Одно из ключевых условий для успешного развития любой экономики – наличие иностранных инвестиций в производственном секторе. Эксперты говорят, что именно инвесторы выступают своеобразной лакмусовой бумажкой делового климата в стране. Там, где он хороший – строятся новые предприятия и расширяются действующие, если же в стране есть проблемы – ни одна крупная зарубежная компания не будет рисковать своими активами.
При этом особенно показательно, если иностранцы предпочитают вкладываться не в столицу, а в регионы, создают там новые мощности. Это говорит не только о потенциальных возможностях страны, но и реальной поддержке бизнеса на всех уровнях. Именно это сегодня и происходит в Ферганской области, которая становится своеобразным маяком для китайских инвестиций.
На перекрестке торговых путей
Ферганская долина – это удивительное место, где местные жители чтят уходящие в века обычаи предков, бережно хранят память о своем наследии. Эта территория играет одну из главных ролей в истории и культуре Центральной Азии. Более шести тысяч лет назад здесь уже было развито сельское хозяйство: росли гранатовые деревья, виноградники, имбирь, грецкий орех и хлопок. Кроме того, именно по этой долине проходил главный торговый маршрут из Китая в Европу – Великий шелковый путь.
Сведения о государстве Давань, когда-то располагавшемся на этой территории, содержатся в первых китайских летописях. Из них становится ясно, что здесь была развита культура и наука, также это была богатая и экономически сильная страна с высокоразвитым земледелием, животноводством и народными ремеслами.
Посол китайского императора Чжан Цянь, направленный в Фергану во II веке до нашей эры, писал, что здесь расположились 70 больших и малых городов с населением в несколько сотен тысяч человек. Он отмечал высокий уровень земледелия и ремесел. Особо китайский путешественник выделял разведение винограда и изготовление вина, которое очень любили местные жители. Помимо этого, Цянь писал, что жители Ферганы искусны в торговле и наперекор состязаются за выгоду, но не имеют шелка и не умеют отливать монеты.
Впоследствии в результате налаживания торговых связей Фергана стала местом, откуда в Китай поставлялись изделия ремесленников, сельскохозяйственная продукция, медь, сурьма, нашатырь и различные руды. Также из Ферганы в китайские города завозили тонкое стекло – боли. Еще один примечательный факт: именно у ферганцев китайские земледельцы научились выращивать виноград.
Активное развитие торговых отношений привело к тому, что с V века в Центральной Азии начинается разведение шелковичного червя, а столетие спустя Фергана и Согд стали крупными поставщиками разноцветных шелковых тканей. До этих пор источником шелка являлся только Китай.
Заложенные в древности основы мира и добрососедства между странами нашли свое бурное развитие и сегодня. Так, в Ферганской области разработана и успешно реализуется специальная «дорожная карта» по развитию сотрудничества с КНР. Сейчас здесь работают 38 совместных и 24 иностранных предприятия с участием китайского капитала, и это далеко не предел. Как говорится, планов у властей и бизнесменов двух стран громадье.
Бумага из камня
Одна из главных промышленных жемчужин области – открывшееся несколько месяцев назад первое в Узбекистане производство «каменной» бумаги. Инициаторами данного проекта выступили генеральный директор местного предприятия «Сайкал» Абдурахмон Ниёзов и китайская компания Henan GX-Mach Environmental Technology. Они подписали учредительный договор на семь миллионов долларов и начали реализацию уникального проекта не только в масштабах страны, но и всей Центральной Азии.
До последнего времени бумагу из камня в промышленных масштабах производили только в Китае. Теперь в этот список можно смело включить и нашу республику. При этом названий у этого продукта множество – известняковая, минеральная, синтетическая бумага. Но главное, что она действительно производится из камня, и при этом экологически чистая. Ее состав – это смесь карбоната кальция и полиэтилена, которые также используются при изготовлении обычной древесно-целлюлозной бумаги.
«Карбонат кальция получают из известняка, мрамора или других минералов, обычно составляющих отходы при добыче сырья для строительной промышленности. Технология здесь проста – порода измельчается до состояния тонкой меловой пыли. Затем в качестве связующего вещества добавляется небольшое количество полиэтилена высокой плотности. Вместе эти материалы образуют мягкую, гладкую и ярко-белую бумагу. Она прочная, долговечная и устойчивая одновременно к воде и стиранию», – поделился секретами производства Абдурахмон Ниёзов.
Продукт не содержит хлора, безопасен для окружающей среды и подлежит переработке. Так как бумага сделана из камня, то она является биоразлагаемой. Под воздействием солнечного света и увлажнения полиэтилен высокой плотности распадается примерно через год, возвращая карбонат кальция в твердую форму.
Каменной бумаге в отличие от обычной не нужны вода, кислоты, отбеливание и древесина, поэтому ее выпуск может способствовать уменьшению вырубки деревьев. Также продукт не вызывает аллергических реакций, а себестоимость ее в несколько раз дешевле.
«Предприятие Fergana Stone Paper Сompany начало заниматься изготовлением необычной бумаги несколько месяцев назад. Оборудование для производства закуплено на 3,5 миллиона долларов и поставляется напрямую из Китая. Нашу бумагу можно использовать для производства тетрадей, книг, журналов, упаковки и в качестве строительных материалов, например, обоев», – рассказал Ниёзов.
