Сентябрь. В старинной деревушке Сямэй у подножья гор Уишань на севере провинции Фуцзянь /Юго-Восточный Китай/ царит тишина и покой. На въезде в деревню под тенью деревьев стоит стела с надписью «Начало Великого чайного пути», свидетельствующая об истории и духе шаньсийских купцов.
Древняя дорога уходит вдаль, в воздухе витает аромат чая. Сегодня, когда Китай, Монголия и Россия объединяют усилия в строительстве «Пояса и пути», историческая и культурная ценность этой некогда «артерии века» постоянно раскрывается по-новому. Она приобретает новую жизнь на волне эпохи, продвигающей торгово-экономическое сотрудничество и содействующей сближению сердец и умов народов.
С конца 17-го века по мере роста спроса на чай в России и развития чайной торговли между Китаем и Россией торговый дом «Дашэнкуй» и другие шаньсийские купцы воспользовались возможностями после подписания Нерчинского и Кяхтинского договоров, открыв Великий чайный путь, который вел от гор Уишань до Санкт-Петербурга. Протяженность торгового коридора составляла 13 тыс. км.
Великий чайный путь связал север Китая с югом, а Китай в целом — с Россией
В начале эпохи Цин купцы из провинции Шаньси появились в деревне Сямэй, которая постепенно превратилась в крупнейший чайный рынок в северной части Фуцзяня. Записи об этом сохранились в древних документах.
Как рассказал наследник производства плиточного чая с гор Уишань Цзоу Инвэнь, шаньсийские купцы сотрудничали с торговцами из деревни Сямэй, создавали чайные фабрики и склады, производили черный и кирпичный чай, везли товар в Чжанцзякоу в провинции Хэбэй, а потом с помощью верблюжьих караванов — в российский приграничный город Кяхта, который специализировался на торговле чаем. Оттуда чай попадал в Москву и Санкт-Петербург, а после и в другие страны Европы.
Шаньсийские купцы и люди из рода Цзоу создали известную торговую марку «Цзинлунхао», под которой совместно работали более 100 лет. Каждый год они получали прибыль в более чем миллион лянов серебра /1 лян — примерно 31,25 грамма/.
Срок доставки чая из южной части Китая до России и Европы составлял примерно год. Благодаря сравнительно сухому климату на севере Китая, благоприятному для хранения, доставленный по Великому чайному пути чай по вкусу и качеству был значительно лучше, чем привезенный морем. Поэтому такой чай пользовался большей популярностью в России и других европейских странах.
В середине 19-го века чайная торговля с южным Китаем приостановилась, поэтому шаньсийские купцы начали закупать товар из Аньхуа в провинции Хунань и Янлоудуна в провинции Хубэй. Они перерабатывали листовой чай в кирпичный, перевозили его по реке в город Ханькоу и везли на север по земле, продолжая торговлю на Великом чайном пути.
Особая технология изготовления кирпичного чая делает его пригодным для длительного хранения, а вкус со временем становится все более насыщенным, рассказал Цюань Вэй, наследник этого ремесла, признанного нематериальным культурным наследием провинции Хубэй. Кирпичный чай с иероглифом «чуань» пользовался широкой популярностью среди монгольских скотоводов. Они даже использовали кирпичный чай в качестве твердой валюты.
В середине 19-го века русские купцы прибыли в Ханькоу для занятия чайной торговлей. Первоначально они закупали чай в Янлоудуне, где построили чайные заводы. Позже производство кирпичного чая перенесли в Ханькоу, и экспорт оттуда резко вырос. К концу 19-го века экспорт из Ханькоу превысил 60 проц. от общего чайного экспорта Китая. Этот город называли «Восточным чайным портом».
Сегодня на набережной Янцзы в районе Ханькоу города Ухань можно увидеть несколько зданий в русском стиле, построенных российскими купцами в те годы. Эти здания являются свидетелями истории китайско-российской торговли чаем. В тематическом культурном парке «Ваньличадао» /»Великий чайный путь»/, построенном недавно на месте бывшей чайной пристани на берегу Янцзы, восемь скульптурных групп наглядно воспроизводят картину торговли чаем в 19-м веке.
С расширением караванных путей для перевозки чая в пустынных местах возникали все новые и новые города. На этом пути китайская и русская цивилизации обменивались не только товарами, но и культурой.
Чай глубоко проник в русскую душу
Чай попал в Россию несколько веков назад, постепенно он получил признание у местных жителей и стал популярным напитком. В России возникла уникальная чайная культура. В 18-м веке появился самовар. По сей день употребление подслащенного чая с печеньем и другими сладостями по-прежнему остается излюбленным времяпрепровождением россиян.
«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал».
Так писал великий русский поэт Александр Пушкин в романе «Евгений Онегин». Самовар, описанный поэтом, создает уютную атмосферу, характерную для российской чайной культуры.
Чтобы удовлетворить потребность людей в чае в Москве и Санкт-Петербурге было открыто множество чайных. Чай стал эффективной альтернативой спиртным напиткам, поэтому в целях борьбы с алкоголизмом правительство давало чайным заведениям особые льготы: минимальный налог и сниженную арендную плату.
