Восточная мудрость. Поможет ли опыт Великой китайской зеленой стены Приаралью?

image001

Опустынивание – неизбежный отклик природы на бездумную деятельность человека. Узбекистан сегодня в полной мере пожинает плоды варварского отношения к экологии, приведшего к трагедии Арала. На месте одного из крупнейших внутренних водоемов планеты появилась пустыня в 38 тысяч квадратных километров. Дно бывшего моря накопило в себе немало пестицидов и ядовитых минеральных удобрений, которые годами вымывались с орошаемых полей.

image001

Теперь все это ветер возвращает людям, разнося пыль на сотни тысяч километров. При этом важно, что страна прошла стадию отрицания и начала активно бороться с существующими проблемами. Но масштаб произошедшего огромен, и здесь без помощи партнеров не обойтись. Вполне возможно, что им станет Поднебесная, продемонстрировавшая всему миру один из самых впечатляющих и вдохновляющих примеров в области борьбы с наступлением пустынь.

Точечная работа

В 2016 году китайские ученые взбудоражили научное сообщество своим интересным и крайне перспективным открытием. Они разработали способ промышленного производства плодородной почвы из… песка. Новая технология – дешевая и рассчитана на массовое промышленное производство, что особенно интересно для Узбекистана.

Суть технологии проста. В песок добавляют специальный состав, произведенный из древесной целлюлозы. Состав удерживает в песке воду, воздух и питательные вещества. Тесты, проведенные в городе Чунцин и в автономном районе КНР Внутренняя Монголия, показали, что для орошения искусственных почв требуется то же количество воды, при этом они обеспечивают более высокую урожайность и требуют меньше удобрений, а также демонстрируют повышенную сопротивляемость к факторам выветривания.

И это всего лишь один из сотен проектов, которые сегодня разрабатываются и реализуются КНР в этом направлении. Почему это так важно для страны? Ответ прост – из-за чрезмерной вырубки лесов на нужды населения и развивающейся промышленности в середине прошлого века Китай столкнулся с крупной экологической проблемой – пустынными песчаными бурями. В связи с этим в конце 70-х годов руководство Поднебесной объявило о старте грандиозного проекта, в ходе которого задалось целью возвести стену из зеленых насаждений вдоль главной достопримечательности страны – Великой стены, чтобы защитить земли, соседствующие с пустынями, от бушующих «желтых драконов» – именно так в народе называют песчаные бури.

Борьбу с опустыниванием в КНР рассматривают как важную сферу, которая призвана решить не только экологические, но и насущные социально-экономические проблемы, такие как бедность и безработица. Так, к процессу подключены 18 министерств и ведомств страны. Исследовательские институты занимаются разработкой научно-обоснованных решений, программ и проектов. Сформирована необходимая законодательная база, налажен мониторинг и экспертное сопровождение реализуемых инициатив.

Главный вектор проекта – создание пояса из зеленых насаждений, где деревья задерживают движение ветра и песка, а корни – укрепляют структуру почвы и препятствуют ее эрозии. В основном сажают тополя и тамариски, которые неприхотливы к окружающей среде и отличаются быстрым ростом. Создаются генно-модифицированные виды растений, которые также можно будет задействовать в реализации программы.

Растения высаживаются руками людей и самолетами, с которых сбрасываются семена, находящиеся на первой стадии созревания и завернутые в шарики из суглинка (смеси пыли, песка и глинистых частиц). Этот метод, разработанный в Китае, сегодня активно используется во всем мире, в том числе в Узбекистане.

К этим масштабным работам привлечено и местное население. По закону в Китае мужчины от 11 до 60 лет и женщины от 11 до 55 лет обязаны посадить в течение года от трех до пяти деревьев, или выполнить работы по уходу за имеющимися деревьями, или выплатить соответствующий налог. Это правило не распостраняется на лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, ежегодно 12 марта в стране проходит массовый День посадки деревьев.

Примечательно, что на законодательном уровне в КНР запрещен выпас скота в находящихся под угрозой областях. А в рамках реформы лесной промышленности крестьянам передали в аренду земли и юридические права на посаженные ими деревья, что стало стимулом вкладывать средства в насаждение промышленных лесов.

