«Великий шелковый путь» следовало бы назвать «Великим бумажным путем», считают многие современные исследователи. Впервые употребив этот термин в книге «Китай» в 1877 году, немецкий геолог, географ и историк Фердинанд Рихтгофен наверняка хотел дать трансконтинентальному торговому маршруту красивое образное название, даже романтические или мистическое. Ведь кроме шелка из Азии в Европу по этому пути «добрались» фарфор, специи, порох, бумага и многие другие полезные изобретения и технологии. Но именно бумага оказала решающее влияние на развитие нашей цивилизации.
По легенде ее придумал евнух императора Шан-Ди примерно в 100 году. Но ученые нашли и более ранние образцы «мусорного волокна», так в древнем Китае называли бумагу. И отношение к ней было примерно такое же. Бумагу использовали как носовой платок, оберточный материал или для гигиенических целей. Делали ее довольно просто. Стебли растений перетирали в кашицу, потом вываривали ее на огне, а оставшуюся массу разравнивали тонким слоем на форматных сетках и сушили. Для записей по-прежнему использовались бамбуковые дощечки. Только в III-IV веках нашей эры ситуация изменилась. Китайские буддисты, направляясь в Индию, искали подходящий материал для переписывания священных текстов. Бумага оказалась самым подходящим, и вместе с буддизмом она стала распространяться по Дальнему Востоку. В Японии, Корее, Вьетнаме уже использовалась писчая бумага, когда примерно в 700 году северный Китай накрыло волной мусульманских завоеваний. Упуская историю противостояний этих мощнейших противников, скажем, кое-чем арабам удалось поживиться в Поднебесной. Например, они взяли на вооружение технологию производства бумаги.
До этого арабы писали на папирусе, но его нужно было покупать в Египте, а бумагу можно было делать в любом месте, где есть растения. В Аббасидском Халифате, столицей которого был Багдад, этот материал нашел самое широкое применение. Чиновники писали на нем письма, ростовщики фиксировали долговые обязательства, торговцы закрепляли договоренности и учитывали расходы и прибыли, но главное – благодаря бумаге случился небывалый культурный скачок. Религиозные книги, научные – по математике, астрономии, медицине, переводы античных авторов, популярная литература и даже кулинарные справочники пополняли библиотеки учебных заведений, досточтимых мужей и мусульманских правителей. На основании сохранившихся источников можно утверждать, что в собственности халифа Кордовы в 960 г. было около 40 000 книг. В разы больше, чем в библиотеках европейских университетов на несколько столетий позже. Связано это с тем, что арабские книги писались на бумаге, а европейский – на пергаменте. Понятно, они были очень дорогими, ведь для изготовления одной книги требовалось около 250 выделанных особым образом шкур животных. Монахи годами переписывали и разрисовывали удивительные манускрипты, читали которые исключительно богатая знать и духовенство. И, собственно, о них же книги и повествовали.
Каким именно образом бумага попала в Европу, у ученых нет единого мнения. Возможно, из Кордовского халифата, располагавшегося на территории современных Испании и Португалии, возможно, с Ближнего Востока, где европейские купцы совершали сделки со своими партнерами из Дамаска или Каира, а, скорее всего, с двух сторон. Во всяком случае, спрос на бумагу рос, и в Старом Свете было достаточно сырья для ее производства, бумагу делали даже из льняной ветоши. В XV веке одним из центров бумажной промышленности был Амалфи, знаменитый в наше время курорт. В городке производились тонны дешевой бумаги, и ее доступность, несомненно, способствовала расцвету искусств в период Ренессанса. Ведь насколько проще Петрарке записывать стихи, а не держать их в голове, потом исправлять, дополнять и собирать для многотомного издания. Художники тоже стали делать эскизы, копии, зарисовки, оттачивая свое мастерство и экспериментируя с композицией.
А в 1440 году случилось поистине революционное событие – Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. По правде говоря, он был сделан на основе пресса, известного еще во времена Римской империи, но Гуттенберг отлил буквы из металла, сделал ручную пресс-форму для наборного шрифта и разработал чернила на масляной основе. В Китае подобная технология использовалась значительно раньше. Примерно в IX веке китайцы начали печатать тексты с помощью наборных иероглифов из обожженной глины. Но это был процесс трудоемкий и неспешный, ведь дальневосточным печатникам приходилась использоваться примерно 6000 знаков. Явным преимуществом Гуттенберга была латиница. Работая вместе, бумага и печать сделали знания доступными. Это стало началом новой эры в истории человечества.
Автор Gerda Griffon
Текст и фото по ссылке: https://www.facebook.com/photo/?fbid=10223822532937526&set=gm.6275567305812327&idorvanity=4173575829344829
Опубликовано: https://silkway.uz/news/velikij-shelkovyj-put-ili-velikij-bumazhnyj/