Жизнеутверждающая сила Навруза

6

Навруз возник в Центральной Азии и ряде стран Востока в давние времена, когда здесь царил зороастризм. Постепенно он приобретал свои формы и очертания, обогащался за счет новых обычаев, обрядов, опыта повседневной жизни и превращался в добрую традицию.

Ответ на вопрос о возрасте Навруза неоднозначен. В ряде источников содержатся сведения о древности Навруза. Наиболее полные сведения и чёткие научные выводы даны в произведениях Абу Райхана Беруни (973-1048 годы), Омара Хайяма (1054-1131). Позже о праздновании Навруза говорится и в поэме Алишера Навои «Садди Искандери» («Вал Искандера»).

В произведении Беруни «Памятники древних народов» говорится: «Причина названия этого дня Наврузом в том, что, когда Джамшид (один из древних царей Ирана) стал царём, он ввёл новую религию и день, когда это свершилось, назвал «Наврузом» – «Новым днём».

В своём произведении «Наврузнаме» Омар Хайям также указывает, что сказания о праздновании Навруза возникли в период правления царя Джамшида. Он пишет: «Джамшид издал фарман (указ), чтобы этот день (начало месяца фарвардин – март) назвать Наврузом и приказал людям ежегодно праздновать этот день и признать его началом Нового года».

Таким образом можно сделать два вывода: первый – большинство преданий, связанных с Наврузом, состоит из событий, касающихся царя Джамшида; второй – из преданий выясняется, что при определении Навруза придерживались законов природы.

Об этом свидетельствует и одна из газелей Алишера Навои, в которой отмечается, что празднование Навруза в день весеннего равноденствия обусловлено законами природы.

Увидел при свидании –

косы и стан твои равны,

Очевидно, к нам пришёл Навруз,

Коль день и ночь равны.

Автор этих строк сравнивает длинные волосы возлюбленной и ее стан (белое тело и чёрные косы) с равным днём и ночью при Наврузе.

Различные сведения о Наврузе содержатся и в произведении Махмуда Кашгари (XI век) «Девони лугатит турк» – «Словарь тюркских наречий».

Кроме этого, в различных рукописных источниках содержится немало преданий, указывающих на древность возникновения Навруза. Однако если делать вывод из основных источников, то можно сказать, что Наврузу более двух тысяч лет.

Навруз веками формировал у людей чувство любви, бережного отношения к родной земле и природе, имел важную роль в трудовом, нравственном воспитании. В дни его празднования прекращались войны, забывались раздоры и обиды, люди стремились к мирному и добрососедскому общению. В эти дни люди посещали места погребения своих родных и близких, приводили в порядок кладбища и прилегающую к ним территорию, поминали усопших друзей. Навруз побуждал людей к благородным поступкам, наполнял их души добрыми чувствами и пожеланиями, усиливал в них чувство милосердия и любви ко всему. И в этом проявляется жизнеутверждающая сила Навруза.

В древности народы Центральной Азии исчисляли начало года с приходом весны, пробуждением природы. Поэтому отождествление весны и Нового года считается у народов Востока символом начала жизни.

Сегодняшний Навруз, как и прежде, состоит обязательно из двух частей: первая – связана с трудом, работой; вторая – посвящена отдыху, веселью, зрелищам, играм.

В первой части Навруза люди заняты приведением в порядок садов и виноградников, подготовкой полей к севу, очисткой арыков и каналов, заготовкой семян, удобрений, посадочных материалов, ремонтом полевых станов, оборудования и приспособлений. А горожане приводят в порядок аллеи, парки, проспекты, улицы, общественные места (детские сады, чайханы, школы, стадионы, спортивные площадки, парки), дворы и подъезды, проводят общемахаллинские хашары. При этом оказывают необходимую помощь пожилым и одиноким людям, много внимания уделяют историческим и культурным памятникам. Благоустраиваются дома, украшаются жилища. Волнующим событием является то, когда уважаемые старцы с добрыми пожеланиями бросают первые семена в землю. Труд в эти дни поднимает в людях дух, настроение, служит примером для молодёжи.

Вторая часть праздника состоит из развлечений, спортивных состязаний. Праздник цветов, состязание острословов, выступление борцов и канатоходцев, клоунов, конкурсы певцов и танцоров, скороговорки, загадки, прыжки через огонь, улок (козлодрание), скачки и другие образцы народного творчества придают Наврузу неповторимую красоту, а участникам доставляет не только эстетическое наслаждение, но и помогает встряхнуться, «проснуться» после зимней «спячки».

Венцом Навруза является сумаляк и халим. Трудно описать словами то, как священнодействуют у котла, где варят халим отцы и деды, а там, где готовят сумаляк – женщины и дети. Всю ночь напролёт не спят, колдуют над приготовлением живительной весенней пищи, танцуют, поют, слагают лапары (частушки), соревнуются в острословии.

Участники этих мероприятий очищаются и облагораживаются духовно и телесно, они становятся чище и добрее, человечнее. Может быть, поэтому ещё с древнейших времён в дни празднования Навруза не бывает ни одного преступления. Наоборот, в этот день мирятся те, кто был в ссоре, забываются обиды, господствует милосердие, а в старину, как мы уже говорили, прекращались даже войны между государствами.

А какую живительную силу дарят человеку после долгой зимы насыщенные витаминами пиалка сумаляка или чашка халима, самса и пельмени с ранней зеленью?!

Почему Навруз отмечается именно 21 марта? Если мы сравним календарный Новый год с Новым годом Навруза, то увидим, что календарный Новый год введен и отмечается условно, на основании декрета. В действительности же 1 января приходится на середину зимы, природа в то время спит, в ней нет никаких изменений.

Поэтому, исходя из законов природы, следовало бы считать началом нового года март, а ещё точнее, 21 число – день весеннего равноденствия, когда день начинает побеждать ночь. Это поистине время пробуждения природы, оживление всей живности, растительного мира на Земле. Поэтому народы Центральной Азии и Востока считали день 21 марта началом Нового года.

В своей книге «Памятники древних народов» Абу Райхан Беруни, говоря о фарвардине, как о первом месяце по солнечному летоисчислению, писал: «Это первый день месяца, о чём говорит и его наименование на персидском языке. В прежние времена, по преданию иранцев, Навруз приходился на период, когда Солнце сходило в созвездие Рака. Потом, когда его сдвинули назад, стал отмечаться весной. Теперь он приходит тогда, когда ему служит целый год, то есть, от первых весенних капель дождя до цветения цветов, от цветения деревьев до поспевания их плодов, от пробуждения вожделения у животных до появления потомства, от прорастания растений до их созревания. Поэтому Навруз является свидетелем начала и создания мира».

Значит, говоря о том, что его «сдвинули назад», Беруни имеет ввиду время, когда Солнце входит в созвездие Овна, а день становится равен ночи (переход к 22 марта). Он не только обосновывает связь Навруза с законами природы, но и дает о нем различные сведения.

Из всего этого видно, что празднование Навруза в качестве первого дня Нового года основывается на законах природы, всемирных законах.

Празднование Навруза всегда являлось своеобразной демонстрацией расцвета земледелия, ремесел, искусства, физической силы. На массовых гуляниях народ показывает свои прекрасные рукотворные изделия прикладного искусства, кулинары – сладости и редкие блюда, борцы и всадники – силу и ловкость, девушки и невесты – шьют специальные наряды, платки, покрывают их цветами и узорами. В день Навруза скоморохи, канатоходцы, мастера слова, поэты, сказители, острословы, кукольники, певцы, танцоры показывают весь свой талант.

К сожалению, в своей многовековой истории Навруз не раз подвергался нападкам, получал запреты. И в XX веке он подвергался гонениям, попыткам вытравить его из сознания людей.

Последний запрет в нашей стране принял особо уродливые формы. Запрещено было даже упоминать название Навруза. Дошли до того, что потребовали переименование улиц, кафе и магазинов, музыкальных коллективов и других объектов, носящих это имя.

Это было время, когда в каждом действии, мероприятии или деле выискивались «недостатки» и их виновники. Поэтому у людей в тот период были поникшие головы, увядший лик, нерадостный взгляд.

…14 марта 1986 года. Малый зал заседаний ЦК Компартии Республики. Здесь собрались руководители средств массовой информации, издательств, видные журналисты и писатели, партийные работники. У всех настроение ожидания светлого праздника, благородные устремления – веет весенний ветер, приближается Навруз…

С трибуны оратор делится впечатлениями от поездки в Москву. Весь её облик оратора, поза и жесты, тембр голоса, ударения в словах являли собой яркий «образ» партийного чиновника. Но это было лишь прелюдией.

Как весенний гром среди ясного неба, с высокой партийной трибуны прозвучали следующие слова: «Навруз вреден, отныне партийно-советские работники не будут участвовать в его проведении», то есть Навруз попадает под запрет.

Это странное, по крайней мере, указание, прозвучавшее вдруг в канун Навруза, оглушило собравшихся. В зале поднялся шум и ропот недовольства.

И повсеместно шла кампания по запрету Навруза. Насаждение придуманного праздника «Навбахор, которого народ не принял.

Росло недовольство. Передовая часть интеллигенции, журналисты, поэты, писатели сначала робко, затем более активно стали выступать в защиту Навруза. Первым, 28 января 1988 года, осмелился главный редактор газеты «Тошкент окшоми» Тулкун Казакбаев, давший зелёный свет статье «Навруз – янгиланиш байрами».

…Народ отстоял свои нематериальные культурные ценности!

Настоящую гражданскую позицию показали Народные поэты Уйгун Отакузиев, Нормурод Нарзуллаев, Хожиакбар Шайхов, учёные Мухтар Худойкулов, Сайди Умиров и другие. У народного поэта Абдуллы Арипова хватило мужества просить прощения у Навруза, за то, что не смог его защитить…

За годы независимости в Республике Узбекистан Навруз по-настоящему расцвел. Он возведен в ранг государственного общенародного праздника. Его ждут с нетерпением от мала до велика. Этот день объявлен нерабочим. В огромных котлах готовят сумаляк, халим, плов и другие щедрые угощения. Люди искусства демонстрируют свое мастерство. Народ ликует, превращается как бы в единый радостный организм.

Полученный в день Навруза заряд бодрости укрепляет, обновляет духовно и физически, помогает лучше трудиться, творить и созидать, делать жизнь чище, лучше, красивее. И в этом жизнеутверждающая сила древнего и вечно молодого Навруза!

Навруз, как международный праздник, отмечаемый 21 марта был утверждён Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 2010 году. А 1 декабря 2016 года был включён в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. В списке ЮНЕСКО, отмечающих Навруз, кроме Узбекистана 11 стран: Азербайджан, Афганистан, Индия, Ирак, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция.

То, что Навруз получил международное признание, даёт надежду, что теперь его будут праздновать вечно.

Шавкат Миралимов,

кандидат исторических наук,

доцент факультета журналистики

Национального университета Узбекистана

имени Мирзо Улугбека

Источник: http://www.kultura.uz/view_2_r_17640.html

Опубликовано: https://silkway.uz/news/zhizneutverzhdayushhaya-sila-navruza/

2022.03.17

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter