Плетенный из бамбука торшер в виде олимпийского факела, плетеные из бамбука серьги, бамбуковый чехол для чайного сервиза… Выйдя за рамки плетеной продукции в традиционном стиле, такой как сельскохозяйственный бамбуковый инвентарь, ныне мастера из деревни Гуанься района Циньчжоу города Тяньшуй в провинции Ганьсу получают еще больше заказов. По словам наследника традиционного ремесла бамбукового плетения Гуанься Чжана Чжаоцзе, основываясь на традиционном ремесле, непрерывно развивается современное мастерство бамбукового плетения и внедряются инновации, что позволяет превращать старые сельскохозяйственные предметы в настоящие произведения искусства.
Чжан Чжаоцзе родился в 1990-е годы в династийной семье ремесленника, занимающегося плетением из бамбука. С детства, благодаря окружающей его атмосфере, он проявил определенный талант в мастерстве плетения из бамбука. И сейчас молодой человек стал представительным наследником нематериального культурного наследия уездного уровня в области резьбы по бамбуку в Гуанься, а его работы считаются репрезентативными в области нематериального наследия уездного уровня города Тяньшуй в провинции Ганьсу. Он признался, что с детства увлекается плетением из бамбука. В последние годы, благодаря решительной поддержке местным правительством развития нематериального наследия, его отец открыл в деревне кооператив по плетению из бамбука, который помогает многим пожилым сельчанам увеличить свои доходы: «Я думаю, что эта деятельность имеет значение, и хочу использовать новые идеи и нестандартное видение молодого поколения мастеров, чтобы улучшить ее».
Деревня Гуанься богата бамбуком и обладает уникальными преимуществами в области развития мастерства плетения из бамбука. Когда Чжан Чжаоцзе был ребенком, почти все пожилые жители деревни умели плести из бамбука сельскохозяйственный инвентарь, который реализовывался в юго-восточной части провинции Ганьсу. Это ремесло стало одной из опорных индустрий для местного населения. По мере развития общества, все больше и больше людей уезжали в города на заработки, а число тех, кто обучался этому ремеслу, медленно сокращалось, таким образом, секреты ремесла постепенно практически утратились.
В последние дни были запущены выпуски программы «Молодые наследники нематериального культурного наследия провинции Ганьсу говорят», разработанной Центром по охране нематериального культурного наследия провинции Ганьсу. Программа посвящена популяризации образа молодых наследников нематериального наследия провинции Ганьсу и транслированию «голоса молодежи», рассказывающей о нематериальном наследии Ганьсу.
Возвратившись в родную деревню, Чжан Чжаоцзе прежде всего решил выйти за рамки традиционного представления о бамбуковом ремесле и внедрил современные методы плетения, усовершенствовал плетение сельскохозяйственного инвентаря, такого как бамбуковые кузовки, бамбуковые решета и совки, а также улучшил плетение повседневных вещей, таких как курильница, сумочки для саше, чайные наборы, вазоны и т.д. Эти плетеные из бамбука изделия приобрели популярность среди молодых городских покупателей. Через каналы платформ электронной коммерции изделия из глубины горного района распространились к клиентам в разные уголки страны. Чжан Чжаоцзе больше всего доволен своим модернизированным бамбуковым решетом. Процесс изготовления этого решета очень сложен и включает в себя целых 20 последовательных звеньев. При его изготовлении используется окантовка из коры дикого грецкого ореха, мастерство изготовления уникально и не встречается ни в одной из частей Китая. «Такое решето с ободом долговечно, выглядит старомодно и весьма просто. Его можно использовать как чашу на столе для хранения предметов, а также как элемент декора на стене. Для некоторых пожилых людей такое решето становится элементом ностальгии или наглядным инвентарем, помогающим популяризировать знания о традиционном сельском хозяйстве и сельской жизни среди детей, что тоже вполне практично».
«В дополнение к сохранению духа традиционных техник плетения из бамбука, большинство моих работ предполагает ориентированность на изготовление предметов искусства, переходя от прикладного к эстетическому назначению». Продолжая свои эксперименты, Чжан Чжаоцзе планирует внедрить инновационное плетение картин из бамбука, интегрировать в плетение местный культурный колорит, культуру каменных пещер, культуру Дадивань для того, чтобы плетение из бамбука вошло в жизнь большего числа людей.
Источник: http://russian.china.org.cn/china/txt/2022-12/12/content_85007915.htm