Руслан Кенжаев, заместитель главного редактора газеты «Народное слово» (Узбекистан)
Диалог Китай — Центральная Азия призывает «дружить не против кого-то», а ради взаимной выгоды всех сторон
Погожим апрельским утром улицы столицы Узбекистана преобразились: на маршруты по Ташкенту выехали сразу 400 новых китайских электробусов и автобусов большой вместимости. Яркие, современные они сразу привлекли внимание горожан, пришлись им по нраву.
Если в истории символом взаимного обмена между Китаем и Центральной Азией по Великому шелковому пути служили караваны навьюченных верблюдов, то в наше время одной из таких примет можно назвать технологичный и экологически чистый транспорт, ежедневно облегчающий жизнь тысячам пассажиров.
Безусловно, в сравнении с историческим прошлым к 2023 году взаимообмен на Шелковом пути стал совершенно другим в количественном и качественном отношении. Однако неизменной осталась созидательная философия древней транспортной артерии, ее связующая сущность.
Во время посещения Центральной Азии Председатель КНР Си Цзиньпин десять лет назад выступил с речью, положившей начало инициативе «Пояса и пути». Страны региона среди первых присоединились к совместной реализации мегапроекта, гармонично сопрягая его с национальными стратегиями развития. За минувшее время диалог между странами стал достойным примером международных отношений нового типа, а общая граница Китая со центральноазиатскими республиками протяженностью свыше 3 тысяч километров стала звеном добрососедства и партнерства.
Сотрудничество Китая и стран Центральной Азии демонстрирует небывалый уровень развития. За 30 лет с момента установления дипломатических отношений почти стократно вырос товарооборот и объем инвестиций, КНР на протяжении долгого времени выступает в качестве ключевых торговых партнеров республик региона. Около 60 пар городов скрепили связи побратимскими отношениями.
Стороны по итогам «золотого тридцатилетия» добились многого, при этом ставят перед собой гораздо более масштабные цели, знаменующие начало новой эры в строительстве китайско-центральноазиатского сообщества единой судьбы. То, что поставленные задачи будут выполнены, сомнений не вызывает. Ведь, как метко охарактеризовал китайский лидер, в основе партнерства Китая и пяти стран Центральной Азии лежат «четыре принципа» — взаимное уважение, добрососедство, дружба, взаимопомощь и взаимная выгода.
Другой важный фактор, благодаря чему достигаются высокие результаты, — успешная дипломатия глав государств на благо народов своих стран. Формат «Китай-Центральная Азия» для Центральной Азии не новый, подобную площадку взаимодействия республикам региона предлагает целый ряд государств. Однако именно механизм взаимодействия Китай — Центральная Азия не только соответствует всем запросам времени, но и не будучи нацеленным на «дружбу против кого-то», несет максимальную выгоду всем сторонам взаимодействия.
Динамика становления диалоговой площадки говорит сама за себя. Первая министерская встреча в формате Китай — Центральная Азия состоялась в 2020 году. Ее повестка соответствовала запросу того периода: участники обсуждали проблемы, связанные с пандемией и преодолением ее последствий. Тем не менее, организовав встречу, официальный Пекин продемонстрировал стремление налаживать диалог с единой Центральной Азией, расценивая ее в качестве целостного субъекта политического и торгово-экономического взаимодействия.
К началу 2022 года формат вышел за рамки встречи министров иностранных дел и поднялся до уровня глав государств. В январе того года лидеры стран Центральной Азии и Китая провели первую встречу в онлайн-формате, которая стала существенным импульсом для продвижения связей сразу по нескольким направлениям. В 2023 году к обсуждению насущных вопросов активизации сотрудничества присоединились министры, ответственные за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, они на встрече предметно обсуждали либерализацию и упрощение торговых процедур, привлечение инвестиций, расширение многосторонней торговой системы, увеличение взаимных поставок продукции, внедрение цифровой экономики, развитие транспортной инфраструктуры, укрепление регионального сотрудничества.
Важно отметить и другое существенное преимущество инициированной Пекином площадки взаимодействия. Стороны ведут диалог и сотрудничество в рамках многосторонних механизмов, таких как ООН, ШОС, СВМДА, инициатива «Пояса и пути». Встречи глав Китая и стран Центральной Азии становятся еще одной возможностью для сверки часов по этим важным направлениям взаимовыгодного партнерства.
В эти дни Сиань принимает первый очный саммит Китай — Центральная Азия. Город с более чем трехтысячелетней историей, являвшийся отправной точкой на Великом шелковом пути, в наше время открывает новую страницу во взаимоотношениях дружбы и добрососедства между шестью странами. Лидерам Китая и республик региона есть о чем поговорить за одним столом. Перед соседями стоят не только единые цели развития, но и схожие вызовы. Близость территориальная, историческая обуславливает беспрецедентно широкий круг обсуждаемых в рамках встречи вопросов, что делает формат уникальным и наиболее востребованным.
Источник: http://russian.people.com.cn/n3/2023/0517/c95181-20019942.html