Повестка дня заседания «Узбекское кино: У порога нового времени , проблемы и решения» во многом определила направление того большого разговора, который состоялся в «Узбекино» c участием прессы.
Открывая заседание известный тележурналист, председатель этого совета Шоира Рауфбаева предложила собравшимся журналистам и блогерам провести всесторонний обмен мнениями после просмотра 10 минутного ролика , в котором была представлена суть концепции.
Так мы узнали о многом , о всех 16 направлениях дальнейшего развития нашего кино в ближайшие десять лет.
И это видео было не только комментарием к проекту, в нем свои мысли и пожелания высказала и группа известных кинематографистов.
В результате нам всем было над чем задуматься и о чем поговорить. Весьма существенными были и комментарии, сделанные к этому видео Генеральным директором НА»Узбекино» Фирдавсом Абдухаликовым. Вот, что, в частности, им было отмечено прежде всего:
— Концепция развития узбекского кино до 2030 года создана Рабочей группой по указанию руководителя нашего государства и в соответствии с протоколом заседания правительства. Но мы не отдаем ее сразу, она будет представлена в соответствии с пожеланиями и замечаниями на состоявщихся ранее встречах с аниматорами, кинодокументалистами , известными нашими деятелями кино и сегодняшнего заседания с участием нашей прессы.
Мы руководствуемся тем, что это не только воспитание молодого поколения, но и наш досуг. Одно из главных и принципиально новых положений концепции – построение работы киноиндустрии на основе рыночной конкуренции.
На базе «Узбекфильма» будет создан киноконцерн, который обеспечит равные условия для частных и государственных кинематографистов и будет гарантировать бюджеты для их работы.
Получаемый бюджет для создания кинофильмов на тендерной основе будет делиться по принципу конкуренции.
Ежегодно в киноконцерн будут поступать средства в размере 50 млрд. сумов. Для этого мы предусматриваем необходимость внедрения современных и эффективных методов кинопроизводства в стране, создания материально-технической базы и инфраструктуры, отвечающей международным стандартам, привлечения в страну иностранных кинокомпаний и киностудий, обеспечения развития киноиндустрии в гармонии с искусством и промышленностью.
Во время состоявшейся затем дискуссии всесторонне рассматривался вопрос о том, как и каким образом в стране , в соответствии концепцией, будет проведена масштабная работа по созданию сети кинотеатров и развитию системы кинопроката . Типовые государственные кинотеатры будут построены в Республике Каракалпакстан, регионах и в Ташкенте в сотрудничестве с местными властями и Национальным агентством «Узбеккино».
До 2022 года в Узбекистане намечено построить 14 образцовых государственных кинотеатров на 7 000 мест, 14 торгово-развлекательных комплексов, 14 автокинотеатров, 202 мини-кинотеатра, большое количество небольших кинотеатров, которые будут размещаться в каждой махалле и областях республики.
Отвечая на вопросы поставленные сайтом «Культура Узбекистана», специально пришедший на это заседание известный кинорежиссер Зульфикар Мусаков отметил следующее:
— Вы сами сказали о том, что ездили в город Гагарин и выяснили, что там нет ни одного кинотеатра. Я прошу журналистов глубже вникать в вопросы материальной части, прежде чем делать какие-то фундаментальные выводы о нашем кино. На 34 миллиона населения у нас в стране, в соответствии с имеющимися документами, всего 61 кинотеатр. Это очень серьезная проблема.
Конкретный пример. В маленьком немецком городе Висбаден , в котором только 300 тысяч населения, 40 кинотеатров.
На второй вопрос отвечаю. Нужен ли нам худсовет…Без помощи государства наше кино не выживет. Это однозначно, почему…Представьте себе, страна выпускает самолеты, а взлетать неоткуда, потому что нет аэропортов для этого…В настоящее время наш народ смотрит узбекские фильмы только по телевидению, в основном. Практически смотреть негде. Такая ситуация уже дает отрицательные плоды.
143 тойхоны в Ташкенте, как правило, все они очень помпезные , есть, а кинотеатров в нужном количестве нет. Я лично против коммерциализации нашего кино. По моим сведениям кино является прибыльным только в трех странах мира. В связи с тем, что на создание нашего кино в основном тратятся государственные деньги, а мы должны относится к ним бережно, работа худсовета должна способствовать выпуску фильмов только очень высокого качества.
Говоря об этом руководитель «Узбеккино» Фирдавс Абдухаликов обратил внимание собравшихся на следующие аспекты. Деньги для производства фильмов выделяются нашим бюджетом и мы должны направлять эти средства на создание очень хороших картин.
В год мы должны создать 30 фильмов, а также анимационные, документальные фильмы.
Именно худсовет должен определять художественную составляющую наших картин. Его влияние распространяется только на фильмы, которые создаются на средства из госбюджета. На фильмы, которые создаются на основе рыночной экономики, худсовет влиять не может. Но, к сожалению, очень часто они низкого качества. В значительной степени это связано с тем, что у нас не развит кинорынок.
В концепции поэтому уделено особое внимание на создание самых разных кинотеатров. На первом плане это строительство так называемых, образцовых кинотеатров, которые не должны увлекаться добыванием прибыли.
На втором месте будут торгово-развлекательные центры с несколькими кинотеатрами. Люди теперь ходят, как правило, в кинотеатры , которые есть именно в торгово-развлекательных центрах.
В Ташкенте скоро откроются такие центры. В одном из них будет 5, а во втором-8 кинотеатров. Это почти 2 тысячи мест. Потому встает задача привлечь предпринимателей к созданию таких центров с кинотеатрами. Но для этого нужно чтобы им выделялись места для строительства в центре города , без использования тендерной основы.
Что касается работы худсовета, он нужен на переходный период. Наряду с фильмами на деньги государства, должны создаваться во все большом количестве, фильмы на рыночной основе. Со временем не худсовет будет определяющей структурой, которая решает быть фильму, или нет. Если в течении 10 лет, в соответствии с концепцией, будут задействованы определенные в ней 16 направлений, не будет необходимости строгих мер контроля. Эти вопросы, как и во всем мире, будут решаться через определенные фонды, в которых будут аккумулироваться средства на развитие узбекской киноиндустрии. В разных странах это делается по разному.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
07.07.2020