Представители общественно-политических, научно-аналитических, деловых кругов и СМИ Китая продолжают делится своими мнениями и оценками Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, сообщает корреспондент ИА “Дунё”.
Главная мысль, подчеркиваемая экспертами, заключается в том, что Узбекистан обладает достаточным потенциалом и возможностями для успешной реализации всех целей и задач в Стратегии развития.
Директор Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук, заместитель председателя Китайского общества дружбы со странами Центральной Азии Сунь Чжуанчжи:
— Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы является логическим продолжением Стратегии действий. Реализация целей и задач новой стратегии, которая включает в себя 7 приоритетных направлений, обеспечит переход Узбекистана на новую ступень развития.
Примечательно, что в новой стратегии уделяется особое внимание дальнейшему укреплению добрососедских и взаимовыгодных отношений со странами региона.
Как эксперт по Центральной Азии хочу отметить, что решение всех жизненно важных вопросов – от безопасности границ до рационального распределения водных ресурсов – непосредственно зависит от уровня отношений между странами Центральной Азии. Активное взаимодействие стран-соседей важно для реализации крупных региональных проектов, в том числе в транспортно-коммуникационной и энергетической сфере.
В этом контексте важную роль играет созданный по инициативе Президента Шавката Мирзиёева механизм регулярных Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Данная платформа служит дальнейшему укреплению атмосферы дружбы и доверия в регионе, что является ключевой основой для развития внутрирегионального сотрудничества по всем направлениям.
Директор Института социального развития Европы и Азии при Государственном совете КНР Ли Юнцюань:
— Узбекистан является активным участником процессов укрепления регионального и межрегионального сотрудничества, играет ключевую роль в механизме Консультативной встречи глав государств Центральной Азии, выработке консенсуса по актуальным вопросам обеспечения стабильности и развития в регионе.
Особое значение внешнеполитических подходов Узбекистана заключается в том, что они призваны укрепить пояс безопасности, стабильности и сотрудничества во всем регионе. Заслуживает особого внимания, что Узбекистан придерживается принципов инклюзивного развития в регионе, не видит своего развития в отдельности от других стран.
Трудно переоценить высокую значимость этой политики
в условиях нарастания рисков для региональной и глобальной безопасности, социально-экономического благополучия стран.
Директор Института евразийских исследований Китайской академии современных международных отношений Дин Сяосин:
— Обозначенные в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы цели и задачи исходят из реальных возможностей страны. Это обоснованное и масштабное видение будущего развития Узбекистана.
Предыдущий пятилетний этап развития Узбекистана стал периодом беспрецедентных преобразований и новаторских реформ. Нет ни одной сферы, где бы Узбекистан не продвинулся вперед.
Новая стратегия – продолжение этих трансформаций, вхождение Узбекистана в качественно новую веху своего развития.
За последние пять лет экономические реформы Узбекистана достигли масштабных результатов, благодаря чему республика стала самым стабильным государством и драйвером экономического роста в Центральной Азии.
Директор Института евразийских исследований Китайской академии международных проблем Ли Цзыго:
— Стратегия развития Нового Узбекистана отражает национальные приоритеты страны. В частности, новая стратегия воплощает твердое внешнеполитическое стремление Ташкента к продолжению открытой, активной и сбалансированной внешней политики, созданию самого широкого и благоприятного внешнего пространства для развития Узбекистана, активному развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными партнерами, в том числе с Китаем.
Уверен, что Узбекистан располагает необходимым и достаточным потенциалом для достижения всех целей и задач стратегии.
Директор Института исследований ШОС Китайской академии международных проблем Дэн Хао:
— В числе ключевых результатов проводимых в Узбекистане реформ является повышение эффективности государственного управления, либерализация экономики и создание новых возможностей для развития предпринимательства, обеспечение максимальной доступности государственных органов для всех слоев населения.
Реформы придали мощный импульс развитию Узбекистана, заметно улучшились позиции страны во многих международных рейтингах. Узбекистан заслуженно вошел в список лучших реформаторских стран мира.
Несомненно, реализация Стратегии развития Нового Узбекистана обеспечит углубление процессов реформ в стране, расширит возможности для повышения национального благосостояния страны, а также создаст еще более благоприятные условия для развития практического сотрудничества между Китаем и Узбекистаном, взаимодействия наших стран в рамках Шанхайской организации сотрудничества, программы “Один пояс, один путь” и других многосторонних механизмов.
Председатель Китайской ассоциации по развитию предприятий за рубежом Хэ Чжэньвэй:
— В Узбекистане огромное внимание уделяется развитию свободных рыночных отношений, всесторонней поддержке предпринимательства и укреплению правовых основ защиты частной собственности. Это повышает инвестиционную привлекательность страны.
В этой связи примечательно, что в Стратегии развития Нового Узбекистана среди важных задач определены снижение налоговой нагрузки до 25% к ВВП и увеличение производства промышленной продукции в 1,4 раза.
Наша Ассоциация особо приветствует экономические реформы в республике. В настоящее время мы активно поощряем китайские компании к инвестированию в новые и перспективные направления в Узбекистане. Китайские инвестиции станут важным вкладом в реализацию целей и задач Стратегии развития Нового Узбекистана.
Узбекистан, который занимает уникальное географическое положение в центре региона Центральной Азии, располагает не только большими природными ресурсами, но и многообещающим человеческим капиталом, имеет все возможности успешно реализовать новую Стратегию развития.
Генеральный секретарь Исследовательско-аналитического института «Тайхе» Сун Сяофен:
— В Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определены концептуальные основы и магистральные направления дальнейшего развития Узбекистана.
Наблюдаю некоторые параллели в принимаемых в Узбекистане и Китае мерах в области устойчивого развития. В частности, в наших странах уделяется повышенное внимание вопросам охраны окружающей среды.
В Китае в течение уже многих лет принимаются активные общенациональные усилия по посадке деревьев на территории всей страны. Примечательно, что в Узбекистане осуществляется проект «Яшил макон».
Очень важно, что в новой Стратегии развития Узбекистана также поставлена задача по созданию на высохшем дне Аральского моря дополнительно 500 тысяч гектаров зеленых площадей, доведение их общей площади к концу 2026 года до 2,5 миллиона гектаров. Это поможет защите биоразнообразия и предотвращению эрозии почвы.
Директор Центра вещания на Европу и Азию при Управлении КНР по делам издания и распространения литературы на иностранных языках и издательства «Жэньминь хуабао», вице-президент Китайской ассоциации переводчиков Цзян Юнган:
— Как эксперт, специализирующийся на Центральной Азии, я искренне рад большим достижениям Узбекистана. Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы свидетельствует о том, что Узбекистан нацелен на большие высоты в сфере устойчивого развития.
Сегодняшнее развитие Узбекистана напоминает мне “политику реформ и открытости” Китая. Благодаря реформам наша страна осуществила национальную модернизацию и сегодня стала второй по величине экономикой в мире.
История развития Китая и Узбекистана ярко доказывает, что реформы являются ключевым фактором, определяющим национальное развитие. Искренне желаю Узбекистану дальнейшего процветания и развития.