Пекин – культурная столица Азии

В отличие от пляжного туризма познавательный, или как его еще называют культурный туризм, несет в себе огромный эмоциональный заряд, нравственную и интеллектуальную насыщенность. Один из самых ярких примеров такого вида отдыха — путешествие в столицу Поднебесной.

ПЕКИН — великий и прекрасный

Увидеть Великую Китайскую стену, посетить Пекинскую оперу, отведать утку по-пекински – говорят, это те три важнейших дела, которые нужно обязательно сделать туристу, чтобы запомнить поездку на всю жизнь. Могу сказать определенно: туристских изюминок как минимум в два раза больше. Есть страны, историю которых можно изучать, просто последовательно посещая археологические объекты и архитектурные памятники. Китай – одна из них. Пекин, этот современный мегаполис, – прежде всего уникальный исторический город, сохранивший все приметы древней столицы великой цивилизации — огромное количество дворцов и парков, храмов и памятников культуры, архитектуры, искусства.

Я шагаю по стене

В окрестностях Пекина, вдали от богатых дворцов, парков и храмов, возвышается хорошо сохранившийся участок Великой Китайской стены – главного символа страны. Считается, что самое большое в мире оборонительное сооружение начали строить в эпоху Борющихся царств (403–221 гг. до н. э.), а закончили аж в XVII веке. Стена защищала северные районы от набегов кочевников и них.

Это была первая достопримечательность, которую я собрался посетить, и никакая пасмурная погода не могла меня остановить. Дождь, который накрапывал всю дорогу, занявшую около часа, усилился, но разразиться ливнем небо так и не решилось. Плотный туман с каждой минутой опускался все ниже на стену, закрывая кое-где каменные сигнальные башни, на которых в прежние времена при приближении врагов разводили костры.

Кстати, перед главным входом, откуда начинаются экскурсии, есть множество сувенирных магазинчиков, в которых помимо собственно сувениров продаются зонты, накидки, ветровки. Так что исследовать Китайскую стену можно в любую, даже совсем не «прогулочную», погоду.

Кстати, Великая Китайская стена сначала получила всемирное признание как одно из семи чудес света, а затем в 1987 г. была занесена ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного наследия.

По различным источникам, общая протяженность стены – что-то около 8 тысяч км. Лично проверять этот факт я, конечно, не стал, а вот свой километр по каменистой истории древнейшей мировой цивилизации прошел. Великая Стена, защищавшая ранее северные районы Китая от набегов кочевников, теперь привлекает к себе бесконечные потоки путешественников, желающих прикоснуться в вечности.

Запретный пурпур

Пекинский Гугун — Запретный город по многим параметрам составит конкуренцию таким самым известным музеям Евразии — как санкт-петербургский Эрмитаж, мадридский Прадо и парижский Лувр.

Иногда его называют Пурпурным, так как ворота и стены окрашены в пурпур. По представлениям древних китайцев, такой цвет имеет центр Вселенной – Полярная звезда. На протяжении 500 с лишним лет в этом величественном дворцовом комплексе жили императоры династий Мин и Цин. Долгое время доступ сюда был открыт лишь для небольшого круга лиц, а за самовольное проникновение на территорию грозила ни много ни мало смертная казнь. Гугун обнесен массивной (толщиной 10 м!) оборонительной стеной с крепостными башнями и защищен рвом с водой. Его площадь составляет 720 тысяч кв. м. По легенде, в комплексе 9999 с половиной помещений. Всё потому, что Небесный Бог жил во дворце, насчитывающем 10 000 покоев. А его наместнику на земле, императору, ни в коем случае нельзя было превышать эту цифру. К тому же в Китае 9 – число магическое, символ верховной власти.

Комплекс дворца состоит из двух главных частей: Вайчэн (внешний двор) и Нэйтин (внутренние покои). Вайчэн включает в себя 3 больших центральных и 2 боковых павильона. Здесь императоры устраивали торжественные церемонии, вершили государственные дела. А Нэйтин – это 3 главных павильона на центральной оси, проходящей с севера на юг, а также по 6 восточных и западных дворцов, в которых жили императрица и наложницы. Особые помещения были отведены детям и родственникам императора.

На территории комплекса раскинулись великолепные сады с бесчисленными статуями, прудами и водопадами, каменными садами и каменными же картинами. Это примеры той самой «искусственной природы», в создании которой китайцы большие мастера.

Башни Запретного города весьма необычны. Рассказывают, что архитектор долго не мог придумать их форму. Однажды он встретил на городском рынке торговца, продававшего сверчков в тростниковых коробочках. Вид этих коробочек навеял архитектору образы сторожевых башен, в которых стража, подобно сверчкам, должна бодрствовать ночь напролет.

Разделение Запретного города на южную, деловую, и северную, жилую, части соответствует теории у-син. Согласно ей в мире есть 5 основных элементов – металл, дерево, вода, огонь и земля. Юг принадлежит огню, а огонь рождает жизнь, то есть солнце. Поэтому с юга нужно управлять страной. Север принадлежит воде, которая рождает луну, и потому жить лучше в северной части. Все крыши в городе желтые, потому что желтый элемент (земля) – символ государственности. Стены и столбы красные, цвета огня. Сочетание желтого и красного означает всеобщее благополучие. Вода в Гугуне представлена каналом – Золотой рекой. Через нее переброшено 5 ажурных мраморных мостиков, символизирующих конфуцианские добродетели – доброту, ученость, верность, прямоту и уважение традиций.

Сегодня Гугун – самый большой архитектурно-художественный музей Китая, фактически город в городе. Его Позволяла четко обозначить границы великой империи. Но так ли это на самом деле – никто доподлинно не знает. Есть много различных гипотез о том, кем, когда и для чего она была построена. Точно могу сказать, что в 1987 году стена была отнесена ЮНЕСКО к объектам мирового культурного наследия, а в 2007 году названа одним из новых 7 чудес света.

Самый, самое, самая…

Китай вообще и Пекин в частности тяготеют к превосходным степеням. И оснований для этого предостаточно. Например, площадь Тяньаньмэнь – самая большая в мире (440 000 кв. м). На ней могло бы поместиться 60 футбольных полей и до миллиона человек!

Тяньаньмэнь, как и Красная площадь в Москве, самая главная в Пекине. Она примыкает к дворцовому комплексу и названа в честь Ворот небесного спокойствия (по-китайски Тяньаньмэнь) – главного входа в Запретный город. Отсюда провозглашались императорские указы, здесь же в 1949 году было объявлено об образовании Китайской Народной Республики. На площади стоит здание высшего органа государственной власти Китая, а также мавзолей «великого кормчего» Мао Цзэдуна.

Каждый день на восходе и на закате солнца на площадь стягиваются патриотично настроенные китайцы и туристы – желающие поприсутствовать на торжественной церемонии подъема или спуска национального флага. Я не стал исключением и прибыл на Тяньаньмэнь перед самым закатом. С трудом пробравшись сквозь толпу, уселся возле самого ограждения на горячие каменные плиты и терпеливо стал дожидаться начала. На вершине почти 33-метрового флагштока гордо развевался на ветру алый стяг.

Церемония его спуска прошла торжественно и чинно, действия почетного караула – бойцов Национально-освободительной армии Китая – были точны и выверены. Восторженные зрители вели себя, как им и положено: не только наслаждались зрелищем, но и успевали фотографировать: кто на мобильный телефон, кто на обычную «мыльницу», а кто на дорогую зеркальную технику. Прямо-таки фейерверк фотовспышек!

Круглый храм на квадратной земле

Храм Неба – еще один шедевр мирового архитектурного искусства. Он, как и Великая Китайская стена, охраняется ЮНЕСКО.

Этот комплекс, территория которого почти в 3 раза больше Гугуна, был построен в XV веке. Архитекторы постарались на славу: ритуальный город изобилует беседками, площадками для инструментов и одежды, жертвенными постройками, а сам храм – искусное сочетание цвета, формы и акустических эффектов. Древние китайцы полагали, что все в мире подчиняется небу (поэтому и назвали страну Поднебесная). Они выражали свои желания с помощью жертвоприношений ему и верили, что небо поможет. Правда, приносить жертвы имел право лишь император, поскольку он божественного происхождения.

В Древнем Китае было несколько десятков храмов неба, но пекинский – единственный сохранившийся до наших дней. По планировке храм делится на «земную» и «небесную» половину.

В представлении древних китайцев земля была квадратной, а небо круглым. Так что квадратный дворец в западной части храмового комплекса, похожий на маленький Запретный город, символизирует землю, а округлый Зал молитвы о богатом урожае и круглый алтарь – небо.

Жертвоприношения небу правительство Китайской Республики отменило лишь в 1911 году. Тогда же храм открыли для свободного посещения.

Храмовый комплекс – рай для фотографов, особенно в переменчивую весеннюю погоду, когда облака быстро тают под лучами солнца и так же быстро появляются вновь. Те, кто уже пресытился ролью зрителя, активно испытывают законы физики у стены Эхо: если возле нее что-нибудь сказать (или даже прошептать), звук якобы будет слышен в любой точке вдоль ограды. Я попытался было проверить это, но мой голос просто утонул в многоголосии любознательных туристов.

Храм Неба окружен огромным парком, где растут сосны и кипарисы. Среди вечнозеленых исполинов есть деревья, возраст которых превышает тысячу лет! Ежедневно ранним утром в парк приходят сотни пожилых пекинцев, чтобы заняться традиционной гимнастикой тайцзы, поиграть в шахматы и другие национальные игры, покружиться в парном танце или попеть хором. Словом, повеселиться от души.

Поторгуемся?

Еще одна достопримечательность Пекина – рынок. Не думайте, это не уличный базар. Столичный рынок находится в современных многоэтажных зданиях, похожих на супермаркеты. А есть торговые центры, где магазинчики устроены, будто комнаты в общежитии: с табличками или номерами на дверях. В большинстве своем это оптовые торговые точки, которые, однако, не пренебрегают и розницей. В зданиях работают лифты, кондиционеры – словом, есть все самое необходимое для комфортного пребывания в течение целого дня. Впрочем, одного дня вам все равно не хватит. Шопинг по-пекински – занятие продолжительное, захватывающее и весьма выгодное для покупателя.

Я всегда полагал, что умею торговаться на азиатских рынках. В Пекине я понял, как далеко мне до продавщиц-китаянок! Милые и обаятельные, как панды, они мгновенно превращаются в цепких пантер, если вы хотя бы на чуть-чуть задержитесь у их прилавка. И если вы не проявите должной твердости, то рискуете приобрести вещь в несколько раз дороже ее средней цены в том же торговом центре.

Как правило, на восточных базарах я начинаю торг, поделив цену продавца пополам, и уже потом, в ходе бурной дискуссии, понемногу сдаю свои позиции. В конце концов мы с продавцом приходим к мирному соглашению, закрепив сделку дружеским рукопожатием, и расстаемся, довольные собой. Я ухожу, уверенный в своей победе, а продавец нахваливает меня за удачную сделку и делает огорченный вид, словно проиграл. На самом же деле я приобретаю нужный мне товар как раз по средней стоимости на рынке.

В Пекине же пускаться в торги надо, назвав цену раза в 4 ниже объявленной. Продавец (обычно женщина, свободно владеющая английским и русским) сразу набросится на вас с упреками: мол, вы намеренно называете смешную цену, просто шутите и вообще отвлекаете его от важного дела. Стойте на своем, и цена будет снижаться прямо пропорционально вашей настойчивости. Ну а дальше – как получится, но в любом случае старайтесь получить от общения как можно больше удовольствия!

В мире хутунцев

Любителям познавательного туризма очень советую присмотреться к так называемым культурным гостиницам. Это небольшие одно- или двухэтажные отели, устроенные в исторических зданиях с традиционной архитектурой и декором. Как правило, они расположены в исторической части города – на узких улочках средневекового Пекина. Эти улочки называются хутун, или хутонг. Вдоль них вытянулись в ряд серые каменные здания, стены которых – словно поседевшие старцы, а оконные проемы – будто глазницы, из которых жители наблюдают за разноцветным людским потоком.

Несколько суток, которые мне удалось прожить в такой гостинице, пролетели незаметно. После завтрака я, как прилежный турист, целый день блуждал по окрестностям, заходя в многочисленные магазинчики и лавки, кафе и небольшие ресторанчики, иногда останавливаясь у мольбертов местных живописцев, либо, наняв рикшу, совершал небольшие путешествия по средневековому городу. Не знаю, как другим, а мне показалось, что хутун – больше чем просто старинная улица. Это, скорее, особый образ жизни, а местные – не пекинцы, а именно хутунцы.

Вместо заключения

Оперу мне увидеть так и не удалось, зато я послушал симфонический оркестр в уникальном здании пекинского оперного театра. Сооружение – фантастическое, музыка и музыканты – выше всяких похвал. Там же я попробовал и легендарную утку по-пекински. Описывать впечатления – дело гиблое. Лучше приехать в Пекин и самому попробовать. А еще лучше — увидеть, услышать, почувствовать и…влюбиться в этот город навсегда!

Сергей ДАНИЛОВ,

Эксперт по международному туризму

Член ФИЖЕТ, (международная федерация журналистов, пишущих о туризме)

Инициатор туристско-информационного проекта «Вкусный Узбекистан»

Фото автора

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ china-uz-friendship.com

Фото галлерея доступна по ссылке  http://china-uz-friendship.com/?bwg_gallery=%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter