Учение Конфуция и его роль в научно-гуманитарном сотрудничестве Узбекистана и Китая

image002

Любой думающий человек обратит внимание на успехи Китая, и в частности, — к человеку, учение которого, по общему признанию самих китайцев, является основой их преуспевания. Речь идет о философе Кун Цю, которого мы знаем под латинизированным именем: Конфуций.

Конфуций родился в V веке до нашей эры. Китай того времени представлял собой конгломерат из целой череды национальных царств, находившихся в весьма напряженных отношениях вражды и перемирия. И только агрессивный натиск кочевников из-за пределов Срединной империи поддерживал неустойчивый мир в феодальной державе. Китайцы делали все возможное, чтобы подчеркнуть свою непохожесть на диких варваров: они демонстративно стригли волосы, замысловато причесывались, закалывая волосы шпилькой, украшали оружие, носили одежду согласно своему положению в обществе, ели не пальцами, а палочками и при этом стояли насмерть за соблюдение правил.
image002
Ритуал был основой Китая. Особенно строго церемонии соблюдались на войне. Если соперник терял оружие, воин ждал, пока враг поднимет с земли свой меч, если повозка полководца опрокидывалась, другой полководец давал команду своим солдатам помочь и те дружно помогали восстановить порядок сражения, при встрече царей в колесницах на поле боя, экипаж останавливали и правители одаривали друг друга слитками золота. То есть делось все, чтобы не быть дикарями. Как говорил позже Конфуций: нельзя пускать стрелой из лука в сидящую птицу.
Школу для элиты, которую основал Конфуций, трудно назвать учебным заведением в нашем привычном смысле. К нему приходили лишь грамотные. Конфуций ничему не учил, знания в чистом виде им отвергались. Китайский метод, который стал проводить в жизнь Конфуций, был озабочен только одним, — настроить ученика на производство верной тональности в общении с другими людьми. Цель – благонравие. И только. Конфуций гениально понимал, что в стране темных неграмотных простолюдинов, где в руки чиновника отдано все, где нет прав, где нет свода законов, а суд чистая импровизация судьи, ничто не гарантирует правильный поступок властителя, кроме его природной благовоспитанности (порядочности по-нашему).
Одним словом, основой управления Китаем Конфуций считал всего две главные вещи – стыд и устои. И весь Китай, в конце концов, пошел по пути мудреца, который стал «Учителем Десяти тысяч поколений». Индивидуальное начало в массах было сведено к возможному минимуму, чиновник был по возможности максимально порядочным человеком, а личностью — обладали считанные единицы, вершители судеб, отрешенные небожители власти, которые все видели, но ни во что не вмешивались, оберегая только естественный ход вещей.
Всего школу Конфуция по воспитанию нравственной воли прошло около двух тысяч учеников. Практически все они были востребованы, а лучшие числом 72 встали в поворотных точках Поднебесной империи — высшими чиновниками, смотрителями стыда и носителями добродетели. Конечно, жизнь внесла коррективы в этот идеальный порядок, но именно конфуцианство стало купелью китайского государства, которое сегодня, спустя 2500 лет, встало в полный рост.
Идеи Конфуция оказались идеальным полем для великого будущего Китая, ставка на благонравие и благосостояние позволила бедной крестьянской стране стать империей высоких технологий и массовой продукции идеального качества. Принципы конфуцианства пронизывают сегодня своей кровеносной системой весь восточный мир, а кредо Конфуция — «в обучении не должно быть различия между людьми» — стало девизом ЮНЕСКО.
С каждым годом все больше узбекистанцев ежегодно принимают решение учить китайский язык, чтобы приобщаться к этой великой культуре. Помогают им в этом деле узбекско-китайские институты Конфуция, расположенные в Ташкенте и Самарканде.
Узбекско-китайский институт Конфуция при Ташкентском государственном институте востоковедения считается первым Институтом имени Конфуция в мире. Это подтверждает и межправительственное соглашение, подписанное странами.
В настоящее время преподавание китайского языка организовано во многих университетах и институтах Узбекистана, а его изучение очень популярно среди молодежи. При этом институты Конфуция при Ташкентском государственном институте востоковедения (ТашГИВ) и Самаркандском государственном институте иностранных языков стали ключевыми точками изучения китайской культуры и языка. Первый был открыт в далеком 2005 году, а второй – в конце 2014 года.
Центр народной дипломатии ШОС в Узбекистане также наладил тесное культурно-гуманитарное сотрудничество с Институтами Конфуция в Узбекистане. Так, 31 января прошлого года в Узбекско-Китайском Институте имени Конфуция состоялась Церемония передачи книг, предоставленных Посольством КНР в Республике Узбекистан Центру народной дипломатии ШОС в Узбекистане.
Институтам Конфуция Ташкента и Самарканда были переданы книги и брошюры, которые по своей тематической направленности и содержанию направлены на ознакомление с историко-философским и культурным наследием Китая и предназначены для специалистов и широкого круга читателей.
Представителями ТашГИВ, Посольства Китая в Узбекистане, Центра ШОС и институтов Конфуция была выражена готовность продолжить плодотворное сотрудничество, направленное на взаимное познание богатого исторического и культурного наследия узбекского и китайского народов.

     Пулат Сайдакбаров

Начальник отдела туризма и СМИ

Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане

01.10.2020

Источник:  http://www.scocenter.uz/ru/ko-dnyu-rozhdeniya-konfuciya

 

 

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter