Устойчивый курс и динамичный качественный рост в условиях расширяющейся открытости и сотрудничества

Три года китайская экономика сражалась с коварным коронавирусом и другими беспрецедентными внешними вызовами, продемонстрировав свою мощную устойчивость и жизненную энергию. Оптимизация Китаем антиковидных ограничений в конце прошлого года стала не только драйвером роста деловой активности внутри страны (превысил 50 %), но и живительным глотком надежды для скатывающейся в рецессию мировой экономики. Своевременная корректировка и оптимизация противоэпидемических мер в январе дополнилась открытием границ для въезжающих и выезжающих туристов, став подарком всем тем, кто хотел вернуться домой на праздник Весны и отправиться в путешествие. Благодаря стимулирующим мерам, таким как выдача электронных ваучеров, оказанным правительством населению, на рынок потребления удалось вернуть уверенность, которая красноречиво выразилась в показателях: кассовые сборы кинотеатров составили 6,758 млрд юаней, внутренним туризмом воспользовались 308 млн человеко-раз, розничная торговля и общественное питание выросли на 6,8 %… Международные финансовые институты, такие как Goldman Sachs, Morgan Stanley, МВФ, незамедлительно отреагировали на неожиданную оживленность праздничного китайского рынка и пересмотрели свои прежние прогнозы в отношении Китая, повысив ожидаемый рост ВВП страны до 5-6 %. И вот, развивающийся и открытый Китай со сверхмасштабным рынком потребления вновь становится локомотивом роста мировой экономики.

Еще в середине декабря прошлого года в Пекине состоялось Центральное совещание по экономической работе, в ходе которого был намечен план экономической работы на 2023 год, и особо подчеркивалась важность стабилизации экономики, за которой последует устойчивый рост. Для достижения намеченных ранее целей к 2035 году 5 %-й рост оказался оптимальным темпом.

И в то время, пока США активно избавляются от среднего класса, делая «богатых еще богаче, а бедных еще беднее», правительство Китая ставит своей основной задачей сокращение разрыва между богатством и бедностью. Восстановление внутреннего потребления невозможно без увеличения благосостояния граждан. Однако, как заявил председатель КНР Си Цзиньпин в своей программной речи об основных задачах экономического развития на 2023 год, опубликованной 16 февраля этого года в журнале «Цюши»: «Внутреннее потребление должно играть базовую, а инвестиции – ключевую роль».

Реализация новой универсальной модели экономического развития с «двойной циркуляцией», в которой внутренний контур – основной, а внешний – дополняющий, послужит планомерному и долгосрочному развитию страны. Эта модель позволит укрепить и углубить взаимосвязанность регионов страны, независимость в области технологий, модернизацию и цифровизацию предприятий, увеличить инвестиции и рабочие места, а также обеспечить внутреннее и диверсифицированное потребление. Кроме того, возобновление и расширение открытости, включая налоговые льготы, сокращение негативных списков и улучшение бизнес-среды для предприятий с инокапиталом, в целом призвано привлечь иностранных инвесторов и добавить им уверенности в китайском рынке.

Безусловно, в первую очередь инвестиционная поддержка будет необходима госпредприятиям, крайне важна и стабилизация рынка недвижимости, испытавшего колоссальное давление, и реального сектора экономики в целом. И в этом плане государство может взять на себя ведущую роль.

Высококачественное развитие является первостепенной задачей всестороннего строительства модернизированного социалистического государства, так сказал председатель КНР Си Цзиньпин во время участия в дискуссии с делегацией провинции Цзянсу в рамках 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва, проходящей в настоящий момент в Пекине.

В целом, при научном подходе к высококачественному развитию экономики, многие эксперты считают, что во второй половине 2030-х годов Китай, вероятнее всего, станет первой экономикой, обогнав США, и, даже, интернационализирует «народный» юань (RMB).

Нельзя не упомянуть и еще об одном грандиозном экономическом проекте Китая. В этом году отмечается 10-я годовщина инициативы «Один пояс, один путь». «Один пояс, один путь» – это проект международного экономического сотрудничества в глобальных масштабах, собравший единомышленников вдоль своего маршрута и не только – страны Азии, Африки, Европы, Океании, Северной и Южной Америки, а также международные организации. Он служит примером не только равноправного международного партнерства, но и примером взаимовыигрышного развития мира в целом, формируя сообщество человечества с единой судьбой.

Отношения с Россией в формате «Один пояс, один путь» идут в сопряжении с взаимодополняющими механизмами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «Инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь», в связке с Северным морским путем способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию Евразийского континента», — заявил президент России Владимир Путин, выступая в Пекине на церемонии открытия Международного форума «Один пояс, один путь» в мае 2017 года.

Сотрудничество Китая и России в формате инициативы включает крупные проекты в области энергетики, авиации, торговые отношения в финансовой сфере; реализован переход во многих расчетах на национальные валюты, осуществляется строительство транспортных коридоров, таких как Китай-Монголия-Россия, также динамично развивается инфраструктура Дальнего Востока. И потенциал этого сотрудничества с ростом экономики и качественным инновационно-техническим развитием Китая еще предстоит раскрыть в различных направлениях.

Источник: http://russian.china.org.cn/china/txt/2023-03/11/content_85155955.htm

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter