Битва за прошлое. Узбекские и китайские реставраторы восстанавливают историю Великого шелкового пути

2

Узбекистан сегодня реализует комплекс мер по восстановлению полноценной системы реставрации объектов культурного наследия. Огромную помощь в этом процессе оказывают китайские специалисты, имеющие богатый опыт работы с древностями.

2

Так, например, в 2019 году специалисты Китайской академии культурного наследия завершили реставрационные работы в двух уникальных памятниках культуры Узбекистана – медресе Амира Туры и мечети Хасана Мурада Кушбеги, которые расположены в хивинской крепости Ичан-Кала. Этот проект считается одним из самых успешных в истории отечественной реставрации.

Работы в рамках этой уникальной инициативы стартовали в 2015 году после встречи глав Узбекистана и Китая, где, в том числе, обсуждалось расширение сотрудничества в деле сохранения культурного наследия. Китайская сторона выделила на реализацию проекта свыше 9,5 миллиона долларов.

Hasan-Murod-Qushbegi.jpg

Мечеть Хасана Мурада Кушбеги имеет простую отделку: формы здания выложены кирпичами без украшений

 

«Для Узбекистана это очень важный и полезный опыт, а также возможность изучить методы китайской школы консервации и реставрации, наладить кооперацию в сфере сохранения памятников. В КНР очень развиты реставрационная наука и технологии. К тому же Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая и Узбекистан имеют много общего в плане архитектуры. Составы китайской земли, глины, сырцового кирпича, насыпей курганов также схожи с нашими», – рассказал заслуженный деятель искусств, первый заместитель директора Агентства культурного наследия Турсунали Кузиев.

У китайских специалистов действительно есть чему поучиться. К своей задаче реставраторы из Поднебесной подошли основательно. Сначала они исследовали фундамент, изучили причины возникновения соли и сырости, влияние на объекты климатических условий и происходящих в округе строительных работ. Работа проводилась по всем канонам реставрационного дела с учетом сохранения первозданного облика объектов и поэтому заняла четыре года.

Untitldasdased-1.jpg

Внешний декор медресе Амира Туры очень скромен – майоликовые плитки использованы только в оформлении угловых башенок-гульдаста и их куполков

 

В 2017 году китайские реставраторы занялись укреплением фундаментов медресе и мечети. Были также устранены и законсервированы трещины, образовавшиеся в результате обрушения стен, отремонтирована крыша и купол. Через год завершился капитальный ремонт внутренних и наружных стен объектов, осыпавшаяся ганчевая штукатурка портала и прогнившие полы были восстановлены, проведена реставрация резных деревянных колонн. В результате все реконструкционные работы были завершены в декабре 2019 года.

По словам Турсунали Кузиева, причина заинтересованности Китая в сохранении памятников Узбекистана кроется в близости наших культур. Она уходит корнями в историю народов двух государств, которые в древности оказывали сильное влияние друг на друга.

9aef09c1a61ec9c285ee76250f02921d.jpg

Специалисты из КНР активно применяли современные технологии в реставрации объектов в Узбекистане

 

«Огромное влияние на Китай оказывали согдийцы. Археологи находят по всему Китаю исторические имена и строения, связанные с нашей культурой. В пример можно привести самую крупную китайскую мечеть, расположенную в Сиане. Она была построена исключительно в китайском стиле, однако бирюзовая и кобальтовая отделка стен, колонн и куполов – это отсылка к архитектуре Самарканда и Хорезма. Историки утверждают, что всех мастеров, которые обжигали майолику и украшали эту мечеть, привозили оттуда», – рассказал специалист.

Также известно, что именно из древних доисламских государств, располагавшихся на юге современного Узбекистана, по Великому шелковому пути в Китай проник буддизм. Стиль многих построенных в Поднебесной буддийских храмов повторяет облик древних мест поклонения буддийских последователей в Сурханском оазисе.

«Образы в настенных росписях храмов близки по своему философскому содержанию. Возможно, что это даже работы одних и тех же мастеров», – предполагает Кузиев.

baad9e141d5bdbcb97b0e0eb1b132d6a-large.jpg

Причина заинтересованности Китая в сохранении памятников Узбекистана кроется в близости наших культур

 

Кроме того, по его мнению, международная кооперация в этом вопросе обусловлена тем, что в эпоху глобализации памятники культурного наследия каждой отдельной страны – это неотъемлемая часть мировой культуры, а Китай сейчас строит глобальную цивилизацию единой судьбы человечества, где главная цель – равноправное сотрудничество всех народов.

Это интересно

Медресе Амира Туры расположено на севере Ичан-Калы. Это учебное заведение было построено в 1870 году Мухаммадом Рахимханом II и названо в честь его брата. Двухуровневый портал медресе, соединяя высокие стены, образует корону, а выходящие на внешнюю сторону медресе айваны аудиторий и келий студентов на двух этажах делают здание не только учебным заведением, но и изысканным архитектурным объектом.

Мечеть Хасана Мурада Кушбеги была возведена в XVIII веке в махалле, расположенной вблизи одних из семи ворот хивинской крепости Богча-Дарваза на средства и при покровительстве братьев Кушбеги, а также при участии Нияза Аталыка. Мечеть имеет гармонично вписанный в комплекс летний айван с резной деревянной колонной и зимнее помещение под куполом. Двери мечети украшены искусной резьбой.

Источник: https://podrobno.uz/cat/uzbekistan-i-kitay-klyuchi-ot-budushchego/bitva-za-proshloe-uzbekskie-i-kitayskie-restavratory-vosstanavlivayut-istoriyu-velikogo-shelkovogo-p/

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter