“Один пояс, один путь”: новые инициативы, новые возможности и новая площадка для диалога

2

В последние годы наблюдается активность Узбекистана. Можно сказать, что в ее основе лежит прагматичная внутренняя и внешняя политика, проводимая в нашей стране в условиях глобальных преобразований.

На прошлой неделе на саммите СНГ в Бишкеке Узбекистан традиционно представил ряд новых инициатив. В качестве логического продолжения активности начинается визит Президента Шавката Мирзиёева в Китай, где он примет участие в юбилейном саммите форума «Один пояс, один  путь».

2

Чтобы поговорить о предстоящем визите, сути и задачах саммита, мы обратились к профессору Ташкентского государственного университета востоковедения Сайфиддину Джураеву.

- Расскажите, пожалуйста, о процессах формирования инициативы «Один пояс, один путь» и ее международном значении.

— Во-первых, инициатива «Один пояс, один путь» была выдвинута президентом Китая Си Цзиньпином в 2013 году. Ее цель – выстроить экономическую цепочку в сотрудничестве с соседними странами в рамках Великого шелкового пути. Для достижения этой цели будут охвачены четыре области сотрудничества – политические консультации, дорожное сообщение, упрощение процедур торговли и денежное обращение (торговля в местной валюте).

Китайская инициатива вышла далеко за рамки своей первоначальной концепции и с географической точки зрения охватила почти все регионы мира. За 10 лет расширилось сотрудничество в использовании железных дорог, морских портов и цифровой инфраструктуры. Сотрудничество также началось в таких областях, как содействие торговле и финансовым отношениям. В целях повышения их эффективности были введены в действие Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд Шелкового пути и другие механизмы кредитования в национальной валюте. В культурно-образовательной сфере сформировались и вступили на путь развития взаимные обмены и взаимовыгодные отношения.

Во-вторых, в рамках этой инициативы важнейшей задачей являются экономические, инвестиционные и торговые отношения. Например, Китай в  2013-2017 годах выделял на зарубежные проекты развития в среднем 83,5 миллиарда долларов США в год.

Какие интересы преследует Узбекистан от участия в этой инициативе?

— Суть внешней политики Узбекистана в поддержании мира и добрососедства, с этим процессом, безусловно, созвучен принцип взаимной выгоды. Это также важно для реализации целей и задач, предусмотренных в Стратегии «Узбекистан-2030».Участие в проекте создает дополнительные возможности для увеличения экономического потенциала нашей страны, улучшения условий жизни нашего народа, обеспечения его благосостояния.

В рамках инициативы совместное использование и совершенствование торгово-экономических, инвестиционных и транспортных возможностей вносит своеобразный вклад в развитие внешнеэкономических связей современной экономической дипломатии. В будущем это направление будет все больше расширяться.

Привлекательность духа взаимного уважения, равенства и справедливости приобретает практическое значение в работе по совместному использованию имеющихся возможностей со странами на огромной территории, совместному решению проблем, устранению препятствий и координации будущих усилий на основе взаимного сотрудничества. Это поможет экономике двигаться в более открытом, инклюзивном, удобном, сбалансированном и взаимовыгодном направлении.

В  реализации Концепции взаимозависимости, которую продвигает Узбекистан и на которой постоянно акцентируется внимание, данная инициатива имеет большое значение в качестве международной площадки для разработки новых совместных проектов и продвижения новых инициатив в Центральной Азии.

Важной демонстрацией взаимозависимости в рамках инициативы является реализация транзитного потенциала Центральноазиатского региона, включая формирование экономического коридора Китай — Центральная Азия — Западная Азия. Безусловно, это создает новые условия для углубления и расширения деятельности в рамках автомобильной дороги Ташкент – Андижан – Ош – Иркештом — Кашкар.

Это также будет способствовать реализации проектов строительства железных дорог Узбекистан – Кыргызстан — Китай и Мазори-Шариф – Кабул — Пешавар и организации железнодорожных перевозок по маршруту Центральная Азия — Европа, что послужит расширению экономического сотрудничества.

Кроме того, китайскую инициативу можно рассматривать как современную платформу для ведения диалога по различным аспектам международного сотрудничества и развития новых возможностей.

Новая эра и новые цели в Центральной Азии требуют всеобъемлющей взаимосвязанности и диалога. Это поможет преодолевать современные вызовы и реализовывать программу устойчивого развития. Иными словами, инициатива отличается тем, что порождает новые условия для ее превращения в важный способ стимулирования экономического роста в  странах региона, в том числе и в Узбекистане.

Также в рамках инициативы уделяется внимание расширению свободной торговли и развитию инфраструктуры, что повышает интерес Узбекистана. Основываясь на нынешних и будущих требованиях, современное инфраструктурное строительство создаст для Узбекистана новые возможности и механизмы для полного использования своих богатых ресурсов, интеграции в международные цепочки поставок и производства.

- В чем, на ваш взгляд, проявляется участие Узбекистана в китайской инициативе? 

— На сегодняшний день Узбекистан превращается в важную страну в международном сообществе, в частности в Центральной Азии, он вступил в новый этап своего развития. В этот период, безусловно, развиваются многоплановые отношения со всеми странами мира, продвигаются разумные, обоснованные и четкие взаимные практические инициативы по некоторым направлениям международного развития в регионе.

Исходя из новых целей и задач, стоящих перед нами, а также меняющихся условий в мире, думаю, что  будут вноситься практические предложения и инициативы, направленные на развитие торговли и экономики, инноваций, цифровых технологий, обеспечение безопасности продовольственных продуктов, борьбу с изменением климата, улучшение экологической ситуации и совместное решение имеющихся в Центральной  Азии проблем. Среди них могут быть инициативы по созданию новых механизмов развития транспортных коридоров исходя из интересов каждой страны.

Также существует высокая вероятность того, что в рамках китайской инициативы будут продвигаться инициативы, связанные с углублением и расширением культурно-гуманитарной, экономической дипломатии. На мой взгляд, также будут представлены инициативы по реализации новых возможностей и потенциала в сфере передовых технологий и цифровой инфраструктуры. Например, Китай реализует проекты для цифровой инфраструктуры примерно в 80 странах и инвестировал около 80 миллиардов долларов в проекты в рамках «Цифрового Шелкового пути» по всему миру.

На страны Центральной Азии приходится 84 проекта: 30– в Казахстане, 26 – в Узбекистане, по 10 – в Таджикистане и Кыргызстане и 8 – в Туркменистане. Китайские компании Huawei, ZTE, BeiDou, Alibaba и другие занимаются региональными проектами. На сегодняшний день в этих направлениях ожидаются серьезные изменения.

В завершение следует отметить, что участие главы Узбекистана в конференции «Один пояс, один путь» создаст новые возможности для реализации двусторонней и многосторонней внешней политики, особенно развития экономической дипломатии, поиска новых партнеров, увеличения потока инвестиций.

Беседовал Аброр Гулямов, 
обозреватель УзА.

Источник: https://uza.uz/ru/posts/odin-poyas-odin-put-novye-iniciativy-novye-vozmozhnosti-i-novaya-ploschadka-dlya-dialoga_529244

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter