Было бы трудно найти какой-либо город в 7-м веке, который был бы более процветающим и космополитическим, чем Сиань – тогдашняя столица Китая. Согдийские купцы в ларьках зазывали прохожих познакомиться с их товаром, в том числе с армянскими драгоценностями и бархатом из Византии. Тохарские женщины танцевали в экзотических тавернах, чтобы привлечь посетителей, их светлые косы красочно переливались под солнечные лучами. Сирийские священники пробирались по многолюдным улицам, угрожая и произнося молитвы, а также воспевая благословения на разных языках. Будучи самым большим и загруженным в мире городом того времени, Сиань был переполнен людьми, кружил в водовороте событий и был отражением жизни.
В качестве отправной точки древнего Шелкового пути Сиань, ранее известный как Чанъань, в свое время был домом для 2-х миллионов жителей во время правления династии Тан (618-907 гг..), среди которых более 100 тыс. были иностранцы. Люди, посещавшие Сиань, были очарованы слиянием процветающей международной торговли и яркой культуры, в то время как множество разных этнических групп создали беспрецедентную связь между Китаем и миром. Это время было вершиной в китайской цивилизации и золотым веком космополитической культуры.
1300 лет спустя древний Шелковый путь был обновлен и преобразован в новую инициативу «Пояса и Пути», восстанавливается запылившаяся слава Сианя, придается новая харизма древней столице 13 династий. Сегодня Сиань – это самый важный международный коммерческий центр северо-западного Китая: 1667 поездов «Чанъань» по маршрутам до Европы и Центральной Азии отправились из Сианя в первой половине 2020 года, они перевезли 1,3 млн. тонн товаров. Кроме этого, Сиань – это развивающийся высокотехнологичный инкубатор, лидирующий в таких передовых технологиях, как проектирование ракет и очистка загрязняющих веществ.
«Открытость и уважение к другим культурам – это основные ценности, запечатленные в истории Сианя, они продолжают процветать и сегодня. Поскольку сегодня особое внимание уделяется международному и взаимному пониманию между странами, Сиань предоставит новые возможности для Китая и мира», — сказал Цзин Яли, историк Музея каменных стел в Сиане.
Колыбель единого Китая
Терракотовая армия, которая присматривает за мавзолеем первого китайского императора Ин Чжэна (259 – 210 гг. до н.э.) в изолированном подземном дворце, свидетельствует об изменениях, которые происходили в Сиане в течение двух тысячелетий. Хотя армия может показаться группой незначительных глиняных фигурок, роль, которую они играли в формировании единого Китая, означает, что армия является близким отражением фактического положения дел.
Датируемая приблизительно с конца 3-го века до нашей эры, терракотовая армия, а именно каждая фигура обладает своими уникальными особенностями, от лица до ног. Армия включает в себя воинов, колесницы и лошадей, насчитывает более 8 тыс. солдат, 130 колесниц, 520 лошадей и 150 кавалерийских лошадей. Чтобы управлять такой великой империей, чтобы создать такой шедевр, император собрал таланты со всех окраин вне зависимости от их происхождения и социального статуса. Некоторые из них даже были врагами из других государств.
«Терракотовая армия не только обладает беспрецедентной художественной ценностью, но и демонстрирует целостность и силу единого Китая. Трудолюбие, дисциплинированность, уважение талантов и открытость к другим цивилизациям – такие качества ценились народом Цинь, и до сих пор лежат в основе современной китайской культуры», — сказал Цзинь Кай, исследователь Музея императора Цинь Шихуанди.
По его словам, проведение реформ во время династии Цинь, а именно введение стандартизированной валюты, единой системы мер и весов, а также системы письма, превратило Китай в великую державу. Стабильная экономика и военная мощь позволили осуществить амбициозные проекты, в том числе построить Великую Китайскую стену и Терракотовую армию, а название династии считалось источником происхождения европейского наименования Китая.
«В свете того, что началось при Цинь, и даже поразительные изменения, сделанные представителями последующих поколений, приобретают скорее эволюционный, нежели чем революционный характер», — сказал Цзинь Кай. Будучи колыбелью единого Китая, Сиань был также крупнейшим космополитическим городом в мире, привлекающим таланты со всего мира. Лучшим доказательством этого может служить Несторианская стела, расположенная в Музее каменных стел в Сиане. Текст на китайском и сирийском языках на 279-сантиметровом известняковом каменном обелиске рассказывает о 150-летии раннего христианства в Китае. Согласно стеле, христианский миссионер Алобэнь и его сирийские миссионеры приехали в Китай из Восточной Римской империи по древнему Шелковому пути в 635 году, привезли с собой священные книги и изображения. В то время несторианская церковь считалась еретической на Западе, однако эти миссионеры смогли прижиться в Китае.
Алобэнь – это не единственный иностранец, который, пройдя весь путь до Сианя, был ошеломлен могущественной силой и терпимостью по отношению к другим культурам в Китае. Представители этнических групп из Персии, Центральной Азии, Японии, Кореи, Вьетнама, Индии и из многих других мест жили в Сиане, они исповедовали разные религии, а именно буддизм, несторианское христианство, манихейство, иудаизм и ислам, но они жили в мире и гармонии. Согласно статистическим данным, во время раннего периода правления династии Тан Сиань был домом для 111 буддийских монастырей, 41 даосского монастыря, 38 семейных святынь, двух официальных храмов и семь церквей иностранных религий.
«Стремление к глобальному сотрудничеству и уважение к разным культурам были одной из причиной подъема Китая и превращения в древнюю сверхдержаву. Мы можем найти доказательства этого в Музее каменных стел в Сиане», — сказал Цзинь Кай, отметив, что в музее много стел, которые рассказывают о культурных и религиозных обменах между Китаем и Японией, Непалом и Индией во время правления династии Тан.
«Уважение к различным культурам принесло пользу, как странам вдоль Шелкового пути, так и Китаю. Благодаря этому культурному слиянию китайцы научились воспринимать ценности других культур и делать их своими, что дает нам больше уверенности в культурном смысле», — добавил Цзинь Кай.
Возрождение древней столицы
7 мая грузовой поезд с 49 вагонами, загруженными холодильниками, чаем и лампами, отправился из Сианя в Узбекистан, став 1000-м грузовым поездом на маршруте Китай-Европа с отправной точкой в Сиане в 2020 году. Несмотря на эпидемию COVID-19, потребовалось лишь 129 дней для отправки 1000-го грузового поезда из Сианя в этом году, что на 76 дней меньше, чем в прошлом году. Вместе с этим, ежедневный трафик увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Будучи отправной точкой древнего Шелкового пути, Сиань вновь возглавил торгово-экономическое сотрудничество Китая с миром. С 2013 года, Сиань открыл 15 международных маршрутов грузовых поездов в Казахстан, Бельгию, Германию, Польшу и другие европейские и центрально-азиатские страны, построив «золотой канал», соединяющий древний коммерческий центр с Евразией.
Вместе с инициативой «Пояса и Пути» современная культура Китая также вышла на международную арену. В цифровом центре China Western Film Group графические дизайнеры и продюсеры фильмов работают над проектом оцифровки, чтобы продемонстрировать красоту Сианя тысячу лет назад. Применение передовых технологий, таких как 3D, позволяет зрителям со всего мира путешествовать во времени, наслаждаясь великолепием династии Тан.
China Western Film Group была основана в 1958 году, является одной из четырех крупнейших государственных компаний-производителей кинофильмов в Китае. Компания выпустила более 300 кинокартин и документальных фильмов, а также свыше 180 телесериалов. Работы компании завоевали награды на многочисленных международных кинофестивалях, получив более 70 международных премий, в том числе «Золотой медведь». 76 фильмов компании были представлены зрителям в 36 странах и районах мира.
В 1988 году компания выпустила фильм «Красный гаолян», который рассказывает историю жизни обычной китайской пары в 1930-х годах. После своего выхода фильм получил международное признание. Роджер Эберт, первый кинокритик, удостоившийся Пулитцеровской премии за критику, похвалил фильм за «силу в простоте, которую Голливуд потерял в своей изощренности». Лента получила множество международных наград, рассказывая истории Китая всему миру.
Помимо того, что Сиань является домом для процветающих культурных индустрий, город также стал известным техническим центром. Основанная в 1965 году Шестая академия Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации разработала более 50 разновидностей ракетных двигателей на жидком топливе, которые использовались при запуске китайских и зарубежных спутников и космических аппаратов.
«Аэрокосмическая индустрия может олицетворять потенциал страны в области научных исследований и технологического развития, и речь идет не только о ракетных запусках. Благодаря разработке космических кораблей мы также добились успехов в других научных сферах, а именно в технологии утилизации опасных отходов, которые могут принести пользу обычным людям», — сказал Со Сяоцян, главный экономист-менеджер Шестой академии Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации. Он также добавил, что другая продукция, включая интеллектуальные приборы, специальные насосы и клапаны, также пользуется большой популярностью на международном рынке.
По словам Со Сяоцяна, в качестве города с большим количеством престижных университетов и исследовательских центров, Сиань обеспечил Академию талантами и инновационными идеями. Благодаря комплексной производственной цепочке и обилию технологических компаний междисциплинарные исследования и сотрудничество могут укрепить развитие аэрокосмической промышленности Китая. «Хотя Китай и является главной державой в аэрокосмических технологиях, у нас все еще много технических проблем, которые необходимо решить. Мы продолжим наши исследования, в будущем от нас можно ожидать больше новых технологий», — добавил он.
06.08.2020
Источник: http://russian.people.com.cn/n3/2020/0805/c31516-9718613.html