Девушка по имени Цзяяо — полуженщина-полуптица, чье изображение было позаимствовано из фресок более чем тысячелетней давности, стала официальным виртуальным мультперсонажем объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — пещерного храмового комплекса Могао в Дуньхуане /пров. Ганьсу, Северо-Западный Китай/.
Цзяяо предстает в образе девушки в традиционной одежде с перьями, торчащими из спины. Она рассказывает о своем взаимодействии с другими персонажами фресок, а также людьми и животными, связанными с Дуньхуаном.
Будучи цифровым послом культуры Дуньхуана, Цзяяо была разработана Академией по изучению Дуньхуана — учреждением, ответственным за сохранение, управление и исследование пещерного храмового комплекса Могао и других культурных реликвий.
На кессонном потолке пещеры номер 360 в комплексе Могао ее архетип с человеческим туловищем, крыльями и птичьей нижней частью тела играет на китайском музыкальном инструменте пипа. Считается, что это существо обладало очаровательным голосом.
«Дуньхуанская культура действительно очень глубока и многогранна, но она также включает в себя немало трудных для понимания элементов. Для ее распространения нужно расширять кругозор и активизировать инновационную деятельность», — отметила заместитель начальника мультимедиа-центра Академии по изучению Дуньхуана Ду Цзюань.
В пещерном комплексе Могао, который состоит из 735 пещер и имеет более чем тысячелетнюю историю, хранится более 2000 полихромных скульптур и 45 тыс. квадратных метров настенной живописи.
Ду Цзюань заявила, что академия прилагает усилия для распространения и персонификации дуньхуанской культуры с помощью виртуального персонажа Цзяяо, которая обладает динамичной мимикой и может исполнять дуньхуанский танец, во время которого ее волосы, одежда и аксессуары развеваются на ветру.
По данным академии, в будущем Цзяяо будет учиться и черпать знания о дуньхуанской культуре благодаря технологии искусственного интеллекта. Кроме того, она будет проводить прямые трансляции и знакомить онлайн-посетителей с дуньхуанской культурой в интерактивной форме.
Напомним, что проект цифровизации дуньхуанских фресок был запущен 1990-х годах, а в 2016 году на сайте «Цифровой Дуньхуан» начали появляться 3D-изображения пещер. В июне 2022 года в интернет-гиганте Tencent заявили, что компания планирует применить технологии компьютерных игр для «оживления» и цифровизации пещеры Цанцзиндун /»Хранилище сутр» / в Дуньхуане.
Согласно инициативе, опубликованной более чем 60 директорами музеев и учеными по всему Китаю в марте 2022 года, музеям следует перейти на формат метавселенных и изучить их применение.
«В будущем, попав в метавселенную пещерного храмового комплекса Могао, посетители смогут познакомиться со скульптурами и фресками под любым углом в любое время», — отметил профессор Шанхайского университета Дуань Юн. «А благодаря путешествиям во времени они также смогут окунуться в древние времена и даже примерить на себя роль исторической или легендарной личности».
Как сказала в мультфильме Цзяяо: «За последнюю тысячу лет я сталкивалась с теми, кто намеревался сохранить Могао, а также с теми, кто мечтал его разрушить. В следующем тысячелетии культура Дуньхуана будет передаваться дальше, и мы должны устремить свой взор в будущее пещер».
По словам Дуань Юна, метавселенная позволит музеям постоянно существовать в цифровом формате и обогатит сферы их применения.
Источник: http://russian.news.cn/20220707/17c469de7c4842e3be5f7a57fd4db2ab/c.html