Чжан Цяню было уже за 60, когда он, пройдя, по традиции, серию жесточайших экзаменов, получил младший чин в китайской бюрократической иерархии — лан.
В этом нет ничего удивительного — складывавшаяся под влиянием конфуцианцев система отбора чиновников, которая в будущем станет известна как кэйцзюй, была такой утомительной и изнуряющей, а объем требуемых знаний настолько велик, что не каждому претенденту на чин хватало жизни на подготовку к экзаменам.
Удивительное в жизни Чжан Цяня началось чуть позже, когда император У-ди «счел подходящим послом» новоиспеченного лана и направил его в земли, где китайцы раньше не бывали — далеко на запад.
Так, в возрасте, который многие считают закатом жизненных сил и энергии, началась удивительная карьера этого умнейшего человека, который кардинально изменит современные ему цивилизации.
Современному читалею может показаться странным, что китайские государства, распадающиеся и воссоединяющиеся, имели весьма слабое представление о своих соседях на западе — путь в Центральную Азию преграждали самые мощные на планете горные массивы — Гималаи, Гиндукуш, Тянь-Шань — и безжизненные пустыни, самая страшная из которых — Такламакан, считалась непроходимой, и Турфанская впадина, лежащая ниже уровня моря, внушающая ужас, но самое главное — дикие кочевые племена, истреблявшие всех «чужаков» и являвшие постоянными источником бед для оседлого Китая.
Китайцы постоянно, во все времена, воевали с кочевниками с запада и севера, и императоры династии Хань исключением не были — императору У-ди сильно досаждали племена хунну, непрерывная война с которыми длилась веками, из года в год, с переменным успехом.
Китайцам известно было о племенах юэчжей (нам больше известных как восточные сарматы), народа, не менее дикого и воинственного, чем хунну, с которыми император рассчитывал заключить союз против их общего врага.
Посольство отправилось в путь весной 138 года до н.э., и его постигла неудача: почти сразу же оно попало в плен к хунну. Пленение было «почетным» — самого посла и его слугу, в отличии от остальных, не продали в рабство и даже не ограбили, и Чжан Цянь все десять лет своего пребывания в плену тайно хранил посольский бунчук.
Десять лет плена — невероятный срок, вполне достаточный для того, чтобы впасть в уныние, но Сыма Цянь, китайский Геродот, не зря упоминал, что Чжан Цянь — человек сильный, возможно, подчеркивая не только его физическую силу, но и силу духа.
В плену Цянь женится (может показаться, что почти 70 лет — не время для женитьбы, хотя… после таких экзаменов, как экзамены на звание ланя, жениться, наверное, уже можно) — на женщине из хунну, там же она рожает ему сына.
В плену же Цянь с изумлением узнает, какое великое множество богатых и удивительных государств находится на западе от Китая и начинает тщательно собирать сведения о них.
К хунну попадают таинственные предметы и удивительные лакомства из неведанных миров, а кроме того, Чжан Цянь, которого называют человеком, умеющим входить в доверие, собирает рассказы кочевников о дальних народах, их обычаях и дорогах в их земли.
Через десять лет Чжан Цянь улучшает момент для давно готовящегося побега, и он бежит.
Бегство явно тщательно подготовлено — сам Цянь, его жена с сыном, его слуга и несколько человек из свиты уходят из центральной ставки хунну верхом и… растворяются: их ловят и не могут найти.
А Цянь какое-то время спустя, преодолев невероятные горы и пустыни, оказывается у озера Иссык-Куль, а потом появляется в Ферганской долине, в стране Паркан (Даюань у китайцев), где очаровывает местного правителя.
Чжан Цянь и сам очарован и поражен увиденным до глубины души — сохранивший способность удивляться в свои семьдесят с хвостиком, он лихорадочно записывает то, что узнает обо всех диковинках этой удивительной страны, которую он называет благословенной.
Ему надо продолжать свой путь, и он, распрощавшись с правителем Паркана, движется на юг, в Бактрию, в поисках юэчжей. Его путь лежит через Греко-Бактрийское царство (один из последних осколков эллинизма, оно падет через несколько лет после путешествия Чжан Цяня).
Наконец-то наш герой добирается до цели своего посольства — племени юэчжей.
Несколько лет он проводит в восточной Бактрии, но всей его исключительной дипломатической ловкости недостаточно, чтобы выполнить свою миссию — союза с юэчжами заключить не удается, и немногочисленное посольство отправляется назад, в Китай.
В пути ему снова не везет: все в тех же горах Наньшаня он снова попадает в плен все к тем же хунну.
В этот момент в стране хунну начинается междоусобная война: шаньюй (верховный правитель) хунну, десять лет державший в плену Цяня, умирает, Цянь, пользуясь неразберихой, бежит — и, спустя 13 лет с начала своего путешествия, возвращается в Китай.
Из путешествия, в которое отправлялось более ста человек, возвращаются лишь двое (не считая обретенной в скитаниях семьи) — сам Чжан Цянь и его слуга, Таньи Фу.
Дипломатическая миссия провалена — речь о союзе с юэджами не идет, но сам Чжан Цянь прекрасно понимает, что он привез нечто более ценное — он уверен, что полученные в путешествии знания — гораздо более важная добыча, чем союз с одним кочевым племенем против другого.