Другим направлением программы стало развитие экотуризма, благодаря которому местное население также смогло увеличить свои доходы.

Согласно планам, главная цель по созданию зеленого пояса должна быть достигнута в 2050 году. Однако проделанная за эти десятилетия работа уже дает впечатляющие результаты.

По подсчетам, насаждения уже задерживают около 200 миллионов тонн песка в год. Местности, где жители были вынуждены каждый день очищать дома от песка, вновь пригодны для жизни, а пыльные бури стали менее губительными. Их средняя продолжительность сократилась почти с семи до двух дней в год.

В 2017 году в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке директор бюро программы Чжан Вэй рассказал, что все это оказало сильное влияние на улучшение условий жизни людей северных районов и стало положительным вкладом в сокращение бедности.

«Благодаря участию в реализации программы местное население накопило богатый опыт посадки деревьев и трав, борьбы с опустыниванием, освоило различные практические методы, углубило понимание природы. В будущем мы будем реализовывать концепцию экологической цивилизации, настаивать на целостном подходе к сохранению наших гор, рек, лесов, сельскохозяйственных угодий, озер и пастбищ, уравновешивать сохранение окружающей среды и экономическое развитие», – отметил Чжан.

В том же году на Конференции ООН по опустыниванию Китай выступил с инициативой совместных действий по борьбе с проблемой, восстановлению деградированных земель и смягчению последствий засухи в регионах вдоль Шелкового пути. Эксперты КНР готовы обмениваться технологиями и оказывать помощь в подготовке специалистов.

Битва за Арал

Опустынивание, деградация и эрозия сельскохозяйственных угодий одинаково актуальны как для Китая, так и Узбекистана. Образовавшаяся пустыня Аралкум на месте одного из самых крупных в мире морей – яркое тому свидетельство. Проблема Аральского моря, находящегося на границе Казахстана и Узбекистана, приняла угрожающие масштабы в 60-х годах прошлого столетия. Причинами катастрофы, в частности, стали интенсивное освоение земель и нерациональное использование водотоков Аральского бассейна – рек Сырдарьи и Амударьи.

За прошедшие годы площадь моря сократилась практически втрое, уровень воды снизился на 29 метров, объем воды уменьшился в 15 раз, увеличилась ее засоленность, погибла рыба. На высохшей части водоема появилась пустыня Аралкум, с которой ветер разносит песчано-солевую пыль, ухудшая качество земельных и водных ресурсов, а также жизни людей, проживающих в непосредственной близости к зоне бедствия.

Сегодня на территории Узбекистана проблемами высыхающего моря занимаются Международный фонд спасения Арала (МФСА), Многопартнерский трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья. Свою помощь нашей стране в этом вопросе также оказывают Германия, Корея, Глобальный экологический фонд, ОБСЕ, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, а также Китай.

С 2017 года были реализованы три государственные программы в этом направлении. В частности, уже три года на высохшем дне проводятся масштабные работы по высаживанию саксаула, который будет служить естественным препятствием для выдувания ядовитых солей и песка в атмосферу.

Борьба с последствиями высыхания Арала требует серьезных вложений, уверяет руководитель узбекистанского отделения МФСА Вадим Соколов. Счет идет на миллиарды долларов. Средства необходимы, в первую очередь, чтобы наладить систематический мониторинг ситуации. Ведь, несмотря на проводимые работы, остается много темных пятен. Это недешевое удовольствие, поскольку мониторинг дает только информацию и не приносит прибыли, считает эксперт.

По его словам, нужны также крупные инвестиции на восстановление систем ирригации, чтобы обеспечить стабильность водоемов, поднять сельхозпроизводство и рыболовство.

«Мы также очень заинтересованы в технологиях опреснения, биологической очистки воды для орошения с помощью посадки определенных видов растений, культивирования солеустойчивых сельхозкультур, увеличения основанного на научном подходе производства артемии. Важно, чтобы все проекты были простыми, недорогими и легко применяемыми в условиях Приаралья», – рассказал Соколов.