Уникальность данной бумаги заключается в том, что она не размокает в воде, надписи не стираются в течение долгого времени. Она значительно прочнее, чем обычная, и достаточно тяжело рвется. На данный момент – это единственное предприятие среди стран СНГ по производству бумаги из камня.
Кроме производства каменной бумаги предприятие «Сайкал» совместно с китайскими партнерами изготавливает поликарбонатный профиль. Поликарбонат – это сверхпрочный материал, который может заменить стекло, но при этом легче его в несколько раз. Из него можно делать витрины магазинов, остановки и теплицы, так как он устойчив к погодным условиям и легко переносит, как и низкую, так и высокую температуру. Важно, что даже будучи разбитым, он не образует острых осколков.
«Изготовлением поликарбоната мы занялись несколько месяцев назад. Все оборудование также было поставлено из Китая. Несмотря на то, что производство начало работать недавно, мы уже договорились о поставках в Россию. Кроме того, сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с Беларусью и Украиной», – отметил собеседник.
Модный фасон
Модная индустрия сегодня захватила весь без исключения мир, тысячи брендов конкурируют между собой на глобальном рынке за внимание покупателя, предлагая свою текстильную продукцию.
У Узбекистана здесь свои преимущества – качественное сырье, дешевые энергоресурсы и квалифицированные кадры. На этой благодатной почве была реализована еще одна успешная узбекско-китайская инициатива.
На родине самого лучшего в Центральной Азии шелка – в Маргилане – компания Narimteks занимается производством брендовой одежды. Здесь используются лучшие ткани и фурнитура от ведущих производителей. Основатели компании начинали свою деятельность в 2000 году в небольшом цеху. Постепенно дизайн и качество продукции получили заслуженное признание и предприятие расширялось.
«В 2008 году китайские инвесторы заинтересовались выпускаемой нами продукцией. Вскоре было открыто совместное предприятие Narimteks. В этот период производственный процесс был модернизирован, привезены и установлены современные швейные, ткацкие и отделочные станки», – рассказала помощник директора предприятия Диана Мустафаева.
Постоянное изменение трендов и развитие актуальных направлений является основной отличительной чертой модной индустрии. По этой причине руководство компании уделяет отдельное внимание профессиональной подготовке и повышению квалификации сотрудников. В частности, конструкторы, технологи и дизайнеры ежегодно обмениваются профессиональным опытом с китайскими коллегами, изучают их наработки.
Кроме того, на предприятии ведется постоянная работа по освоению производства новых видов продукции и увеличению объемов экспорта. Так, по словам Мустафаевой, предприятие сейчас выходит на новый уровень развития. Совместно с китайскими партнерами запущен новый проект по производству камвольных тканей общей стоимостью 10 миллионов долларов.
Камвольные ткани – это шерстяные и полушерстяные ткани, выработанные из пряжи гребенного или полугребенного способа прядения. По сравнению с другими видами шерстяных тканей камвольные отличаются небольшим весом, гладкой поверхностью, повышенной прочностью, плотностью и упругостью. Изделия из них дольше носятся и хорошо сохраняют первоначальный внешний вид и приданную им форму.
«Сотрудничество с одним из ведущих камвольных предприятий КНР с 20-летним опытом в данном производстве позволяет нашим сотрудникам узнавать все секреты изготовления таких тканей и в дальнейшем постоянно совершенствовать свои навыки. На производстве уже работают около двух сотен человек, в дальнейшем планируется создать еще триста рабочих мест», – отметила собеседница.
По ее словам, до сегодняшнего дня камвольные ткани не изготавливались не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии, для которой это принципиально новое производство.
«Сырье поставляют из Австралии, так как именно австралийские овцы-мериносы, носители единственного во всем мире вида шерсти, из которой делают гребенную ткань. Шерсть мериносов идеальна для текстильной промышленности, качество ее прекрасно подходит для производства тканей различной плотности, обладает высокой стойкостью и согревающими свойствами», – подчеркнула Мустафаева.
«Небесные» кони Ферганы
В китайских летописях содержатся сведения об удивительных «небесных» конях – карабаирах, которых разводили в Ферганском оазисе. Если внимательно рассмотреть изображения-петроглифы на скалах, то можно понять, за что этих коней называли небесными.
Тонконогие, изящные, невесомо легкие, с точеной головой – эти кони – произведение природного искусства. При этом они необычайно выносливы, умны, быстры и неприхотливы, что делало их незаменимыми в ратном деле. Бактрию в те времена называли «златоконной», подобных лошадей не было ни в одной стране.
Историкам известно о двух военных экспедициях, которые были отправлены в древний Коканд китайским императором с тем, чтобы добыть этих «небесных» коней – карабаиров. Данную породу разводят в Китае уже более двух веков, с тех пор как китайский посол завез скакунов к себе на родину.
Китайский дипломат отправился с поручением от императора в Среднюю Азию, чтобы узнать, не способны ли дальние государства напасть на Китай. Так он попал в Ферганскую долину, где разводили карабаиров. Ему настолько понравились эти лошади, что он вывез несколько особей в Поднебесную. Сейчас на одном из крупных конных заводов в Урумчи, где разводят карабаиров, возведен флаг Узбекистана, как знак, что данная порода родом из нашей страны.
07.02.2020