Китай – сегодня это, пожалуй, единственная страна в мире, которая, несмотря на пандемию и карантинные ограничения, а также глобальные политические пертурбации, продолжает активную реализацию комплекса мер по открытию своей экономики для иностранных инвесторов и промышленников. И это касается не только вложения средств и открытия новых предприятий в КНР, но и допуска на гигантский внутренний рынок. Все это вкупе дает синергетический эффект, когда экономика Поднебесной в отличие от многих западных стран продолжает активно расти и развиваться даже в условиях пандемии.
Новый путь
Китай обещает наращивать открытость своих рынков в ближайшие пять лет, чтобы преодолеть спад глобальной экономики, вызванный пандемией, и содействовать международному сотрудничеству. Эта новая парадигма развития означает обеспечение более тесной связи и эффективного использования как внутреннего, так и внешнего рынков.
«Китай не закроет свои двери для остального мира, напротив, они будут открываться только шире», – сказал председатель КНР Си Цзиньпин на Боаоском азиатском форуме в 2018 году. Это высказывание подтверждают колоссальные изменения, произошедшие в стране в результате политики реформ и открытости, и, особенно это касается последних лет, когда иностранные компании и инвесторы получили беспрецедентные возможности на китайском рынке. При этом важно, что, руководствуясь именно этим курсом, страна превратилась из преимущественно аграрной во вторую по величине экономику мира.
В 2020 году объем импорта и экспорта товаров Китая вырос на 1,9 процента в годовом выражении до 32,1 триллиона юаней (около 4,6 триллиона долларов), достигнув рекордного уровня, несмотря на мировой спад поставок. Китай стал единственной крупной экономикой мира, показавшей рост внешней торговли в условиях пандемии.
При этом, для сравнения, в 1978 году, когда стартовала реализация политики реформ и открытости, этот показатель не превышал 20,6 миллиарда долларов. Китай приложил немало усилий, чтобы привлечь больше глобальных инвесторов на свой огромный внутренний рынок путем расширения доступа и улучшения деловой среды. Недавнее исследование Министерства коммерции КНР показало, что 96,4 процента предприятий с иностранным капиталом оптимистично оценивают перспективы своего бизнеса в Китае.
Согласно отчету Всемирного банка за 2020 год, Китай благодаря масштабной программе реформ второй год подряд вошел в десятку самых благоприятных экономик мира с точки зрения удобства ведения бизнеса. Поднебесная также подписала соглашения о сотрудничестве со 140 странами и 32 международными организациями в рамках инициативы «Один пояс, один путь» с момента ее выдвижения в 2013 году.
Еще один важный момент заключается в том, что Китай встал на путь социалистической модернизации в рамках 14-го пятилетнего плана социально-экономического развития (2021-2025 годы), и открытость остается критически важной составляющей новой «дорожной карты» страны. Поэтому, включив в план развития принцип «двойной циркуляции», Китай пообещал наращивать открытость своих рынков в ближайшие пять лет. И конкретные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в стране насчитывается 21 пилотная зона свободной торговли, также китайские власти подписали соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, которое подразумевает создание крупнейшей в мире зоны свободной торговли.
Главное – это доверие
Любой иностранный инвестор скажет, что для него намного важнее не бешенный рост прибыли, а предсказуемость рынка и властей. Именно по этим показателям Китай в последние 10 лет занимает одно из ведущих мест в мире.
«Слова должны быть такими, чтобы им можно было доверять, действия должны быть решительными», – сказал более двух тысяч лет назад Конфуций. Председатель КНР Си Цзиньпин нередко вспоминает эту фразу, говоря о развитии китайской цивилизации. Китай оставался верным этому принципу на протяжении всего пути своего развития, и пятилетние планы – хорошее тому подтверждение.
Планировать цели развития по пятилеткам Китай начал в 1953 году, и на сегодня разработал и реализовал уже 13 пятилетних планов. Чем успешнее шло развитие экономики, тем масштабнее становились задачи. Взять, к примеру, ликвидацию нищеты в сельских районах. Эта цель была одним из приоритетов 13-й пятилетки. За восемь лет, к 2020 году, КНР удалось вывести из-за черты бедности почти 100 миллионов сельских жителей.
Не меньшее внимание в стране уделяют и выполнению международных обязательств, в том числе борьбе с изменением климата. В 2009 году на саммите в Копенгагене Китай обещал нарастить потребление неископаемых (или экологичных) видов топлива и довести их удельный вес в своем энергобалансе до 15 процентов к 2020 году. Задачу удалось выполнить досрочно. По официальной статистике, уже в 2019 году показатель увеличился до 15,3 процента. По данным министерства экологии и окружающей среды КНР, с 2005 года уровень выбросов на единицу ВВП снизился почти вполовину. Эта цель была также достигнута раньше срока.
В 2021 году Китай начал программу модернизации в рамках 14-го пятилетнего плана (2021-2025 годы). В этот период страна планирует удержать показатель безработицы в городах на уровне ниже 5,5 процента, а также ежегодно увеличивать расходы на исследования и разработки на семь процентов.
Также Китай планирует уменьшить потребление энергии на единицу ВВП на 13,5 процента и сократить выбросы углекислого газа на 18 процентов. По планам, это поможет построить «зеленую» экономику и достичь целей по сокращению вредных выбросов. «Страна пройдет пик выбросов диоксида углерода до 2030 года и достигнет углеродной нейтральности до 2060-го», – заявил Си Цзиньпин на климатическом саммите в апреле. Задача, как отмечают эксперты, не из простых, и для ее решения КНР придется приложить большие усилия.
«В период 14-й пятилетки мы должны ориентироваться на интересы общества, чтобы каждый ощутил перемены к лучшему. Мы должны стараться обеспечивать повышение уровня жизни в процессе стимулирования высококачественного развития. Мы должны больше фокусироваться на проблемах людей и путях их решения, принимать точечные меры, реализовывать их одну за другой, год за годом, чтобы люди чувствовали себя в безопасности и были довольны», – подчеркнул Си Цзиньпин.
Языком цифр
Экономика КНР в последние тридцать лет постоянно растет. Китай занимает второе место в мире по объемам номинального ВВП, уступая только США. C начала 2000-х годов валовой внутренний продукт Китая увеличился в 12 раз. По объему номинального ВВП Китай превзошел Италию (2000), Францию (2002), Великобританию (2006), Германию (2007) и Японию (2010). По показателю паритета покупательной способности Китай вышел на первое место еще в 2014 году. Также Китай лидирует по объемам промышленного производства.
Китайские компании, такие как Alibaba и Tencent, входят в ТОП-10 компаний мира по объему капитализации – их рыночная стоимость уже подходит к одному триллиону долларов у каждой. Другие компании, такие как Baidu, Xiaomi, Huawei, Lenovo и множество других, также активно развиваются. В целом наблюдается значительной рост капитализации китайских компаний, особенно в сфере телекоммуникаций, электронной торговли, фармацевтики.
Пандемия коронавирусной инфекции внесла свои коррективы в показатели экономического роста стран мира. В последние годы темп роста китайской экономики превышал шесть процентов в год. Однако с 2017 года наблюдается замедление роста ВВП, вызванное не только внешними факторами, но и внутренними – значительным вложением средств в развитие внутреннего рынка, а также в инфраструктуру, транспорт, дороги. Срок окупаемости таких проектов зачастую носит долгосрочный характер. Объем строительства жилищного фонда также значительно возрос.
В 2017 году рост ВВП страны составил 6,8 процента, в 2018-м – 6,6 процента, а в 2019-м – шесть процентов. По данным Государственного статистического управления КНР, рост ВВП Китая в 2020 году стал минимальным за последние 45 лет. В прошлом году ВВП Китая вырос на 2,3 процента, что является минимальным темпом роста с 1976 года. Впрочем, уже в четвертом квартале 2020 года Китаю удалось восстановить экономические показатели, и страна вышла в лидеры по экономическому росту в условиях периода пандемии.
Планы экономического развития у Китая амбициозны. По данным британского Центра экономических и деловых исследований (CEBR), экономика Китая сможет обогнать экономику США уже к 2028 году. При этом период пандемии и то, как с ней справлялись в экономической сфере различные страны, способствовали более стремительному росту Китая.
Здесь также важно не забывать, что Китай – густонаселенная страна. По территории он занимает третье место в мире, а по численности населения – первое. По данным Национального бюро статистики Китая, на 1 ноября 2020 года население Китая составляло 1 443 497 378 человек, увеличившись с 2010 года на 5,38 процента. В этой связи развитие внутреннего рынка, мультипликация доходов со сферы потребления, развитие платформ и экосистем являются важным фактором роста китайской экономики.