Набирая новую высоту. Как Узбекистан и Китай выстраивают постпандемийную повестку.

4

Несмотря на пандемию и постоянно возникающие глобальные противоречия, Узбекистан и Китай продолжают совместно выстраивать партнерские отношения, устремленные на многие годы вперед. Эксперты двух стран активно обсуждают сопряжение стратегий экономического развития, ведь один из главных факторов успеха в этом быстро меняющемся мире – четкое видение цели и последовательная реализация разработанных мер. Одна из таких представительных встреч недавно прошла в онлайн-режиме. Представители Ташкента и Пекина определили ключевые направления для взаимодействия двух стран, по которым необходимо активизировать взаимодействие.

4

Коронавирус, который уже второй год ставит страны и их экономики на колени, конечно же, сыграл свою отрицательную роль не только в замедлении глобального, но и регионального развития. Сейчас Узбекистан и Китай вновь выстраивают связи после сложного 2020 года, когда многие контакты были прерваны из-за карантина. При этом важно, что работа в этом направлении кипит, обе страны понимают, что необходимо наверстывать упущенное и двигаться вперед с удвоенной скорость. Поэтому в таких условиях крайне важны экспертные диалоговые площадки, которые позволяют синхронизировать действия и двигаться в одном направлении.

Одна из таких площадок была организована при сотрудничестве Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана, Института России, Восточной Европы и Центральной Азии (ИРВЕЦА) Китайской академии общественных наук, а также посольства КНР в Ташкенте. В международной онлайн-конференции приняли участие свыше 30 ведущих специалистов Узбекистана и Китая, которые обсудили широкую повестку вопросов по углублению двустороннего сотрудничества.

XxjwsrR007037_20210812_CBMFN0A001.jpg

Борьба с бедностью

Один из ключевых для Узбекистана вопросов – борьба с бедностью. Пандемия обнажила многие проблемы и власти начали ускоренную реализацию комплекса мер по улучшению социального обеспечения и медицинского обслуживания населения. В этой работе, как нигде, может помочь опыт Китая, достижения которого признаны на глобальном уровне.

«Сегодня, помимо традиционных сфер сотрудничества, появляется все больше новых точек взаимодействия. Например, борьба с бедностью – это одно из приоритетных направлений партнерства, обозначенных лидерами наших стран. Взаимодействие в этой области уже принесло первые результаты. Между Национальной администрацией по возрождению сельских поселений Китая и Министерством экономического развития и сокращения бедности Узбекистана установлен контакт и рассматривается вопрос обмена делегациями после пандемии. Успешно прошла онлайн-выставка, посвященная достижениям Китая и Узбекистана в борьбе с бедностью», – отметила посол Китая в Узбекистане Цзян Янь.

Победу над абсолютной нищетой, о которой Китай заявил к концу 2020 года, в мире нарекли «китайским чудом». Об этом успехе и опыте сорокалетней работы подробно рассказал директор Института сельскохозяйственного развития КАОН Вэй Хоукай.

По словам эксперта, главными составляющими этого важного для страны достижения стали целевые планы по реализации адресной помощи, финансовая и потребительская поддержка граждан, а также мотивирование их на получение образования и новых профессиональных навыков. При этом, вся работа строилась на научном планировании при широком участии всего общества и ответственности местных властей за реализацию разработанных мер.

XxjwsrR007027_20210816_CBMFN0A001.jpg

«Бедность в сельской местности – общая проблема для всего мира. Китай вышел на собственный уникальный путь сокращения бедности. С 1978 года бедное население в сельской местности страны сократилось в общей сложности на 770 миллионов человек. Сельское население было обеспечено питьевой водой и необходимыми жизненными условиями. Доходы выросли, ВВП сохраняет темп роста. Имея большой опыт в вопросах исследования сельской и экологической экономики, урбанизации и сокращения бедности, мы готовы расширить наше взаимодействие с узбекистанскими коллегами в этом направлении», – отметил он.

По словам старшего научного сотрудника Центра экономических исследований и реформ Зебо Кулдашевой, Узбекистан уже сегодня активно изучает и берет на вооружение китайский опыт. Среди достижений страны в борьбе с нищетой она выделила либерализацию экономики и валютной политики, налоговые реформы, создание Министерства экономического развития и сокращения бедности, которое разработало концепцию работы в этом направлении, а также Министерства по поддержке махалли и семьи, введение «железной тетради», которая позволила оказывать адресную помощь малообеспеченным семьям.

В 2020 году, добавила она, в тетрадь было включено около 600 тысяч семей. Им была предоставлена возможность пройти профессиональное обучение, получение кредита на покупку жилья или открытие собственного дела. В результате свыше 450 тысяч семей улучшили свое материальное положение и вышли из-за черты бедности, а более 600 тысяч человек – нашли новую работу.

XxjwsrR007069_20210812_CBMFN0A001.jpg

Антикоррупционная политика

Противодействие коррупции, как элементу, тормозящему экономическое развитие и выведение населения страны из бедности, также представляет собой перспективную сферу для обмена опытом. Для того, чтобы усилить антикоррупционный механизм, Китаю пришлось внести поправки в основной закон страны. Об этом рассказал директор Института международного права КАОН Мо Цзихун.

«Китай добился успехов в социально-экономическом развитии и в значительной степени это связано с улучшением системы государственного управления. В конституцию КНР пять раз вносились изменения. Основной их идеей был принцип антипривилегий. В частности, было прописано, что госслужащие должны служить народу и выступать против бюрократизма, а руководящие сотрудники не имеют права вмешиваться в работу судебных органов и прокуратуры без специальной регистрации своего обращения», – поделился он.

Эксперт также отметил, что последняя поправка в Конституцию была внесена в 2018 году. Она касалась учреждения Национальной комиссии по надзору. Этот специализированный орган призван бороться со злоупотреблениями должностными полномочиями и привилегиями шести категорий лиц. В этот перечень входят представители КПК, правительства, госслужащие, сотрудники социальных учреждений, работники органов самоуправления и прочие лица, которые могут использовать свое положение в личных целях.

«Конституция служит основанием для борьбы с коррупцией. Очень трудно переоценить роль этих поправок. В Узбекистане также есть подобный надзорный орган. И мы могли бы поделиться опытом с узбекскими коллегами, чтобы усилить его работу в борьбе с коррупцией», – сказал Мо Цзихун.

31232.jpg

Глава китайской дипмиссии в Узбекистане Цзян Янь добавила, что Национальная комиссия по надзору Китая и Антикоррупционное агентство Узбекистана недавно провели встречу в режиме видеоконференцсвязи и активно готовятся к подписанию меморандума о сотрудничестве.

Связующие нити

Одно из важнейших направлений сотрудничества двух стран – развитие транспортной инфраструктуры и новых международных коридоров. В этом направлении уже реализован не один десяток проектов.

«К сожалению, уже второй год нам приходится общаться в онлайн-формате, однако уже не за горами тот день, когда мы сможем снова посещать друг друга с визитами. Приближающееся снятие ограничений, введенных из-за пандемии, ставит вопрос о возобновлении полноценных связей между странами, прежде всего, в торгово-экономической плоскости, а также гуманитарных контактов. Думаю, что коронавирусный кризис достаточно стимулировал экспертное сообщество к поиску новых направлений сотрудничества и обогащению старых проектов», – отметил заместитель директора ИСМИ Санжар Валиев.

