Пров. Фуцзянь имеет богатую традицию кукольного театра с развитой системой исполнительского мастерства, включающего особые принципы управления куклами, звукоизвлечения при пении и речитативах, а также обширный репертуар. В здешних краях можно увидеть театр марионеток и представления с перчаточными куклами.
В театре марионеток главное действующее лицо – кукла, созданная человеком. Она исполняет роль, но при этом остается только реквизитом в руках актера. Во время представления артист находится за ширмой и управляет марионеткой, дергая за ниточки и сопровождая исполнение пением и речитативами. Обычно движениями куклы можно управлять с помощью 15–16 нитей, но иногда их число доходит до 30. Некоторые марионетки имитируют движения людей и животных и могут выражать эмоции. Лучше всего традиции такого театра сохранились в г. Цюаньчжоу, расположенном на юго-восточном побережье пров. Фуцзянь.
Другая разновидность кукольного театра – та, в которой используются перчаточные куклы (петрушки), – получила распространение в г. Чжанчжоу и его окрестностях на юге провинции. Тут главный реквизит делают из тряпичной перчатки с головой, руками и ногами из камфорного дерева. Такую куклу облачают в одежду с головным убором и другими аксессуарами. Такую фигурку надевают на руку: указательный палец продевают в полую голову, а остальные пальцы управляют руками и ногами. За раз актер может играть двумя петрушками – по одной на каждой руке. Если же необходимости в двух куклах нет, артист может свободной рукой может двигать ногами куклы. В Китае принято, что актер должен уметь не только управлять куклами, но и уметь их делать: вырезать из дерева нужные детали, шить и собирать все части в единое целое.
Программа сохранения культурного наследия
Традиции кукольного театра пров. Фуцзянь продолжают жить благодаря энтузиазму художников-кукольников и актеров. В 1980-х гг. в Китае кардинальным образом изменился образ жизни, и все меньше молодых людей хотели изучать сложнейшую систему китайского кукольного театра. Традиция грозила прерваться, поэтому на региональном уровне приняли целый комплекс мер по защите этого народного искусства.
В 2000-х гг. в пров. Фуцзянь взялись за оптимизацию среды и взращивание как потенциальных кукольников, так и ценителей этого искусства. В 2006 г. департамент культуры провинции разработал «Программу подготовки продолжателей традиций кукольного театра пров. Фуцзянь (2008–2020 гг.)». Документ подразумевает подготовку нужных специалистов через систему школьного образования, наставничество и обучение в кукольной труппе. Оговаривается и подход, при котором знания о традиционном театре популяризуются во время выступлений и лекций в школах и микрорайонах. Отдельное направление работы – составление учебных материалов и книг о кукольном театре, а также выпуск аудиовизуальных продуктов. Параллельно в провинции развивается театральная инфраструктура: ремонтируются старые и строятся новые площадки для выступлений, открываются учебные центры и выставочные залы. Проводится межрегиональное и международное сотрудничество. Создаются исследовательские центры и центры обработки данных, что позволяет изучить особенности местного сценического и изобразительного искусства.
«“Программа подготовки продолжателей традиций кукольного театра пров. Фуцзянь (2008–2020 гг.)” стала прекрасным примером того, как можно сохранять нематериальное культурное наследие и давать ему новую жизнь», – отмечает профессор факультета социологии Университета Фучжоу Гань Маньтан. В документе предусмотрен комплекс мер, который позволяет задействовать профессиональные организации (кукольные театры), систему общественных услуг в сфере культуры и при этом подразумевает широкое участие общественности, отмечает исследователь. В 2012 г. ЮНЕСКО включила эту программу в «Список лучших практик в области защиты нематериального культурного наследия». Ван Цзинсянь, художественный руководитель труппы театра марионеток г. Цюаньчжоу, считает, что успех этого документа был обеспечен триединым подходом, когда одновременно ведется работа по сохранению традиции и подготовке новых специалистов, а также популяризация.
Более чем в 50 учебных заведениях пров. Фуцзянь уже провели акцию «Кукольные театры дают сотню спектаклей в школах и вузах». Также в провинции учредили свыше 20 любительских кукольных коллективов, а постановки посмотрело несколько десятков тысяч зрителей. Более того, статус продолжателей традиции местного кукольного театра имеет 40 человек: 15 – общегосударственного значения и 25 – провинциального. Кроме того, в пров. Фуцзянь провели масштабное исследование, в ходе которого было собрано 59 кукольных пьес и данные о 70 мастерах местного кукольного театра. Был построен провинциальный сад-выставка, открыт музей нематериального культурного наследия Цюаньчжоу и другие площадки для проведения обменов и выставок.
Завтрашний день
Как и в большинстве традиционных китайских ремесел, секреты мастерства в кукольном театре издавна передавались в семьях или от наставника к ученику. По-прежнему силен этот обычай и сейчас. Современный пример тому Чэнь Лихуэй и его сын Чэнь Етун – мастера, которые работают в г. Чжанчжоу с перчаточными куклами. Отец начал заниматься театром в 12 лет и отдал ему уже почти 40 лет, объездив со спектаклями несколько десятков стран и регионов. Когда Чэнь Лихуэя спрашивают об учениках, он то ли в шутку, то ли всерьез говорит: «Есть ли у меня последователи? Есть! Мой сын!» Под влиянием отца Чэнь Етун начал учиться кукольному театру в возрасте 11 лет.
Артисты, мастера кукол – это, конечно, хорошо, но без зрителей у театрального искусства нет будущего, поэтому важно дать возможность молодым людям окунуться в это искусство и полюбить его. Для этого кукольные труппы г. Цюаньчжоу уже более десяти лет приходят со спектаклями в детские садики, школы и университеты, а также открывают при учебных заведениях театральные кружки, в которых преподают хорошо зарекомендовавшие себя молодые наставники.
Большую роль в популяризации китайского кукольного театра сыграли обмены между двумя берегами Тайваньского пролива. Фуцзяньские театральные традиции попали на Тайвань в конце династии Мин (1368–1644 гг.), когда на остров отправлялись суда из прибрежных регионов пров. Фуцзянь и Гуандун. На Тайване кукольный театр постепенно вобрал в себя более современное светозвуковое оформление и благодаря этому стал интересен юным зрителям.
Сейчас культурные обмены между берегами Тайваньского пролива только возрастают, и кукольный театр стал одной из визитных карточек культурных обменов между пров. Фуцзянь и Тайванем. В ноябре 2020 г. в г. Фучжоу открылся молодежный лагерь, посвященный традициям кукольного театра. Погрузиться в атмосферу театрального искусства дети смогли благодаря выступлениям, лекциям и экскурсиям, в которых были активно задействованы творческие коллективы из Цюаньчжоу, Чжанчжоу и Тайваня. Практическим навыкам перчаточного театра на этом мероприятии обучал подрастающее поколение и Чэнь Лихуэй – мастер кукол, о котором мы говорили выше. Он отметил, что искусство не должно стоять на месте, а будущее китайской традиционной культуры за молодежью, которая будет любить древность, но при этом готова подходить к ней творчески.
22.07.2021
Источник: http://russian.china.org.cn/china/txt/2021-06/04/content_77548939.htm =1-я стр и http://russian.china.org.cn/china/txt/2021-06/04/content_77548939_2.htm = 2-я стр и http://russian.china.org.cn/china/txt/2021-06/04/content_77548939_3.htm = 3-я стр