Предполагается, что один из проектов в этом направлении может быть реализован уже в этом году. По информации Соколова, в регионе планируется создание полевой станции, которая будет осуществлять мониторинг на Западном море. Кроме того, в рамках проекта планируется построить над одним из имеющихся здесь родников бетонный колодец с куполом (по типу восточных кяризов), который позволит не только избежать испарения влаги, но и накапливать ее из воздуха за счет образования конденсата благодаря перепаду температур. Таким образом, можно почти в два раза повысить объемы воды для обеспечения нужд будущей станции. Если проект утвердят, то эксперименты могут начаться уже этой осенью, подчеркнул собеседник.

Высыхающему морю есть что предложить

Дно высохшего Арала и остатки водоемов таят в себе немало привлекательных коммерческих предложений. Например, в Западном море очень большое содержание лития. Небольшой завод, оснащенный технологиями, которые помогут выкачать этот элемент из воды, мог бы производить здесь батарейки. В мире всего несколько месторождений лития, но их разработка требует серьезных инвестиций, рассказал Вадим Соколов. Именно здесь могут сработать технологии из Китая, которые просты и доступны в использовании.

Примерно в 100 километрах от Муйнака есть остров Лазарева. Он весь состоит из ракушечника, а это прекрасный строительный материал.

Интересны эти места и залежами газа. Кроме того, здесь имеются перспективы культивирования микроводоросли дуналиелла (из нее можно производить витамины B и C, b-каротин), а также лакрицы (солодки) для медицинской и пищевой промышленности.

В гиперсоленой воде Арала, а таких мест всего несколько в мире, водится редкая микрокреветка артемия. Этой возможностью очень интересуются китайские бизнесмены. Они используют рачков для производства витаминов и лекарств, а также как корм для благородных видов рыб и цыплят-бройлеров.

«По нашим оценкам, сейчас можно добывать около одной тысячи тонн в год. Один килограмм артемии стоит 20 долларов. Но надо добывать так, чтобы не навредить. Неорганизованный отлов, который ведет сегодня местное население, может привести к истощению ресурсов», – отмечает руководитель отделения МФСА в Узбекистане.

Очевидно, что новый этап в борьбе за Арал ознаменовала инициатива президента Узбекистана Шавката Мирзиёева о принятии специальной резолюции по объявлению региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий. Она была выдвинута в сентябре прошлого года в ходе 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Сейчас по линии МИД Узбекистана готовится обоснование для этого документа.

«Если ООН поддержит предложение главы нашего государства, это станет дополнительным механизмом привлечения внимания, инвестиций и технологий в этот регион», – отметил Соколов.

По его словам, чтобы расширять международное сотрудничество в этой области привлекаются сотрудники дипломатических представительств нашей страны за рубежом. В зоне экологического бедствия в декабре прошлого года побывали послы Узбекистана. Им рассказали и показали нужды региона, чтобы те начали свою работу по привлечению внимания инвесторов.

Примечательно, что в конце прошлого года в Пекине состоялись переговоры узбекских дипломатов со специалистами в области борьбы с опустыниванием в Поднебесной. Китайским экспертам рассказали о мерах, которые предпринимает Узбекистан для решения проблем Приаралья, а также об инициативе Шавката Мирзиёева, выдвинутой в стенах ООН.

Китайская сторона в свою очередь поделилась своим опытом, накопленным за последние четыре десятилетия в ходе борьбы с опустыниванием в рамках своей глобальной программы по озеленению. По итогам встречи партнеры из КНР выразили заинтересованность в принятии практического участия в борьбе с опустыниванием в Приаралье, заключив с профильными министерствами Узбекистана документы о сотрудничестве.

В частности, китайские эксперты готовы к обмену опытом посредством онлайн-семинаров, а по мере улучшения эпидемиологической ситуации по коронавирусу – к ознакомлению с ситуацией, проведению совместных научно-прикладных исследований и реализации совместных проектов непосредственно на месте экологического бедствия.

03.03.2021

Источник:   https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/vostochnaya-mudrost-pomozhet-li-opyt-velikoy-kitayskoy-zelenoy-steny-priaralyu/

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter