Партнерство с прицелом на будущее. Энергетические проекты и инициативы Узбекистана и Китая в период пандемии

image011

Энергетика одной из первых ощутила на себе последствия пандемии коронавируса. Так, экспорт узбекского газа в Китай за первую половину этого года сократился в три раза. При этом эксперты говорят, что это лишь временно, и с учетом восстановления экономики КНР и глобального спроса объемы поставляемого голубого топлива быстро вернутся на докризисную отметку.

image011

К тому же в плане создания новых генерирующих мощностей страны не стоят на месте: в Узбекистане совместно с китайскими компаниями идет реализация нескольких крупных проектов. И важно, что стороны не останавливаются и продолжают обсуждать десятки новых перспективных инициатив, способных вывести партнерство на новый уровень.

O8G3VN0.jpg

Нефтегазовые возможности

Одно из самых потенциально успешных направлений для будущего сотрудничества – создание мощностей по получению олефинов на основе метанола (MTO). Узбекистан сейчас ведет переговоры с рядом китайских компаний по привлечению инвестиций и технологий в глубокую переработку газа на территории республики. И здесь Поднебесная выбрана не случайно, ее компании являются лидерами в этой сфере. На сегодняшний день в КНР реализованы десятки крупнейших проектов не только в направлении МТО, но и в получении синтетического топлива из природного газа и угля. Это вызвано огромной необходимостью, которая есть на китайском рынке, остро нуждающемся в различных энергоносителях.

«Китай сделал серьезные шаги по уменьшению своей зависимости от экспорта углеводородов, в том числе используя уникальные технологические решения. В частности, Китай богат углем, в связи с чем разработана и активно внедряется технология по получению жидкого синтетического топлива из этого ископаемого. Таким образом, находится эффективное решение существующей проблемы на основе реализации проекта по получению продукции с добавленной стоимостью. Кроме привнесения современных технологий самого высокого уровня такие проекты дают мультипликативный эффект, так как влекут за собой привлечение и развитие высокотехнологичного оборудования, решение вопроса повышения квалификации кадров», – рассказал заместитель министра энергетики Бехзот Нарматов.

По его словам, Узбекистан намерен сделать акцент в партнерстве с китайскими компаниями не на добыче, а именно на переработке, где КНР – один из лидеров. Сейчас важно, добавил он, привлечь необходимые технологии, без доступа к которым невозможно быть конкурентоспособными на рынке.

Еще одно перспективное направление сотрудничества – четвертая нитка газопровода «Узбекистан – Китай». Сейчас, несмотря на падение объемов прокачки на действующих трех нитках, страны продолжают вести переговоры по технической стороне реализации проекта. Это обусловлено тем, что все прекрасно понимают, коронакризис не бесконечен, и после спада в глобальной экономике начнется быстрый рост, который потребует новые энергоносители.

6f34c94b19c62b83d32445410ded637b.jpg

«Мы также активно обсуждаем привлечение китайских инвестиций в развитие Программы добычи углеводородов. В этом направлении «Узбекнефтегаз» активно работает с Фондом Шелкового пути. У наших китайских партнеров очень выгодные кредитные линии и процентные ставки. Сейчас ведутся переговоры, планируется визит узбекской делегации в Китай, в ходе которого будут обсуждаться вопросы широкомасштабного развития сотрудничества в нефтегазовой сфере между двумя странами, в том числе и привлечение минимум 250 миллионов долларов со стороны Фонда Шелкового пути. Эти средства необходимы Узбекистану для обновления парка техники, что в свою очередь позволит нарастить добычу углеводородов», – подчеркнул Бехзот Нарматов.

Электроэнергетический ресурс

Узбекистан сегодня активно внедряет автоматизированную систему контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ). Появление этой инновации является необходимым условием сведения к минимуму человеческого фактора на этапе измерения, сбора и обработки данных, а также обеспечения достоверного, точного, оперативного учета потребления электрической энергии, как со стороны поставщика энергоресурсов, так и со стороны потребителя. Очень важно, что одним из трех ключевых партнеров в этом проекте является узбекско-китайское совместное предприятие «Электрон хисоблагич». В целом они уже поставили более миллиона интеллектуальных приборов учета, которые подключаются к системе.

«Сотрудничество с КНР в электроэнергетике развивается на серьезном уровне. Так, например, в сфере тепловой генерации был реализован проект по строительству энергоблока мощностью 150 МВт на Ангренской ТЭС, где используется высокозольный уголь. Эта технология очень хорошо себя оправдала, у нас есть принципиальная договоренность с китайской стороной по финансированию следующей очереди этого проекта, и он в скором времени будет начат, планируется строительство дополнительных угольных энергоблоков на Ангренской ТЭС», – отметил заместитель министра энергетики Шерзод Ходжаев.

По его словам, китайские компании также активно вовлечены в различные проекты в сфере гидроэнергетики. Это связано как с финансированием этих проектов со стороны китайских банков, так и поставкой современного оборудования из КНР и пуско-наладкой их в Узбекистане.

152229_10152f2492a2dc78396593550e62.jpg

«Китайцы сейчас вовлечены в строительство высоковольтных линий электропередач, одна из крупных компаний выиграла тендер. Кроме того, они активно участвуют в тендерах по строительству солнечных и ветровых электростанций. Это направление – одно из самых активно развивающихся в самой КНР, поэтому представители этой страны обладают всеми необходимыми технологиями, персоналом и, главное, способны выполнить проекты на должном уровне в короткие сроки», – рассказал Ходжаев.

Кроме того, в конце января этого года в Министерстве энергетики прошли плодотворные переговоры с представителями китайской China Machinery Engineering Corporation (CMEC), которая является одной из крупнейших инженерно-торговых компаний в КНР и специализируется на строительстве энергетических объектов в области генерации, передачи и распределения электроэнергии. В настоящее время CMEC работает в более чем 150 странах.

В ходе переговоров стороны обсудили вопрос реализации инвестиционных проектов и возможность участия китайской компании в

перспективных проектах по строительству тепловых электростанций, солнечных фотоэлектрических станций, а также локализации производства нефтегазового и энергетического оборудования. По итогам встречи китайской компании было предложено принять участие в тендерных торгах в рамках реализации перспективных инвестиционных проектов энергетической и нефтегазовой отрасли.

14.08.2020

Источник:  https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/partnerstvo-s-pritselom-na-budushchee-energeticheskie-proekty-i-initsiativy-uzbekistana-i-kitaya-v-p/

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter