Сегодня в мире не так много вещей, которые спустя тысячелетия продолжают оставаться не только востребованными, но и стимулируют появление новых отраслей производства и науки, становятся основой для создания уникальных инноваций и технологий.
Одна из таких вещей – это шелк, используемый сегодня не только по прямому назначению – для производства различных тканей и одежды, но и в медицине, биотехнологиях, разработке новых материалов. Именно такие инновации могут стать новым мостом для сотрудничества признанного лидера в этой сфере Китая и активно развивающегося Узбекистана.
Поэтому не случайно ташкентский ученый, доктор биологических наук Шухрат Мадьяров предложил китайским коллегам создать ни много ни мало – Шелковый путь в космос.
Истории и факты
Китай подарил миру не только множество изобретений, но и уникальный, прочный и приятный на ощупь материал, поддерживающий комфортную температуру. Это, конечно же, шелк, который долгое время был одной из основных статей экспорта Поднебесной. Тайну его изготовления держали в секрете, а тому, кто ее разгласит, полагалась самое суровое наказание. Вместе с фарфором и чаем шелк прославил Китай во всем мире. Поэтому не случайно, что древняя система торговых путей, соединившая страну с Европой и Ближним Востоком, позднее была названа Великим шелковым путем.
В Китае существует красивая легенда о том, как в стране появилось искусство создания шелка. Жена Желтого императора Хуан-Ди – Лэй Цзу – сидела под тенистой кроной тутовника, наслаждаясь отваром из трав. Неожиданно в ароматный напиток упал кокон шелкопряда. Раздосадованная императрица попыталась достать его из чаши, но кокон превратился в переливающиеся на солнце серебряные нити. В тот миг прекрасная Лэй Цзу догадалась, что из них можно получить чудесное волокно для пряжи. С тех пор императрицу нарекли Божеством шелка.
История же гласит, что первые коконы тутового шелкопряда и их удивительные свойства были обнаружены китайцами почти пять тысяч лет назад. При раскопках в разных районах Китая коконы тутового шелкопряда были обнаружены в культурных слоях, относящихся к III тысячелетию до нашей эры. В Древнем Китае каждая из провинций страны производила свой вид шелка, который назывался в честь места изготовления. Однако самыми крупными и передовыми центрами шелкоткачества стали районы по течению рек Хуанхэ и Янцзы, а также провинция Сычуань.
Китайский шелк Танской династии (618-907 годы) был обнаружен на территории Синьцзяна, в Таджикистане, на Северном Кавказе. Найденные ткани доказывают, что этот период был временем расцвета торговли, и китайский шелк в большом количестве вывозился в Европу.
Впервые шелк переступил границу Китая во II веке до нашей эры, когда китайский посол Чжан Цянь открыл для Китая страны Центральной Азии. Караваны, груженные бесценной тканью, отправились на запад, дав этому древнему маршруту знаменитое на весь мир название.
Постепенно торговля шелком распространилась на соседние страны – в Корею и Японию, а впоследствии – в Индию и Персию. Шелк отправляли на судах и караванами через горы и пустыни в Европу. Но несмотря на развитие торговли, китайцы еще в течение нескольких веков строго хранили секрет производства шелка.
Попыток объяснить происхождение шелка на Западе было очень много. Знатные европейские вельможи, любуясь матовым блеском чудо-ткани, никак не могли взять в толк, из чего она сделана. Римский поэт Вергилий полагал, что шелк вычесывают из листьев, греческий историк Дионисий думал, что его получают из цветов.
Также европейцы верили, что блестящие мягкие нити произрастают на особых деревьях, или что шелк как паутину производят гигантские жуки. Другие уверяли, что шелк – это пух особых птиц. А Аммианус Марцеплинус, римский историк IV века даже заявил: «Шелковые ткани производятся из земли, в Китае земля мягкая, как шерсть».
Уникальные возможности
Узбекистан не новичок в деле развития шелководства. В мире насчитывается более 20 стран, заготавливающих шелковичные коконы. По объемам заготовки Узбекистан занимает третье место после Китая и Индии, но доля нашей страны на мировом рынке составляет лишь 2,5 процента.
Здесь важно понимать, что шелководство – это отрасль, позволяющая в очень сжатые сроки – 30-35 дней – получить экспортоориентированную продукцию. По прогнозам экспертов, эффективное использование потенциала Узбекистана может дать возможность всего за несколько лет довести годовой экспорт шелка и продукции из него до 500 миллионов долларов.
В результате принятых за последние два года мер, в частности, за счет налаживания заготовки коконов шелкопряда четыре раза в год общий урожай в стране был доведен до 19 тысяч тонн.
До конца 2022 года в Узбекистане планируется создать 20 тысяч гектаров новых тутовников и обновить 10 тысяч гектаров старых. Для этого на существующих тутовых плантациях населению на основе семейного подряда предоставляются наделы площадью 1-3 гектара.
Шелководческие кластеры также осуществляют раздачу тутовых саженцев для обновления тутовников и грены. Наряду с вырученным от заготовки коконов доходом в распоряжении населения остается урожай от дополнительных культур, выращенных между рядами тутовников.
Кроме того, поставлена задача довести объемы заготовки коконов до 21 тысячи тонн в этом году и до 30 тысяч тонн в 2025 году, наладить заготовку грены сортов «суперэлита» и «элита» полностью в Узбекистане.
Проект будущего
Ташкентский ученый, доктор биологических наук Шухрат Мадьяров предложил свой уникальный проект по сотрудничеству двух стран в деле развития шелководства.
Он считает, что узбекским и китайским ученым необходимо воспользоваться успехами космической программы КНР и провести эксперименты с тутовым шелкопрядом и искусственным кормом для него в условиях невесомости. Подобные изыскания проводились на рубеже 90-х годов прошлого века, но с развалом Советского Союза большую часть из них пришлось свернуть.
Тутовый шелкопряд сегодня используется в генно-инженерных разработках для получения трансгенных конструкций различных лекарств, в основном, интерферонов, гормона роста, ферментов, других белков и пептидов.
Культура насекомого, поддерживаемая длительное время с помощью искусственного корма, является реальной основой будущего широкого использования тутового шелкопряда. Именно поэтому так важны космические эксперименты в создании искусственного корма, который позволит наладить производство шелкопряда в любом географическом районе независимо от климата.
Мадьяров уже провел ряд исследований в этом направлении. Для данного проекта им были разработаны искусственный корм полностью из местного сырья, а также новая малозатратная технология стимуляции развития тутового шелкопряда с помощью кормовой добавки, приводящей к существенному эффекту в коконной продукции и яйценоскости.
Другое важное направление развития данной сферы, считает ученый, использование белков шелка в высокотехнологичном фармацевтическом и медицинском производстве. Поэтому другим предложением в качестве основы для совместных узбекско-китайских космических исследований могут стать разработки ученого по утилизации коконного сырья в новые био- и нанотехнологические продукты.
26.09.2020