Намеченное на 15-16 сентября 2022 года заседание глав-государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде представляет собой символичное и значимое событие, поскольку пройдет в период стремительной трансформации всей системы международной безопасности и тесно связанной с ней экономической глобализации, успешно функционировавших последние три десятилетия. Эти процессы напрямую затрагивают ШОС, ставя перед его участниками множество фундаментальных вопросов о будущем характере системы международных отношений и выстраивании промышленных, торговых, инвестиционных, транспортных, научных и культурных связей, некоторые из которых станут предметами для диалога между главами государств организации на Самаркандском саммите. Подробности в интервью с заместителем директора ИСМИ Бобуром Усмановым.
— Как Вы оцениваете итоги председательства Узбекистана в ШОС?
— С момента перехода председательства к Узбекистану, наша страна поставила целью «повысить планку» своей деятельности в рамках ШОС, попытаться найти по-настоящему новые, прорывные идеи для развития Организации, задействовать ранее неиспользованные ресурсы, посмотреть на работу ШОС под другим «углом». Основательный подход Узбекистана к вопросу обновления повестки ШОС с учетом новых мировых тенденций наиболее ярко отразился в инициативах узбекской стороны ¬по совершенствованию ряда отраслей. Это торгово-экономическое сотрудничество, технологическая и промышленная сфера, вопросы транспортной взаимосвязанности, «зеленая» и цифровая экономика.
— Выработка новых предложений осуществлялась с учетом интереса всех стран на основе таких принципов как прагматизм и взаимная выгода и смещением акцентов с того, что «нас разъединяет на то, что объединяет».
— С этой точки зрения, по общему признанию, план председательства Узбекистана ШОС был выполнен в полном объеме. Мы провели свыше 80 мероприятий, 30 из которых на уровне руководителей профильных министерств и ведомств. В итоге национальные координаторы согласовали солидный пакет концептуальных документов. Их число достигло 30. Они призваны задать новую динамику развития ШОС, продемонстрировать ее растущий потенциал и способность соответственно реагировать отвечать на нарастающие вызовы и угрозы. Проект основного политического документа, который будет утвержден во время «финального аккорда» нашего председательства саммита глав государств ШОС — Самаркандская декларация — отразит «консолидацию позиций стран по системным и самым острым вопросам региональной и глобальной повестки».
— В рамках председательства Узбекистана в ШОС, выступал ли ИСМИ при Президенте Республики Узбекистан организатором каких-либо мероприятий?
— Да, именно как раз недавно наш Институт выступил организатором научно-экспертного Форума ШОС по информационной безопасности с участием более 40 ведущих экспертов из числа представителей профильных министерств и ведомств, научно-академических и аналитических кругов государств-членов ШОС. Его проведение инициировал глава нашего государства на саммите в Душанбе в 2021г. Выдвигая это предложение, мы исходили из понимания важности изучения тех опасных тенденций возрастающих в сфере информационной безопасности, которые все более широко проявляются в интернете. Это киберугрозы, распространение экстремистских, сепаратистских и террористических призывов, фейковые новости и другое. В этих условиях проведение этого форума и выработка по его итогам востребованных и жизнеспособных предложений, а их было подготовлено около 28, является как никогда необходимыми. Мы рассчитываем, что они лягут в основу дальнейшей, скажем так, «программы действий» стран-участниц ШОС в данном важном сегменте и позволят еще больше сплотится перед лицом новых вызовов. Хотел бы отметить, что Узбекистан сегодня выступает за то, чтобы поднять вопрос адаптации деятельности РАТС ШОС к стремительно трансформирующимся реалиям в сфере безопасности, в том числе в противодействии киберугрозам.
— Можете ли вы рассказать об участниках предстоящего саммита?
— Лидеры всех государств-членов ШОС и стран-наблюдателей при ШОС (а это Беларусь, Иран и Монголия) подтвердили свое очное присутствие в работе предстоящего в Самарканде заседания совета глав государств. Это фактически половина мира и для Узбекистана проведение такого маштабного и представительного мероприятия будет впервые. Более того, на саммите также ожидается участие лидеров ряда государств, приглашенных в качестве гостей. Среди них президенты Турции и Туркменистана, Азербайджана, премьер-министр Армении. Помимо этого, в саммите примут участие руководители международных и региональных организаций, с которым ШОС установила официальные контакты. В частности ООН, ЭСКАТО, ЮНЕСКО, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, СВМДА и ОЭС и ЛАГ. Также важно принять во внимание, что на полях саммита состоится большое количество двусторонних встреч лидеров стран ШОС и международных организаций. Убежден, что в эти дни все внимание мировой общественности будет приковано к проводимому в Узбекистане мероприятию. Ряд европейских изданий отмечает, что «в условиях серьезных сдвигов, как в международной политике, так и в экономике значение саммита в Самарканде возрастает в геометрической прогрессии». По их оценкам «в Самарканде, вероятно, будут приняты различные ключевые решения и договоренности, большая часть которых определит дальнейшую судьбу развития ШОС.
— Какой вы видите нынешнюю роль ШОС в системе мировой политики?
— Основной постулат ШОС был и остается таковым, что эта Организация открыта для взаимодействия со всем миром, не имеет целью мыслить «категориями антагонизмов», нацелена на объединение усилий чтобы, как бы громко это звучало, сделать мир лучше и надежнее. В соответствии с «шанхайским духом» ШОС ведет широкий диалог и сотрудничает с различными международными организациями. В 2004 году ШОС получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН и установила официальные контакты с рядом структурных подразделений ООН. Кроме того, Шанхайская Организация наладила сотрудничество с СНГ, АСЕАН, ОДКБ, Евразийским экономическим союзом, СВМДА, ОЭС и ЛАГ. В настоящее время вышеупомянутые контакты и взаимодействие продолжают расширяться и углубляться, что еще раз подтверждает тот факт, что ШОС не развивается в сторону блоковой изоляции, а преследует мирные, созидательные цели своего развития.
— Почему именно Самарканд выбран местом проведения саммит глав государств ШОС. В чем состоит символизм этого города?
— Самарканд с незапамятных времен был местом исторических встреч и цивилизационного диалога, мостом культурно-гуманитарного взаимообогащения и развития международной торговли, укрепления добрососедства. Мы видим, и это очень радует, что в последние годы Самарканд принял ряд крупных форумов. Город значительно преобразился. Ведется его масштабная реконструкция, повышается значимость туристского бренда Самарканда. Уверен — это только начало пути. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев: «Самарканд занимает особое место в истории нашей национальной государственности и мировой цивилизации в целом. В последние годы, продолжая сформировавшиеся на этой земле добрые традиции, осуществляется масштабная работа по возрождению исторической славы Самарканда, чтобы сделать его еще более прекрасным и благоустроенным, превратить в настоящий центр международного туризма». Кроме саммита ШОС в ближайшие месяцы в Самарканде пройдут такие авторитетные международные форумы, как саммит Организации тюркских государств, а в следующем году в этом городе состоятся Ежегодное заседание Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития и Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации.
Интервью взял
Сирожиддин ВАЛИЕВ.
Источник: https://xs.uz/ru/post/samarkand-gotov-k-sammitu-shos