«Чай оказался уникальным продуктом, который, с одной стороны, обеспечивал удовлетворение бытовых потребностей в универсальном напитке — он вытеснил и квас, и пиво, и брагу, и все остальное. А с другой стороны, чай был в России, конечно, более доступен, чем, допустим, в Европе. Поэтому он крепко осел в российской культуре. Действительно, можно сказать, что чай для России, безусловно, стал национальным напитком», — отметил председатель президиума Российской ассоциации международного сотрудничества /РАМС/, вице-президент ТТП «Великий шелковый путь» Сергей Калашников.
Скотоводам Сибири и Монголии, питавшимся в основном мясом, тоже пришелся по душе чай, который способствовал пищеварению и хорошо подходил к жирным блюдам. «Лучше три дня без еды, чем один день без чая», гласит их поговорка. Соленый чай с молоком стал традиционным напитком монголов.
В провинции Шаньси чай не растет, но купцы из этого региона более 200 лет доминировали на Великом чайном пути. Они открыли огромное количество фирм и чайных в Китае, а также в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
«Купцы из Шаньси, руководствуясь духом честности и верности слову, новаторства, деловой практики, единодушного сотрудничества и помощи народу, проложили Великий чайный путь. На этом пути они способствовали формированию модели торговли, характеризующейся взаимным выигрышем и гармоничным сосуществованием», — отметил директор Исследовательского института истории шаньсийских купцов Тянь Цзянь.
В усадьбе семьи Цюй в древнем городе Чжаоюй шаньсийского уезда Ци имеется рукописная книга «Памятка для купцов», в которой детально описана чайная торговля в Аньхуа /провинция Хунань/. Подробно регламентирован каждый процесс, начиная от приобретения, обработки и упаковки чая и заканчивая транспортировкой. В другой недавно найденной рукописи исчерпывающе описана деятельность купцов из уезда Ци в деревне Сямэй и Янлоудуне, откуда они везли чай на север.
Возрождение Великого чайного пути
250 лет действовал Великий чайный путь, ставший одним из важнейших международных торговых коридоров в Евразии. Торговля между Китаем и Россией, основным предметом которой был чай, способствовала развитию чаеводства и транспорта во внутренних районах Китая, а также социально-экономическому развитию северных степей страны и Сибири.
Однако в конце 19-го — начале 20-го века в связи с развитием морского и железнодорожного транспорта и снижением спроса на китайский чай после Октябрьской революции торговля на Великом чайном пути начала сокращаться и в конце концов остановилась, а этот торговый путь ушел в историю.
Сегодня, по мере углубления сотрудничества в рамках «Пояса и пути» Великий чайный путь вновь привлекает широкое внимание.
В сентябре 2013 года на саммите мэров городов Китая, Монголии и России «Великий чайный путь и развитие городов» представители трех стран подписали инициативу и выразили готовность приложить совместные усилия, чтобы внести Великий чайный путь в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В марте 2019 года Государственное управление по охране культурного наследия КНР включило Великий чайный путь в «Подготовительный список Всемирного культурного наследия в Китае». Заявление о внесении Великого чайного пути в реестр памятников мирового культурного наследия было официально поднято на государственный уровень.
«Совместная заявка Китая, Монголии и России о внесении Великого чайного пути в реестр памятников мирового культурного наследия имеет большое значение для укрепления традиционной дружбы и политического взаимодоверия между тремя странами, а также для содействия строительству экономического коридора Китай-Монголия-Россия», — отметил декан историко-культурного факультета Хубэйского университета Хуан Боцюань.
Там, где раньше пролегал Великий чайный путь, возникла развитая сеть воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта. Это способствовало быстрому развитию торгово-экономического сотрудничества и взаимных поездок между Китаем, Монголией и Россией. РФ является крупным потребителем чая, и спрос на китайский чай продолжает расти, большое количество китайского чая поступает в Россию на поездах Китай-Европа. В августе прошлого года первый специальный экспортный поезд провинции Хубэй отправился из Уханя с 1000 тонн черного чая и прибыл в Москву всего за 20 дней.
Во время пандемии COVID-19 Китай и Монголия помогали друг другу. Монголия подарила Китаю 30 тыс. овец. Провинция Хубэй в ответ прислала партию кирпичного чая «Цинчжуань», который монголы очень любят. Так писалась новая история дружбы между двумя странами.
С. Калашников отметил, что Великий чайный путь в течение нескольких веков служил экономическим и культурным мостом между Китаем, Россией и Европой, он и сегодня может сыграть особую роль в объединении людей.
Великий чайный путь, некогда затерявшийся в истории, открывает новые возможности для сотрудничества в туризме, экономике, торговле и гуманитарной сфере. Он наполняется новой энергией в рамках «Пояса и пути».
Источник: https://russian.news.cn/20230927/35fe290ab3b24c1e9cf1d183f86fa8b7/c.html