Много ли на свете журналистских произведений, которые удостоились бы отдельного музея? Как минимум одно такое существует, и оно заслуживает подробного рассказа.
Товарищ Сноу
В конце 1920-х годов молодой корреспондент Эдгар Сноу переехал из США в Китай. Несколько лет он живет в Шанхае, откуда отправляет корреспонденции в английские и американские газеты. Здесь он женился, вместе с супругой Хеленой перебрались в Пекин. В 1936 году Сноу первым из иностранных журналистов посетил городок Яньань в провинции Шэньси центральной части Китая, местность, которую контролировали будущие создатели и лидеры КНР во главе с Мао Цзэдуном. С ними он провел серию интервью. Фрагменты бесед, а также впечатления журналиста от пребывания среди китайских коммунистов он включил в свою книгу «Красная звезда над Китаем».
Она произвела на Западе настоящий фурор. Автор проникся симпатией к идеям собеседников, познакомив с ними читателей. Под влиянием книги Сноу в Яньань потянулись другие журналисты из-за рубежа, в числе которых его соотечественница Анна Стронг. Впоследствии она проведет одно из самых известных интервью с Мао, в ходе которого тот произнес ставшую знаменитой фразу о «бумажных тиграх» — явлениях или людях, грозных лишь с виду.
Существует мнение, что произведение Сноу и его коллег, посетивших стан революционеров, сформировало имидж новых властей Китая в глазах Запада на десятилетия вперед. После провозглашения политики открытости и реформ в 1970-х руководители некоторых иностранных компаний принимали решение инвестировать в бизнес на территории КНР также под влиянием когда-то прочитанной «Красной звезды».
Главная экспозиция мемориального парка в честь Сноу и последователей открыта в бывшем бомбоубежище, что как нельзя лучше передает атмосферу эпохи, которую зафиксировал журналист: это было время вооруженных столкновений, гражданского противостояния и войны с иностранными интервентами. В рассказанной им правдивой истории нашлось место и трогательному повествованию о людях, преданных своим идеям, об их тяготах и стойкости, потерях и мечтах.
Партнерство без гегемонии
В августе 2022 года провинция Шэньси, а точнее, ее столица — Сиань, снова стала точкой притяжения для иностранных журналистов. 120 представителей редакций из более чем 40 стран съехались сюда на Форум сотрудничества СМИ в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Их современный нарратив выходит за границы Китая, обретая глобальный масштаб. На форуме обсуждали взаимодействие между странами в рамках мегапроекта «Пояса и пути». Его активным участником является и наша страна. Президент Шавкат Мирзиёев отмечал, что Узбекистан полностью поддерживает эту инициативу и готов внести практический вклад в ее полномасштабную реализацию.
Весьма символично, что Председатель КНР Си Цзиньпин предложил в 2013 году проект «Пояса и пути», находясь с визитом в Центральной Азии. Его цель — создание торговых и инфраструктурных сетей вдоль древних торговых путей и за их пределами для общего развития и процветания. За минувшие годы в этом направлении достигнут значительный прогресс: объем торговли товарами между Китаем и странами — участницами проекта составил почти 11 триллионов долларов, двусторонние инвестиции превысили 230 миллиардов долларов, следует из сведений Министерства коммерции КНР. К концу 2021 года китайская сторона построила 79 зон экономического и торгового сотрудничества в 24 странах, инвестировав 43 миллиарда долларов и создав 346 тысяч рабочих мест для местных жителей.
По словам члена Политбюро, заведующего отделом пропаганды ЦК КПК Хуана Куньмина, между странами «Пояса и пути» достигнут существенный прогресс в сотрудничестве во многих областях. Проект стал ценной платформой для международного сотрудничества. В укреплении этого взаимного доверия незаменимую роль играют средства массовой информации.
