая сохраняется и не испаряется при высоких температурах с помощью системы подземных оросительных каналов общей протяженностью около пяти тысяч километров. Следует отметить, что оросительная система Турфанского оазиса стоит в одном ряду с такими чудесами китайского инженерного искусства, как Великая китайская стена и Большой канал», – отметил Кузиев.
Так как Турфан – это преимущественно мусульманский город, добавляет он, здесь есть множество как средневековых, так и современных мечетей. Среди достопримечательностей города следует особо выделить мечеть и минарет Эмина, построенные в XVIII веке. Они являются одним из красивейших образцов уйгурской архитектуры.
«Но больше всего меня удивил и обрадовал в этом городе дом-музей Насреддина Афанди и памятник ему. У меня было впечатление, что я оказался в Бухаре. Примечательно, что этот дом-музей ежегодно посещают более трех миллионов туристов. И опять же – еще одна общая черта – это забота о культурном и историческом наследии. В этом направлении и у нас, и в Синьцзяне проводится большая работа», – подчеркнул собеседник.
Еще один факт поразил Кузиева в городе Кульджа – это обилие казахских газет и журналов, а также применение многих русских слов в лексиконе местного населения.
«Например, в ресторане «Самовар» готовили в основном уйгурские блюда, но название заведения произносили безошибочно, искренне считая его родным уйгурским. В целом, каждая поездка в Синьцзян – это море необыкновенных впечатлений, но в душе постоянное чувство – вот поехал в Китай, а оказался в родном Узбекистане», – заключил Кузиев.
22.07.2019, 09:28
5 фото смотрите по ссылке на Источник: