Владимир Норов
Первый Саммит в Китае с участием пяти стран Центральной Азии будет иметь большое значение для развития и углубления отношений между шестью странами.
Это будет первый коллективный диалог на высоком уровне за более чем 30 лет сотрудничества между Китаем и Центральной Азией, что отражает высокий уровень политического доверия и стратегического партнёрства между сторонами.
На саммите стороны планируют подвести итоги сотрудничества за последние 30 лет, обсудить актуальные вопросы региональной безопасности и стабильности, определить новые направления и механизмы совместной работы в различных областях, таких как экономика, торговля, энергетика, транспорт, культура и гуманитарная сфера.
При этом саммит будет способствовать дальнейшему укреплению регионального сотрудничества на основе взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды.
Стороны будут стремиться к построению сообщества общей судьбы Китая и Центральной Азии, которое будет отвечать интересам всех стран региона и способствовать миру и процветанию на Евразийском континенте.
Перспективным в этом направлении выделяется механизм «Китай — Центральная Азия», которая является новой платформой для диалога и сотрудничества между странами региона и Китаем.
Он способствует укреплению дружбы и доверия между народами, расширению практического сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь», а также совместному противодействию угрозам и вызовам безопасности.
Кроме того, формат «Китай — Центральная Азия» способствует укреплению мира и безопасности не только в регионе, но и во всем мире.
Страны-участницы этого механизма придерживаются принципов мирного сосуществования, сотрудничества и многосторонности, поддерживают политическое урегулирование конфликтов, борьбу с терроризмом, экстремизмом и наркоторговлей, а также защиту окружающей среды, выступают за уважение суверенитета, территориальной целостности и интересов других стран, стремятся к построению открытого, инклюзивного и прозрачного регионального порядка на основе равноправия и взаимной выгоды.
Данный формат является положительным фактором для развития региона и всего мира в целом. Он отражает общие интересы государств, а также соответствует трендам глобализации и регионализации.
Он также способствует углублению стратегического партнёрства между Китаем и Центральной Азией, а также расширению дружественных связей между народами.
Отношение Китай и страны Центральной Азии действительно находятся на очень высоком уровне и самое главное государства Центральной Азии и Китай искренне выступают за дальнейшее продолжения этих взаимовыгодных связей. Это сотрудничество имеет стратегическое значение как для Китая, так и для стран Центральной Азии.
Этому свидетельствует экономическое сближение шести стран. За последние 30 лет объём торговли между Китаем и странами Центральной Азии вырос более чем в 100 раз. По итогам 2022 года Китай увеличил товарооборот со странами Центральной Азии до $70,2 млрд.
Китай является одним из главных источников прямых инвестиций в экономики стран Центральной Азии, к концу 2022 года их объем составил почти $15 млрд.
Для стран Центральной Азии особое значение приобретает китайский капитал вкупе с новыми технологиями и лучшими решениями в сельском и водном хозяйстве, промышленности, машиностроении, транспорте и других отраслях экономики.
Наряду с этим, Узбекистан является ключевым участником формата «ЦА+КНР», который был создан в 2022 году с целью укрепления регионального сотрудничества и совместного развития.
Сегодня Узбекистан этот не только государство, расположенное в самом сердце региона, но и страна с диверсифицированной экономикой, мощным интеллектуальным и демографическим потенциалом, который обеспечивает стабильный рост и развитие как самого государства, так и служит фактором благополучия всего пространства Центральной Азии.
Более того, Узбекистан играет активную роль в реализации инициатив и проектов в рамках этого формата, таких как развитие транспортных и логистических сетей, поддержка межрегионального диалога, сотрудничество в сфере цифровизации и инноваций.
Сегодня Узбекистан действительно признаётся как одной из ведущих экономик Центральной Азии. В частности, в отчётах Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business» Узбекистан последовательно улучшает свои позиции, по масштабу и эффективности проводимых реформ вошёл в «топ-20» лучших стран-реформаторов в мире.
Впервые международное рейтинговое агентство Moody’s присвоило Узбекистану рейтинг на уровне В1, повысив прогноз до «Позитивного».
Доступ Узбекистана к программе торговых преференций ЕС «Всеобщая система преференций плюс» (GSP+), одобренная в 2021 году, стал серьёзным стимулом для экспорт1ров страны. Она позволит увеличить экспорт текстиля в ЕС до 1 миллиарда евро к 2025 году.
Прежде всего, этот экономический успех Узбекистана отражает глубокие структурные реформы и важные трансформации, которые были начаты в стране семь лет назад под руководством Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева.
Последовательная и успешная реализации этих реформ, позволила Узбекистану привлекать значительные иностранные инвестиции в различные сектора экономики, осуществлять либерализацию торговли, создавать свободные экономические зоны.
Более того, реформы совершенствовали правовую систему, укрепили защиту собственности, существенно упростили процедуры бизнеса и сократили бюрократические нагрузки на предпринимателей, тем самым стимулируя деловую активность и способствуя экономическому росту.
Эти реформы также принесли плоды в сфере социального развития. Благодаря улучшению бизнес-климата, создаются больше рабочих мест, снижается уровень безработицы. Всё это способствует повышению жизненного уровня граждан.
Узбекистан стратегически расположен на перекрёстке основных транспортно-транзитных маршрутов, обладает огромным потенциалом для развития торговли и экономического сотрудничества.
Строительство новых транспортных магистралей, железнодорожных линий и автомобильных дорог, модернизация аэропортов и логистических инфраструктур способствуют ускорению перемещения грузов и облегчают международную торговлю.
Благодаря этому, Узбекистан превращается в ключевого игрока на международной арене, привлекая опять же интерес иностранных инвесторов и партнёров. Несомненно, Узбекистан заинтересован в расширении торгово-экономических связей с Китаем, который является одним из крупнейших торгово-экономических и инвестиционных партнёров страны.
С 2011 года во взаимной торговле установлен режим наибольшего благоприятствования. В 2022 году товарооборот между Узбекистаном и Китаем впервые достиг $9 млрд., увеличившись на 20% по сравнению с 2021 годом. В первом квартале текущего года основным торговым партнером Узбекистана стал Китай, общий объем товарооборота которого составил $2,3 млрд.
Особое внимание уделяется развитию инвестиционного сотрудничества между двумя странами. Общий объем поглощенных китайских инвестиций в 2017-2022 годах составил около $11 млрд., из них $2,2 млрд. только в 2022 году.
Узбекистан и Китай имеют огромный потенциал для увеличения объёма товарооборота, привлечения инвестиций и передовых технологий, реализации совместных проектов в сферах энергетики, промышленности, сельского хозяйства и других.
Вместе с этим необходимо выделить историческую связь, где Узбекистан и Китай обладают богатым культурным и историческим наследием, включающим древние города и памятники архитектуры.
Как известно, юг современного Узбекистана был колыбелью зарождения Кушанской империи, разросшейся за счёт присоединения территорий Индии, где зародился буддизм, проникший в Китай из Центральной Азии.
Бухара и Самарканд, расположенные на пути следования шёлкового каравана, играли существенную роль в торговле между Китаем и Западом. Китай был одним из главных источников шелка, одного из самых ценных товаров того времени.
Этот драгоценный материал везли через пустыни Центральной Азии, прежде чем доставить его на просторы Согда, где шёлк продавался, перерабатывался и перевозился дальше по шёлковому пути.
Для Китая огромный интерес вызывали — замечательная ткань «занданачи» из Бухары, прекрасные «небесные скакуны» из Ферганы, а также лазурит (ляпис-лазурь), поставлявшийся в Китай через Чач (древнее название Ташкента).
С течением времени китайская культура и искусство проникали в Самарканд, что отразилось в ремёслах и искусстве. Связь между Китаем и Самаркандом на Великом шёлковом пути способствовала передаче китайской технологии по изготовлению бумаги в город.
Впоследствии Самаркандская бумага или «самаркандский пергамент», стал одним из важных элементов культурного наследия Самарканда. Сегодня самаркандская бумага остаётся предметом изучения и интереса для исследователей и историков, множество её образцов можно найти в музеях и коллекциях по всему миру.
Учитывая огромный исторический отношения стран Центральной Азии и Китая, важно выделить, что город Сиань именно из-за этого выбран в качестве проведения данного Саммита, который имеет глубокую историческую связь с древним Шелковым путем.
В этом контексте, необходимо отметить, что за последние 10 лет инициатива «Пояс и пути» достигла значительного прогресса. С 2013 по 2022 год торговля товарами между Китаем и странами, расположенными вдоль «Пояса и пути», удвоилась с более чем $1,04 трлн. до более чем $2,07 трлн. при среднегодовом темпе роста 8%, при этом двусторонние инвестиции между странами, составили более $270 млрд.
По мнению экспертов Всемирного банка, совместное строительство «Пояса и пути» выведет из крайней нищеты около восьми миллионов человек, 32 миллиона человек из умеренной бедности в странах вдоль маршрута.
Созданы Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд «Шёлковый путь», «Зелёный Шёлковый путь» и «Цифровой Шёлковый путь», а также ведутся работы по развитию «Здорового Шёлкового пути», «Зелёной энергетики», «Зелёной инфраструктуры» и «Зелёных финансов».
Это действительно впечатляющие цифры, свидетельствующие о весомом вкладе и важности инициативы «Один пояс, один путь» для развития международной торговли и устойчивого развития государств-участников «Пояса и пути».
Грузовой маршрут превратился в ключевой торговый коридор между Европой и Китаем через Центральную Азию, а также в артерию сотрудничества «Пояса и пути».
К 2022 году было совершено 65 тыс. рейсов, по этому маршруту было перевезено более 120 миллионов метрических тонн товаров на сумму $300 млрд.
В современных условиях для успешного сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь» необходимо приложить совместные усилия по развитию «Цифрового Шелкового пути».
По прогнозам консалтинговой компании Accenture, к 2030 году вклад промышленного интернета в мировое производство может составить более $14,2 трлн.
Большинство авторитетных экспертов признают, что в настоящее время Китай переживает период бурного развития технологий искусственного интеллекта, промышленного интернета, нанотехнологий и квантовых вычислений.
В связи с этим опыт Китая по использованию таких технологий представляет большой интерес для стран Центральной Азии.
Примечательно, что в этой сфере реализуется более 1500 проектов, охватывающих более 20 ключевых секторов экономики Китая.
В то же время важно отметить, что в настоящее время Китай участвует в проектах цифровой инфраструктуры примерно в 80 странах. Китай инвестировал $79 млрд. в проекты «Цифрового Шелкового пути» по всему миру.
В связи с этим представляется важным активизировать сотрудничество по созданию совместной платформы «Интеллектуальный Шелковый путь» и «Цифровой Шелковый путь» на базе ИТ-парков Китая и стран Центральной Азии в сфере высоких технологий, таких как цифровая экономика и торговля, искусственный интеллект, большие данные, электронное правительство и блокчейн-технологии.
В то же время проведение совместной международной конференции «Искусственный интеллект: инновационное направление перспективного сотрудничества Центральной Азии и Китая» и совместной выставки ИТ-продуктов в рамках формата «Центральная Азия + Китай» будет весьма полезным, которую перспективным следует организовать на площадке ИТ-Парка Узбекистана.
Первый Саммит Китай – Центральная Азия придаст новый импульс высококачественному строительству «Пояса и пути».
Автор: Директор Международного института Центральной Азии, Бывший Генеральный секретарь ШОС (2019-2021)
Источник: http://russian.people.com.cn/n3/2023/0518/c95181-20020513.html