На форуме вновь и вновь звучала мысль о том, что, несмотря на вызовы и нестабильность на планете, темы мира и развития — главные для жителей стран на всех континентах. Как считает председатель одной из крупнейших медиакомпаний ЮАР «Independent Media» Икбал Сурве, в нынешних условиях особенно важно распространять достоверную информацию, ведь именно правдивые сведения позволяют узнавать опыт друг друга, что помогает строить лучший многополярный мир, в котором главенствует экономическое развитие, одни страны вдохновляют другие, а не стремятся к гегемонии. Именно такой дух взаимного обмена и сотрудничества царил на протяжении внушительной истории на пространстве Великого шелкового пути, о чем хорошо известно и на южном крае Африки.
О вере в созидательную силу СМИ на форуме говорил генеральный директор «Российской газеты» Павел Негоица. Она, в том числе, проявилась, когда на старте проекта «Пояса и пути» было немало сомневающихся в его успехе стран. Сейчас же к нему присоединились более сотни государств. И, как отметил главный редактор центральной китайской газеты «Жэньминь Жибао» Туо Чжэнь, ставшая глобальной инициатива отвечает интересам народов всех этих стран.
Из землянок — в коттеджи
…Микроавтобус мчит журналистов к деревушке Лянцзяхэ городского округа Яньань. Слово «мчит» в данном случае отнюдь не фигура речи. Сельские дороги на протяжении всего пресс-тура, который устроили для зарубежных корреспондентов в Шэньси, чтобы показать, чем сейчас живет отправная точка Великого шелкового пути, были идеально ровными. Водителей от того, чтобы разогнаться и взлететь, сдерживали лишь знаки ограничения скорости да камеры.
Редкие равнины и частные холмы, предгорья за окном утопают в зелени. Которая, однако, произрастает уж очень стройными рядами. Гид и переводчик Лю Цзюань объясняет: все эти деревья посадили местные жители.
— Есть семьи, где три поколения — отец, сын, внук — десятилетиями высаживают чубуки на склонах холмов. Они озеленили сотни гектаров, ухаживают за растениями. Делают это бескорыстно, без всякой оплаты.
В Китае прекрасно понимают, что процветание страны невозможно без развития села. Чтобы ускорить этот процесс, в деревни снаряжают десант из образованной городской молодежи. Таким образом убивают сразу двух зайцев: сельские жители перенимают научные знания, а городские в полной мере познают тяготы жизни в глубинке, что впоследствии помогает им в карьере.
В 1969 году в Лянцзяхэ был направлен тогда еще подростком нынешний Председатель КНР Си Цзиньпин. Работал будущий генсек самой большой политической партии в мире в производственной бригаде. Как все местные жители, жил в яодуне — вырытой у подножья горы землянке, которая освещалась керосиновой лампой.
В Лянцзяхэ такого рода жилища сохранились и до наших дней. Их показывают туристам, которые приезжают посетить места, связанные с недавней историей, да отведать яблок из здешних садов, которыми славится деревня.
Надо сказать, что по мере роста доходов жители Поднебесной все больше интересуются продукцией, выращенной на территориях, где нет загрязняющих окружающую среду производств. Экологический туризм для многих депрессивных деревень стал спасательным кругом, благодаря которому те выбрались из нищеты.
Девять лет назад на деревню Наньгоу обрушились ливни, каких не помнили старожилы. Селевые потоки размыли слепленные из сырца домишки, разрушили дороги, сгубили пашни. И без того бедная деревушка пришла в полный упадок.
Поднимать ее взялся местный глава Чжан Жуньшэнь. Он подключил брата-бизнесмена, который построил новые дома для 39 семей, лишившихся жилья. Постепенно в Наньгоу провели электричество, газ, обновили дороги.
Заводов и фабрик в округе нет, решено было сделать основным источником заработка интенсивные яблоневые и черешневые сады, а также теплицы. Со специализацией не просчитались: в 2018 году здесь не осталось бедных, а по итогам прошлого года деревня с населением в тысячу человек произвела продукции на 715 тысяч долларов. Появилась и другая статья доходов — сюда потянулись городские жители, чтобы отдохнуть на лоне природы. Для них построили нужную инфраструктуру.
Похожим образом нашли прибыльное дело на другой, южной оконечности провинции Шэньси — в городском округе Анькане. Климат тут, словно в парной, — жаркий и неимоверно душный. Летом долгое пребывание вне помещения чревато тепловым ударом. Но это все касается человека. Для чая, судя по бескрайним плантациям, отливающим изумрудным цветом, здесь максимально благоприятная среда.
В деревне Цзянцзяпин, к примеру, под ароматные плантации отведено почти 200 гектаров на холмистых склонах. Сначала переработка сырья шла вручную. Позже построили несколько предприятий. И здесь без вездесущих туристов не обошлось: примерно 50 тысяч человек в год приезжают не только собрать немного чая собственноручно, но и полюбоваться новым обликом деревни, где еще буквально несколько лет назад не было ни электричества, ни газа.
«Доброе» производство
Характерно, что все поселения, где победили нищету, не стремились объять необъятное, развивая все и сразу. Проще и результативнее освоить одно узкое направление и преуспеть в нем, чем рассеивать силы в нескольких. Так на практике работает принцип «Одна деревня — один вид продукции».
Там, где природные условия не позволяют выращивать сельхозкультуру с уникальными свойствами, на выручку приходит старое доброе производство. И оно в демонстрационной зоне «Хэнкоу» в Анькане — так называется промышленный комплекс внушительных размеров — доброе в буквальном смысле. 112 предприятий здесь выпускают мягкие игрушки.
Большинство детей, получая в подарок медвежонка Тэдди, заводную болонку или плюшевого динозавра, не задумывается, чьими руками были пошиты их новые любимцы. Они не знают о том, что прежде модель сконструируют дизайнеры, обсудят маркетологи, позже для игрушки заготовят сырье, пошьют, упакуют и отправят через местный центр логистики. 3,5 тысячи человек задействованы во всей цепочке производства. Пока что они ежегодно выпускают продукции на 120 миллионов долларов, но нацелились на целый миллиард.
Персонал демонстрационной зоны и многих других производств в округе живет неподалеку от работы. Большинство из них переселенцы из самых труднодоступных деревушек. Малочисленные, без дорог, инфраструктуры — люди в таких местах обречены прозябать в нищете. Ради нескольких десятков жителей тянуть опоры ЛЭП по горам экономически неоправданно. Проще построить новый городок и поселить их там.
К примеру, в новый микрорайон в поселке Цзяньчи подобным образом перебрались 20 общин — почти 2,7 тысячи человек. Для них с нуля возвели дома на 700 квартир. А чтобы переселенцам было на что жить, открыли фабрику, центр услуг и парк аграрного производства. Те одновременно справили и новоселье, и отпраздновали трудоустройство на новую работу.
…На медиафоруме неоднократно звучали заявления о том, насколько важно сочетать прогресс Китая с развитием государств вдоль Великого шелкового пути. В Поднебесной говорят: на пути к богатству и достатку никто не останется за бортом. Надо полагать, что в нынешних сложных условиях нет стран, которые не приняли бы это предложение, учитывая накопленный здесь опыт успешного развития отдаленных территорий и преодоления нищеты. Показателен пример организации торгово-логистических комплексов вроде открытого в Сиане — городе, удаленном от моря на тысячи километров. С момента появления в 2008 году комплекс разросся до площади в 90 квадратных километров, став громадным сухопутным портом, из которого лишь за первую половину года отправилось около 1,8 тысячи составов с разными грузами. Есть надежда, что по мере реализации потенциала мегапроекта подобные комплексы будут появляться на протяжении всего маршрута исторического и воссоздаваемого в наши дни Великого шелкового пути.
Руслан КЕНЖАЕВ,
«Народное слово».
Шэньси, КНР