В частности, по словам эксперта, особого внимания заслуживает готовность КНР интенсифицировать дальнейшее сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь» посредством дальнейшего развития инфраструктуры, расширения Цифрового шелкового пути, интеграции государств в единую транспортно-логистическую сеть и приобретения ими доступа на мировые рынки, создания Шелкового пути здоровья.

photo_2021-08-17_16-46-29.jpg

На вопросах развития транспортной взаимосвязанности стран Центральной и Южной Азии более подробно остановился ведущий научный сотрудник Международного института Центральной Азии Арес Баязитов. Специалист отметил, что Узбекистан, будучи одной из 44 стран мира, которые не имеют выхода к морю, постоянно выступает с инициативой развития в регионе разветвленной и надежно функционирующей сети международных транспортных коридоров с выходом на морские порты, поддерживает проекты в этом направлении.

«Многочисленные исследования показывают, что страны, не имеющие выхода к морю, расходуют в два раза больше на оплату транспортных услуг. Для стран Центральной Азии транспортные расходы во многих случаях достигают 60 процентов от стоимости импортируемых товаров. Поэтому активно продвигаются вопросы запуска нового мультимодального транспортного коридора Китай – Кыргызстан – Узбекистан с последующей отправкой грузов в Европу. По этому маршруту можно доставлять грузы из Китая в Европу за 10-15 дней, то есть в три раза быстрее, чем это делается сегодня», – сообщил эксперт.

Кроме того, добавил он, Узбекистан предлагает объединить усилия в формировании интегрированной сети «сухих портов», логистических и оптово-дистрибьюторских центров в рамках инициативы «Один пояс, один путь», что откроет широкие перспективы для укрепления региональной и межрегиональной взаимосвязанности.

Взгляд со стороны

В ходе конференции многие китайские эксперты заявили, что у Узбекистана большое будущее и отличный базис для рывка вперед.

photo_2021-08-17_16-44-31.jpg

«В 2019 году я проводил исследования в Узбекистане. Я увидел, как очень многое объединяет наши страны: модель управления и экономического развития, большие людские ресурсы, богатый промышленный и сельскохозяйственный потенциал. Именно на этом фоне Узбекистан имеет больше возможностей стать экономическим центром в Центральной Азии», – сказал заведующий отделом экономики ИРВЕЦА Сюй Полин.

Китай, по словам эксперта, может предоставить свой опыт и технологии для достижения этой цели. Также он отметил, что благодаря схожим стратегиям экономического развития и имеющимся точкам сопряжения наши страны могут достичь двустороннего соглашения о создании зоны свободной торговли, а также совместной региональной сети промышленного разделения труда и цепочек поставок.

Директор ИРВЕЦА Сунь Чжуанчжи выразил мнение о растущих перспективах двустороннего партнерства в финансовой и сельскохозяйственной сферах. Кроме того, эксперт подчеркнул, что Узбекистан и Китай придерживаются схожих взглядов на международные и региональные вопросы, и текущая неопределенность на мировой арене требует усиления совместных консультаций на стратегическом уровне, поддержания региональной стабильности, в частности, посредством создания благоприятных внешних условий для восстановления внутренних экономик.

photo_2021-08-17_16-45-08.jpg

О систематическом продвижении китайско-узбекского сотрудничества в области цифровой экономики рассказал заместитель генерального секретаря Исследовательского центра ШОС Сяо Пинь. Он отметил, что Узбекистан обладает весомым потенциалом в этой области, однако пока не смог устранить некоторые вопросы, мешающие развитию. Среди проблем он выделил медленную скорость интернета и его высокую стоимость, недостаточное законодательное регулирование цифрового сегмента, а также дефицит специалистов в этой сфере.

В целом насыщенная повестка дня позволила обсудить многие вопросы, обозначить точки соприкосновения интересов и приоритетные направления дальнейшего развития двустороннего сотрудничества. По итогам видеоконференции были выработаны предложения по обмену опытом в различных сферах экономики и государственного управления между двумя странами.

Источник: https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/nabiraya-novuyu-vysotu-kak-uzbekistan-i-kitay-vystraivayut-postpandemiynuyu-povestku/

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter