Такие прогнозы делают сразу несколько международных исследовательских центров, отмечая стремительный спрос на электрические виды транспорта. Кардинальные изменения, которые наблюдаются в течение последних нескольких лет в энергетическом секторе, объясняются, с одной стороны, намерением достичь нулевых показателей вредных выбросов в атмосферу, а с другой – снятием зависимости от нефти и газа как основных видов топлива. Международное энергетическое агентство (МЭА) представило свой ежегодный отчет Global EV Outlook, разработанный при поддержке членов Инициативы электромобилей (EVI), с описанием последних трендов и разработок в области электромобильности в мире. Согласно отчету, к 2030 году глобально электроавтопром позволит сократить потребность в нефти до 5 миллионов баррелей в день. Рассказываем о том, с чем связан динамичный рост на электромобили и что нас ожидает в ближайшем будущем.
Бензин нельзя, электричество можно
Пять лет назад заявления некоторых стран о планах запретить продажи машин на дизельном топливе и бензине и перейти на электромобили звучали не только амбициозно, но и маловероятно. Тогда казалось, что автотранспорт на электричестве – это дорого, сложно и такое «удовольствие» могут себе позволить лишь страны с богатой экономикой.
Если раньше электромобиль ассоциировался с большими вложениями и роскошью, то сейчас это становится необходимостью. Активная позиция Китая в производстве электромобилей также развернула ситуацию в привлекательную для потребителей из многих стран сторону, где одним из ключевых моментов стала их доступность. По данным Bloomberg, к 2040 году на Китай, США и Европу будет приходиться более 60 % мирового парка электромобилей. На сегодняшний день львиная доля мировых продаж электромобилей приходится на Китай, где также насчитывается более половины всех электромобилей в мире. Согласно данным МЭА, в прошлом году во всем мире было продано более 10 миллионов электромобилей. В этом году ожидается рост продаж на 35%.
Наибольший рост продаж электромобилей, как ожидается, приходится на автомобили среднего ценового сегмента. Сегодня стоимость электрокара не сильно отличается от автомобиля с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Еще более стремительный переход на электрокары тормозят недостаточная развитость зарядной инфраструктуры, системы обслуживания и относительно малого количества пользовательского опыта. Тем не менее, аналитики МЭА пророчат очередной рекорд в продажах электромобилей в этом году. Таким образом, доля электрокаров на мировом автомобильном рынке может достигнуть почти одной пятой, что приведет к серьезной трансформации автопрома. По мнению аналитиков, такие перемены отразятся на энергетическом секторе, особенно его нефтяном сегменте.
По словам главы МЭА Фатиха Бироля, электромобили являются одной из движущих сил новой глобальной энергетической экономики, которая быстро развивается, и они вызывают историческую трансформацию автомобильной промышленности во всем мире. «Тенденции, которые мы наблюдаем, имеют серьезные последствия для мирового спроса на нефть. Двигатель внутреннего сгорания уже более века не имеет себе равных, но электромобили меняют статус-кво. К 2030 году они избавят от необходимости потреблять не менее 5 миллионов баррелей нефти в день. Автомобили — это только первая волна: вскоре последуют электрические автобусы и грузовики», — утверждает Фатих Бироль.
Стимулы роста
В развитии рынка электромобилей немаловажное значение имеет производство аккумуляторов. Чтобы удовлетворить спрос на электромобили до 2030 года согласно сценарию МЭА «Нулевые выбросы к 2050 году», объявленных проектов по производству аккумуляторов будет более чем достаточно. Сегодня в продажах аккумуляторов и его компонентов доминирующую роль также играет Китай.
Другие страны стремятся влиться в общее движение в поисках энергоэффективных решений. Среди стран СНГ особое внимание производству аккумуляторов уделяет Росатом, планируя построить первую «гигафабрику» по производству литий-ионных ячеек, модулей и тяговых батарей для электротранспорта и стационарных систем накопления энергии. Первые батареи сойдут с конвейера в 2025 году. Мощность «гигафабрики» составит 4 ГВт*ч в год, что позволит обеспечить литий-ионными батареями до 50 тысяч электромобилей. Ожидается, что к 2030 году объем произведенной продукции достигнет 18,5 ГВт*ч или более 230 тыс. тяговых батарей.
Что касается Узбекистана, то по данным Агентства по статистике, в прошлом году в страну было завезено 2180 электромобилей на сумму 69,8 млн долларов. Для сравнения в 2021 году было импортировано 809 единиц. В этом году за первые четыре месяца в страну было завезено 2 544 электромобилей преимущественно китайского производства. Если сравнить с прогнозами аналитиков МЭА, можно сказать, что страна синхронизировалась с общемировой динамикой роста. Стимулом для развития рынка электромобилей в стране являются особые условия на ввоз электрокаров: импортеры освобождены от оплаты таможенной пошлины и акцизного налога. Ожидается, что в ближайшей перспективе в стране будет налажено собственное производство электрокаров.
Источник: https://xs.uz/ru/post/prognoz-prodazhi-elektromobilej-rezko-vozrastut