Порты без моря: новый шаг Узбекистана в глобальную торговлю

Ташкент присоединился к соглашению о сухопутных портах ООН, что, по мнению международных экспертов, позволит республике оптимизировать и снизить издержки на транзитную или конечную торговлю.
Как повлияет новый статус на транспортно-логистическую систему республики и какие выгоды Узбекистан получит в международной торговле, выясняла корреспондент Sputnik.

Что такое сухой порт и для чего он нужен

Постановление о присоединении страны к межправительственному соглашению о «сухих портах» Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана ООН (Эскато ООН), подписал Шавкат Мирзиёев. Документ нацелен на выработку единых принципов использования международных логистических центров, что поможет повысить эффективность перевозок товаров в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
«Сухой порт» международного значения

место на территории страны с логистическим центром, который соединен с одним или несколькими видами транспорта. Узел предназначен для обработки, временного хранения и предусматриваемого законом осмотра грузов, перевозимых в процессе международной торговли, а также для выполнения таможенного контроля и формальностей.

«Практически в логистике это дает возможность скоординированной работы операторов стран-участниц в построении мультимодальных логистических схем и коридоров, используя «сухие порты» в качестве базовых терминалов для консолидации и обработки товаропотоков», — рассказала руководитель Проектного офиса «РЖД Логистика», доктор технических наук Алевтина Кириллова.
Эксперт по логистике и транспорту, председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач добавил, что «сухой порт» — это собирательное название любого международного логистического центра. Он может находиться как у моря, так и внутри материка. Товары через него перемещаться разными видами транспорта: грузовым, автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским и речным.
Россия, Казахстан и Иран также являются участниками упомянутого договора. Стороны намерены развивать «сухие порты» в рамках своих национальных программ и в соответствии с местными законами и правилами. У РФ «сухими портами» можно считать Ростов-на-Дону и ряд аэропортов.

Как это работает и какие перспективы есть у транзитных центров Узбекистана

Если страна — член ОНН хочет иметь у себя «сухой порт», то она создает у себя новый логистический центр или приводит имеющийся транспортный узел в соответствие с требованиями международной конвенции.
Перечень «сухих портов» утвержден Межправительственным Соглашением о сухих портах, подписанным 07.11.2013 и ратифицированным РФ. Он принят странами-подписантами Соглашения как основа для скоординированного развития важных узлов в международной интегрированной интермодальной транспортно-логистической системе. Также в этом соглашении дается информация о том, какие могут быть порты и перечень требований к ним.
По словам Храпача, для организации такого порта нужна техническая инфраструктура (охраняемая территория, въездные ворота и другое). Кроме того, на территории должны располагаться таможенные органы для оформления или сопровождение грузов.
«Узбекистану это позволит упростить и унифицировать подходы к организации хранения и отправления груза, его обработке и документарного оформления, различным административным процедурам (таможенное оформление, фитосанитарный контроль и другое)», — пояснил эксперт.
Одно из необходимых условий для эффективного участия в договоре — это наличие возможностей осуществления интермодальных перевозок: возможности перегружать с одного вида транспорта на другой при необходимости.

Транспортно-логистические выгоды для Узбекистана

Республика будет вовлечена во всемирный торговый процесс перемещения грузов, отмечает Сергей Храпач. Это повлечет за собой повышение таможенных налоговых поступлений в казну и существенно увеличит количество рабочих мест.
Эксперт также напомнил, что сейчас популярна оперативная перевозка грузов авиационным путем. Например, в РФ грузы Ozon и Wildberries доставляются авиационным транспортом. Для использования таких магистралей нужны терминалы для обработки товаров.
«Создание даже небольшого «сухого порта» уже плюс и ведет к использованию трудовых и материальных местных ресурсов. Соответственно быстрее работает экономика и растет благосостояние граждан», — рассуждает Храпач.
Условия и издержки использования «сухих портов»
Отсутствие инфраструктуры и логистических специалистов в стране, по мнению Сергея Храпача, может замедлить положительный эффект от участия Узбекистана в договоре. Если в стране есть близкие по функционал логистические единицы, то это огромный плюс.
Эксперт обращает внимание что соглашение не определяет порядок организации логистических коридоров и не обязывает страны делать центры или располагать их в определённых местах – договор лишь создает условия для освежения экономики и участия в международных процессах.
Открытый несколько лет назад логистический хаб Хоргос, возможно, не до конца загружен, но может в будущем выйти на новый режим работы. Для этого необходимо оценить проходящие через него транспортные пути для более эффективного их использования.
«Узбекистан находится на транзитной линии товаров из Китая, и это плюс при условии, что страна сможет подтвердить наличие хабов, переваривающих большие потоки грузов», — считает Храпач.
В любом случае, заключил эксперт, для Узбекистана, у которого нет таких наработок как у передовых партнеров, участие в подобных проектах позволит интегрироваться в международную торговлю.
Источник: https://uz.sputniknews.ru/20211006/porty-bez-morya-shag-uzbekistana-v-globalnuyu-torgovlyu-20801376.html
Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter