Синьцзян – один из самых близких по духу регионов Китая для Центральной Азии. Посещающие его туристы пишут, что, попадая в Кашгар или Урумчи, сложно отделаться от мысли, что ты словно в Ташкенте или Душанбе. Здесь много настоящей восточной экзотики: традиционные базары с вкуснейшими фруктами и овощами, ремесленные мастерские, где на ваших глазах рождаются произведения искусства и, конечно же, замечательная кухня, которая вобрала все лучшее из китайских и центральноазиатских блюд.
При этом главное, что предприимчивые местные жители прекрасно понимают все эти выгоды, делая ставку на развитие туризма. До пандемии Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) посещало около 200 миллионов туристов в год. Теперь же власти планируют довести это число до 500 миллионов.
Туристам, особенно из Центральной Азии, впервые собирающимся приехать в СУАР, рекомендуют начать свое знакомство с этой территорией с посещения Кашгара. Это древнейший город Синьцзян-Уйгурского автономного района, сердце Восточного Туркестана. Его население – примерно 4,5 миллиона человек, 92 процента из которых – уйгуры. Говорят, это самый некитайский город Китая. И действительно, здесь скорее Центральная Азия, нежели КНР: до Пекина – 4500 километров, а до кыргызской границы всего 57 километров, до таджикской – 1164 километра, афганской – 270 километров.
Интересный факт: по всему Китаю, несмотря на то что в стране три часовых пояса, время одинаковое. Лишь в Синьцзяне оно пусть неофициально, но другое. Рассвет здесь наступает намного позже, чем в Пекине, а потому местные жители прибавляют к пекинскому два часа. Рабочий день начинается не в 8 утра, как в остальном Китае, а в 10 и заканчивается позже. Во многих отелях часы выставлены по Урумчи, а Пекин имеет отдельный циферблат – как Москва, Нью-Йорк или Лондон.
В обычной жизни в Кашгаре используют два языка: китайский и уйгурский, – при этом второй постепенно утрачивает свое значение. В школах СУАР преподавание идет на китайском, что способствует единству страны и народа. Однако при желании можно записаться и на факультатив по уйгурскому. На формирование единой нации ориентирован и учебник истории. А вот газеты в Синьцзяне выходят на шести языках, радио вещает на пяти, ТВ – на четырех.
При этом СУАР шагнул очень далеко в использовании самых современных технологий. Квадрокоптеры здесь опыляют поля, лазерные пушки используются для обрезки деревьев, в отелях роботы развозят еду по номерам, а на заводах – делают детали. Электромобили с зелеными номерами на улицах – уже обыденность. За последние годы в СУАР было открыто 23 аэропорта, а из Кашгара в Урумчи из-за большого спроса летают гигантские Боинги-787, которые обычно ставят на линии из Европы в Америку.
В Синьцзяне, где раньше передвигались в основном с караванами, в десятки раз выросла сеть автодорог – до 200 тысяч километров. Для сравнения, протяженность дорог в Узбекистане составляет около 43 тысяч километров. Также СУАР весь пронизан железными дорогами, сейчас планируется соединить одной из них Китай и Пакистан, причем пройдет она через Гималаи на высоте пять километров. Высокоскоростные поезда здесь ездят со скоростью 350 километров в час. Сейчас идут испытания следующего поколения – до 500 километров в час. А в вакуумном туннеле между Шанхаем и Ханчжоу длиной 150 километров поезда на магнитной подвеске будут развивать скорость до 1000 километров в час, линию введут в эксплуатацию к 2035 году. Напомним, что средняя скорость «Афросиаба», которым мы так гордимся, не превышает 150 километров в час.
Эксперты отмечают, что сегодня в КНР, пожалуй, нет региона, столь бурно развивавшегося в последние годы, как Синьцзян. Это происходит в том числе и потому, что 19 богатых городов на востоке и юге Китая выбрали себе «пару» среди уездов СУАР и вкладывают в них от 0,3 до 0,6 процента своего бюджета. Кроме того, значительные средства в развитие региона инвестирует и центральное правительство.