Он рассказывает императору о землях, богатых изумительным камнем — нефритом, жедеитом, лазуритом и показывает ему привезенные образцы, он рассказывает об изумительных фруктах, слаще которых нет на земле — винограде и персиках, о сочных травах (семена люцерны он привез с собой и скоро высадит их, как и виноград, на берегах Хуанхэ), о «небесных конях» — легких, тонконогих и быстрых, как ветер.
Наблюдательный Чжан Цянь утверждает, что на западе не знают китайского шёлка и предлагает торговать с западными странами именно им, как товаром легким, компактным и дорогим.
В землях юэчжей Цянь увидел бамбуковые «китайские посохи из Сычуаня» — он предполагает, что существует морской путь, по которому китайские товары, возможно, через множество посредников, попадают в страны, что западнее горных хребтов, но невероятно трудный путь, который преодолел он сам, через горные перевалы и пустыни, кажется ему более быстрым, и, главное — изведанным.
Несомненный ум и наблюдательность Чжан Цяня и его представления о том, что является настоящей великой пользой для своей страны оказываются оцененными — что, как мы знаем, случалось в истории не всегда, если не сказать — крайне редко — и надо отдать должное императору У-ди, оказавшемуся способным понять своего чиновника, что поздние китайские историки связывают с воспитанием императора, основанным на конфуцианских принципах.
Император, да и весь двор, в восторге от доклада Цяня. Что называется, голова кружится от перспектив.
Начиная с этого момента, династия Хань последовательно проводит политику «10 000 ли» (один ли — ок. 500 метров) — продвижения своих границ на запад.
Хунну и более мелкие племенные объединения мешают этому, но теперь у Китая есть цель — и империя неуклонно оттесняет хунну к северу: еще при жизни Цяня и императора У-ди удается оттеснить хунну из никому не нужных раньше предгорий Тянь-Шаня в сторону родной им пустыни Гоби.
Что касается самого Цяня, то, после своего возвращения он повышен в должности. Даже его слуга, его постоянный спутник, телохранитель, переводчик и его палочка-выручалочка («выросший в степях, он обладал навыком стрельбы из лука и не раз умело добывал пропитание»), родом из хунну, и тот получает титул — «особого государева посланца».
Чжэн Цяню 77 лет (возраст — вовсе не помеха служить императору), и он — главный советник в одной из китайских армий, ведущих наступление на земли хунну.
Военное счастье переменчиво — и в одной из битв китайцы терпят сокрушительное поражение, почти все воины перебиты, погибает и главнокомандующий — но Цянь….опаздывает к месту битвы и избегает гибели.
Ему положена смертная казнь, но знавший придворные нравы Цянь ухитряется откупиться.
Между тем хунну вытеснены с маршрутов, которые через пару тысячелетий назовут Великим шелковым путем (это название придумает географ и историк Фердинанд фон Рихсгофен в XIX веке), и начинается невиданный торговый обмен, который на долгие столетия сделает страны Центральной Азии самыми процветающими землями на планете — потому именно через Согдиану и Бактрию в Европу попадают шёлк, фарфор, бумага, порох, чай — не только предметы, но секреты изготовления (разве что фарфор остается недоступным и будет открыт европейцами заново, в XVIII веке), из Средней Азии в Китай еще со времени путешествия Чжэн Цяня попадают семена неведомых винограда и люцерны, полудрагоценные камни, которые считаются драгоценными в Китае, арабские скакуны, а кроме этого, последовательно — христианство (несторианского толка), буддизм и ислам.
Путешествие Чжэн Цяня по своему значению вполне сопоставимо с путешествиями Васко да Гамы или Колумба, оно открыло людям той эпохи новые цивилизации и новые миры, преумножило человеческие знания и человеческие богатства.
Сам великий шёлковый путь, пережив период бурного расцвета (примерно V-X века), когда, бережно хранимый евреями-радонитами и согдийцами, он был безопасен на всем своем протяжении, от китайского Дунхуаня до Бактрии и Согдианы (согдийский язык был общим для всех земель, племен и стран на всем его протяжении).
Начиная с Х века, когда арабы нанесли поражение рассыпающейся династии Тан и стали играть ведущие роли в торговле, он постепенно приходит в упадок.
За обладание шелковым путем (или хотя бы каким-то его небольшим отрезком) ведутся войны: «сесть на трафик» — очень прибыльно.
Но все-таки не войны становятся причиной затухания этого маршрута.
Торговцы окончательно теряют к нему интерес после эпохи великих географических открытий, когда появляются морские пути, которые оказываются не только более быстрыми и безопасными, чем путь через горные перевалы и пустыни, но и более эффективными, более ёмкими: вместительность даже небольшого корабля сопоставима с грузоподъемностью целого каравана верблюдов.
Великий шелковый путь, однако, не умирает и после того, как начинает доминировать океанская торговля, но он становится, скорее, местечковым, а не общецивилизационным, явлением.
Что до Чжэн Цяня, то свое последнее посольство, в страну усуней (располагавшуюся в районе нынешней Киргизии и Казахстана), он совершит в возрасте 83 лет. На этот раз он добьется целей: усуни станут помогать императору в бесконечной войне с хунну.
Вернувшись, Чжэн Цянь займет место в ближнем кругу советников императора (став одним из девяти дасинов).
Умрет он в возрасте 85 лет, во время сборов в очередное свое путешествие на запад.
19.09.2020
Источники: https://mytashkent.uz/2020/09/15/chelovek-obedinivshij-czivilizaczii/ и https://zen.yandex.ru/media/id/5b473525506e9100a9470cad/chelovek-obedinivshii-civilizacii-5f593e86efb9584a82a1ae4f