В последние десятилетия все взоры мира обращены в сторону крупнейшей страны мира – Китая. Его становление как великого государства не может остановить ничто. И даже такая страшная опасность, как нашествие эпидемии коронавируса. Соответствующие меры, принятые китайским руководством, дали очень высокие результаты, и очень скоро ее последствия уйдут в историю, Китай вновь обретает свое мощное дыхание, стал опять великой державой. А теперь несколько историй из моей журналистской биографии, связанных с творческими поездками в КНР. И есть, что вспомнить добрым словом.
1. О древнем узбекском следе, увиденном мной в Китае, на Шелковом пути, в городе Сиань
Мне посчастливилось не раз бывать в Китае как тележурналисту и главному редактору сайта Kultura.uz, снимать там серию репортажей для узбекского телевидения. Много внимания мы уделяем этой стране и на нашем сайте. Прежде всего, вспоминается полет в Китай накануне открытия нового международного авиарейса «Ташкент- Шанхай». Это было где-то в апреле 2005 года. Нашу творческую группу, в которую входили, кроме меня, наш друг, великолепный узбекский оператор Анвар Авазходжаев, звезда нашего телевидения, телекомментатор Эльмира Тухватуллина, пригласил руководитель представительства Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» – в то время Рафик Ильясов.
И чего только мы ни увидели, чего только ни узнали, где только ни побывали в те несколько дней… Главный вывод, который мы тогда сделали – Шанхай уже тогда был настоящим городом 21 века. Рафик Ильясов тогда сделал все возможное, чтобы мы собрали максимум отличных материалов и у нас состоялись встречи и интервью со многими интереснейшими людьми, что очень обогатило наши материалы. Только очень жаль, что потом Ильясов был отозван домой, ушел с работы и вскоре, тяжело заболев, ушел из жизни. Светлая память!
Такая же богатая событиями поездка нас ожидала несколько позже, где-то в 2008 году, после окончания Олимпийских игр в Пекине, в группе главных редакторов узбекских газет и сайтов. В ее составе были очень известные люди – главный редактор газеты «Народное слово» в то время Аббосхон Усманов, главный редактор газеты «Правда Востока» в ту пору Бахтиер Хасанов, один из руководителей информационной программы Узбекского телевидения в то время, прекрасный человек и журналист большого масштаба Неъмат Байназаров, другие журналисты. Помимо Пекина мы побывали в чудо-городе самых высоких информационных технологий Шеньжене, который до этого был просто рыбацким поселком. Побывав во всемирно известной компании «Huawei», мы увидели, наверно, первые в мире мобильные телефоны, которые уже позволяли собеседникам видеть друг друга во время разговора. Мы могли убедиться в этом с Б. Хасановым, когда нам дли возможность их попробовать…
Немного о новом авиарейсе. 9 марта 2005 года в городе Шанхай приземлился первый самолёт НАК Узбекистана. Рейс выполнялся по средам по маршруту «Ташкент–Шанхай–Пекин–Ташкент». Открытие ещё одного воздушного моста между Узбекистаном и Китаем стало еще одним свидетельством дальнейшего развития и укрепления отношений дружбы и сотрудничества между нашими странами.
В следующую поездку очень яркое впечатление осталось от посещения древней столицы Поднебесной, города Сиань – административного центра провинции Шэньси. Это не только древнейший город Китая, он также был столицей китайского государства на протяжении нескольких тысячелетий. Как мы узнали, сегодня город является крупным мегаполисом, в котором проживает более 8 миллионов человек. В настоящее время Сиань – один из самых современных и хорошо обустроенных городов Китая.
В древности Сиань был не только культурным и административным центром Китая. Со II века до н.э. он становится одним из крупнейших торговых центров страны, где можно было найти различные товары со всего мира. Это было обусловлено тем, что Сиань был отправной точкой всех караванов, идущих по Великому Шелковому пути из Китая на Запад. Одной из таких точек в Азии был древний Самарканд. В этом мы могли убедиться, когда знакомились с совершенно уникальной коллекцией местных архитектурно-исторических памятников.
В этом плане огромный интерес представляет Исторический музей провинции Шэньси, где собрана огромная коллекция памятников материальной культуры Китая, а также древнейшие письменные источники, имеющие огромную культурную ценность не только для Китая, но и для всего мира. И вот здесь, в одном из залов, я и мои спутники увидели нечто совершенно неожиданное для нас. Это была старинная карта, на которой была надпись – «Самарканд». И еще об одном следе Шелкового пути, который нас тоже очень порадовал. Среди экспонатов мы увидели старинную узбекскую арбу, ею правит сравнительно молодой, хорошо одетый человек с мусульманской внешностью, а рядом сидит красивая молодая женщина с узбекской внешностью… Все это стало для нас убедительным свидетельством того, что большие караванные пути в то время были на самом деле и связи через Шелковый путь с Узбекистаном были вполне реальными.
2. Другая история. «Новый Шелковый путь. Главный проект 21 века»
Так называется довольно большая и очень интересная книга, которую мне подарил недавно московский писатель и ученый Юрий Тавровский. При этом написал очень важные слова: «От автора с уважением и надеждой на взаимодействие на Шелковом пути, 5 ноября 2018 года». Чтобы создать эту очень впечатляющую книгу, Тавровский проехал по всему маршруту Нового Шелкового пути – от начального пункта, города-порта Ляньюньган на берегу Желтого моря, до пограничных Алашань-коу и Хоргоса, через которые железнодорожные и автомобильные трассы ведут в Россию, Казахстан, Узбекистан и другие страны Евразии. Книга захватывает тем, что описание современного состояния инфраструктуры, промышленности и логистики автор сопровождает краткими рассказами об истории тех или иных мест во времена действия прежнего Великого шелкового пути.
В главе «Сиань возвращается на Шелковый путь» мы узнаем, что это название в 1992 году зазвучало по новому в связи с тем, что в 1992 году оно было дано новому трансконтинентальному железнодорожному транспортному маршруту из Азии в Европу, который проходит снова через Сиань. Новый Шелковый путь длиной в 10 900 км. успешно действует более 25 лет. А далее, как пишет Юрий Тавровский, в этот грандиозный проект вдохнул новую жизнь руководитель Китая, председатель Си Цзиньпин. В 2013 году он выдвинул две инициативы: создание на суше Экономического пояса Шелкового пути, а на море – Морского шелкового пути 21 века. Обе инициативы слились в единую геоэкономическую стратегию, а в соответствии с традициями китайского языка их названия были сокращены до сочетания «Один пояс и один путь». И таких интереснейших и очень впечатляющих выводов и обобщений здесь еще очень много. И хотя эта изданная в Москве книга очень большая, ее читаешь не отрываясь, к тому же она отлично иллюстрирована.
3. Еще одна история. Падение Римской империи в определенной степени было связано с Великим шелковым путем. Версия ташкентского архитектора и ученого, академика М.С. Булатова
Будучи еще совсем молодым журналистом, я встречался с очень известным в то время архитектором, знатоком истории и искусств, профессором М.С. Булатовым. Это было где-то в 1970 году. После того, как интервью для радио, где я тогда работал, было записано на репортерский магнитофон, мы продолжили беседу и Митхат Саададдинович рассказал мне о своей версии падения Римской империи. Он считал, что это произошло в связи с возникновением и развитием в древности Великого Шелкового пути. Это было очень похоже на некую легенду, но было очень интересно узнать эту историю. Краткое ее содержание таково.
Как только в Китае возникло производство шелковых тканей, и они были в диковинку для остального мира, будучи очень красивыми и прочными, эти ткани стали распространятся по многим странам. Одна из таких трасс на Шелковом пути привела китайских торговцев в могущественный в те времена древний Рим. Шелка покупали здесь все больше и больше, так как эти, очень оригинальные по тем временам ткани, все больше и больше нравились самым знатным женщинам Рима. Римская знать, военные люди были готовы тратить все больше и больше денег на приобретение этих тканей для своих жен и любимых… Вот так все большее количество китайских шелков поступало в страну и все больше и больше золота и других драгоценностей стало уходить из страны в Китай…
В результате очень отсталый в ту пору Китай стал быстро развиваться за счет этих средств, шелководство стало приносить громадные доходы. Римская империя, затрачивая громадные средства на приобретение шелков, стала в определенной степени беднеть. Так продолжалось довольно долго, пока Римская империя не ушла в историю. Свою роль при этом сыграли, конечно, и военные поражения.
Мне было очень интересно все это услышать, я сердечно поблагодарил тогда старого ученого за этот рассказ, подумал, что это очень похоже на какую-то легенду, но что-то в нем было весьма привлекательное. До сих пор все это помню, но разобраться до конца в этой истории не могу.
4. История последняя, о создании в Ташкенте песни о великой дружбе народов Узбекистана и Китая
Так сложилось, что не очень давно мне посчастливилось стать участником очень важного узбекско-китайского музыкального проекта. И вот как это было. Года два-три назад ко мне обратилась с просьбой советник посла Китая в Узбекистане Цзоу. Она сказала, что есть идея – хорошо бы создать песню об узбекско-китайской дружбе. Слова уже написаны одним из китайских представителей в РАТС-ШОС в Ташкенте. Нужно найти композитора, который может написать такую песню… Это была задача совсем не легкая, но ее надо было решать.
Песня должна была прозвучать в конце года на большом вечере узбекско-китайской дружбы во Дворце Дружбы народов. Тщательные размышления по этому поводу привели меня к одному из лучших современных наших композиторов, руководителю Союза композиторов и бастакоров Узбекистана Рустаму Абдуллаеву. Когда он дал согласие взяться за работу, я сообщил об этом госпоже Цзоу. Остальное было, как говориться, делом техники. После состоявшегося знакомства и бесед, перевода текста на узбекский язык, композитор Абдуллаев горячо взялся за работу и через некоторое время он создал прекрасную музыку на слова китайского автора. И вскоре новая песня зазвучала в исполнении одного из ведущих певцов Большого театра Узбекистана, украсила программу концерта во Дворце Дружбы народов. Теперь эта песня живет своей собственной жизнью.
БОРИС БАБАЕВ
30.11.2020