Средство для развития
Современная инфраструктура, большой бассейн, деликатесы и развлечения на любой вкус. Такие пятизвездочные условия сегодня предлагает туристам деревня Западный Учжэнь уезда Урхо в Синьцзяне. Но еще несколько лет назад все здесь выглядело совсем по-другому.
«Я выросла в этих местах. Раньше перед моим домом были грязные каменистые дороги, а теперь здесь повсюду асфальт. Многие переехали в современные дома. Я вернулась сюда после университета, потому что теперь здесь много возможностей», – отметила управляющая местным отелем Ци Мэйгэ.
Превращение сельского района в большой туристический комплекс позволило создать более 13 тысяч новых рабочих мест в туризме, строительстве и сельском хозяйстве.
«Раньше средний годовой доход здесь не превышал 35 тысяч юаней, а теперь – больше 60 тысяч. По этому показателю мы занимаем первое место среди всех сельских районов Синьцзяна. Люди, занятые в обслуживании туркомплекса, получают правительственные субсидии: к настоящему времени уже выплачено около 20 миллионов юаней», – отметил замглавы администрации уезда Урхо Гун Шаопэн.
Сейчас в Западном Учжэне 3800 гостиничных номеров. Ежедневно здесь останавливаются более шести тысяч человек. Гости едут, чтобы увидеть знаменитый «Город демонов», эвкалиптовый лес и большой каньон реки Байянхэ. Сюда приезжают как китайские, так и иностранные туристы. Поэтому все отели здесь построены в разных стилях. В будущем туристические комплексы по образцу Западного Учжэня планируют создать и в других районах Синьцзяна.
Еще один интересный пилотный проект, реализуемый в СУАР, – возрождение сел за счет развития туризма. Яркий пример этому – постоялый двор «Розовый Сад». Он был открыт в 2018 году на фермерском хозяйстве в деревне Чаганьцао. Здесь созданы аутентичные условия для проживания туристов, планирующих приобщиться к природе, изучить настоящую сельскую жизнь в Китае.
Активно развивают в регионе и новинку для всего Китая – горнолыжные курорты. Сноубордисты и лыжники со всей страны приезжают покататься на базу «Шелковый путь», которая находится в 50-ти километрах от административного центра Синьцзяна города Урумчи. Это один из трех крупнейших горнолыжных курортов в Китае. В 2022 году обслуживающая компания завезла сюда новое оборудование и расширила трассы.
Сегодня почти все 84 горнолыжные базы отдыха в Синьцзяне открыты для посетителей. Они расположены недалеко от городов и соединены удобными железными дорогами, аэропортами и автострадами. Местные курорты привлекают лыжников всего мира своими огромными просторами и натуральным снежным покровом, ведь на севере региона зима длится до восьми месяцев в году.
Чтобы стимулировать потребление, власти СУАР выпускают десятки тысяч купонов со скидками на услуги горнолыжных курортов, которые действуют в течение полугода. Кроме того, для туристов постоянно организуется масса событий из области зимнего и спортивного туризма, включая арт-фестивали льда и снега. Главная задача – привлечь больше посетителей в регион и способствовать его экономическому росту.
Еще одна ключевая достопримечательность Синьцзяня – киногород Урхо. Общая площадь построенной в 2018 году киностудии под открытым небом составляет 12 тысяч квадратных метров. Этот тематический парк архитектуры времен династий Цинь и Хань стал точкой притяжения для сотен тысяч туристов. В аутентичных декорациях киногорода сняты многие исторические телесериалы и фильмы. Среди них, например, такие известные всемирные хиты как «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и «Прощай, моя любовь», а также множество других картин.
«Урхо – очень красивое и волшебное место. Здесь есть практически все виды ландшафтов, которые нужны во время съемок, – озера, горы, пустыни и каньоны. Этот район идеально подходит для съемок кино и телесериалов, позволяя избежать больших переездов съемочной группы и сэкономить на расходах», – отметил продюсер Синьцзянской киностудии «Тянь-Шань» Сай Цзе.