Тот факт, что сегодня Китай является самой густонаселенной страной в мире, уже давно не вызывает ни у кого удивления. Однако не все знают, что за последние 100 лет уникальные китайские кварталы, называемые в народе Чайна-таунами, появились практически во всех крупных городах нашей планеты. Большинство из них уже давно являются не просто местами компактного проживания китайцев за рубежом, но и уникальными культурными и туристическими центрами. При этом во многих мировых столицах Чайна-тауны гармонично вписались в местный уклад, обогащая общину тысячелетними традициями китайской цивилизации, а также становясь новыми точками для роста экономики, принося миллиарды долларов в городской бюджет. Ташкент пока стоит особняком в этом ряду. В столице долгое время не было китайских ресторанов, магазинчиков, гостиниц, клиник и другой инфраструктуры. Однако за последние несколько лет произошел их взрывной рост. Это связано с укреплением партнерских отношений между Узбекистаном и Китаем, а также увеличивающимся каждый год количеством двусторонних проектов.
Точки для роста
Историки утверждают, что первые китайские кварталы появились около 200 лет назад в Нагасаки (Япония) и Бангкоке (Таиланд). Сегодня, как говорят сами китайцы, Чайна-тауны кардинально изменились. Если 100 лет назад они были местами компактного проживания диаспоры за рубежом, то сейчас в большей степени это исторические, культурные и туристические достопримечательности. Раньше свой маленький мир в чужой стране нужен был, чтобы через него вести бизнес с внешним миром. Теперь в этом нет необходимости: даже мелкий предприниматель может найти партнеров по Интернету. Да и приезжающая сегодня за рубеж китайская молодежь не хочет жить в Чайна-таунах, она выбирает более удобные для себя места, например, поблизости от работы или учебы.
Одним из старейших Чайна-таунов за пределами Азии считается китайская община в Сан-Франциско, она была основана в 1848 году. Появление квартала было связано с началом золотой лихорадки в Калифорнии, вошедшей тогда в состав США. Добыча благородного металла и строительство железных дорог требовали массовой и дешевой рабочей силы, и выходцы из Поднебесной двинулись за океан в поисках лучшей жизни. Некоторые нашли ее в Сан-Франциско: сегодня Чайна-таун этого города является одной из самых крупных китайских общин не только в Соединенных Штатах, но и в мире, ведь население этого квартала давно перевалило за 100 тысяч. Общая площадь квартала – 3,5 квадратных километра. На его территории располагается множество памятников.
Еще один известный на весь мир китайский квартал расположен в Ливерпуле. Его история уходит корнями аж в 1830-е годы, когда первые моряки и торговцы из Поднебесной начали приезжать в Англию. Некоторые из них остались здесь навсегда, обзавелись семьями и хозяйством. В наши дни число ливерпульцев китайского происхождения превышает 7 тысяч человек, а в середине прошлого века достигало 20 тысяч. Чайна-таун располагается к западу от Кафедрального собора Ливерпуля. Его главной достопримечательностью считается китайская арка, установленная на Нельсон-стрит в 2000 году. Ее высота 13,5 метра, это самое высокое подобное сооружение в Европе. Также здесь находятся традиционные для подобных кварталов китайские магазинчики и рестораны.
Независимо от того, насколько вы знакомы с китайской культурой, посещение Чайна-тауна будет интересным и уникальным опытом. Здесь вы сможете ощутить дух древней цивилизации, узнать о традициях и обычаях этой страны. В китайских кварталах вы найдете большое количество национальных ресторанов и кафе, которые предлагают широкий выбор блюд, от известной всем лапши до экзотических деликатесов. Кроме того, вы сможете посетить магазины с различными китайскими товарами: посудой, текстилем, сувенирами, косметикой и многим другим. Ароматы, цвета и атмосфера Чайна-тауна погрузят вас в удивительный мир Востока.
Столичная специфика
Точных сведений о находящихся на территории Узбекистана гражданах КНР сегодня нет. Однако, по разным оценкам, только в столице сегодня проживает от 10 до 20 тысяч китайцев, и это без учета уйгуров и дунган, находящихся в нашей стране уже свыше 100 лет.
Можно ли говорить, что в Ташкенте появилась своя полноценная китайская диаспора? Попробуем разобраться. Википедия дает такое определение: «Диаспора – это часть народа, проживающая вне страны своего происхождения, образующая сплоченные и устойчивые этнические группы в стране проживания и имеющая социальные институты для поддержания и развития своей идентичности и общности».
В Узбекистане на слуху диаспоры греков, татар, корейцев, армян, евреев, азербайджанцев и десятков других народов. Но они живут здесь давно, знают не только русский, но и узбекский язык, считают Узбекистан своей родиной. Их уклад уже давно сплелся с традициями узбеков, превратившись в некий симбиоз из мусульманских, христианских, буддийских и языческих обычаев.
В случае с китайцами все по-другому: в большинстве своем они не знают узбекский и русский языки, местные традиции, это накладывает особенности на их пребывание и быт. В результате они вынуждены держаться вместе, поддерживать друг друга, сообща решать важные вопросы, что стимулирует создание внутренней информационной инфраструктуры и компактное проживание. Также важно понимать, что почти все китайцы приехали относительно недавно и, возможно, им еще нужно время, чтобы привыкнуть к особому ритму жизни в Узбекистане.
Эксперты связывают растущее число граждан КНР в нашей стране с несколькими факторами. Так, например, в последние годы активно заработала инициатива «Один пояс, один путь», поддержанная руководством двух государств. В ее рамках реализуется множество проектов, требующих приезда китайских рабочих и специалистов. Свою роль также сыграла и пандемия. После длительных ограничений китайские бизнесмены с новым рвением ринулись осваивать рынки соседних государств. Новыми точками притяжения для них стали создаваемые в Узбекистане китайские торговые дома. Одним из крупнейших среди них стал хаб провинции Шэньси, открытый в декабре прошлого года.
«Отличительная черта нашего торгового дома в том, что он занимается не только бизнесом. У нас есть цель – 50 процентов работы – это торговля, остальное – культурное сотрудничество. Поэтому большая часть павильона в Ташкенте посвящена историческим связям Китая и Узбекистана, большие диорамы и картины на стенах показывают пути, по которым везли чай и шелк. В залах торгового дома можно поучаствовать в чайной церемонии, посидеть на фантастических креслах с драконами, выполненных без единого гвоздя. У нас в планах множество культурных проектов – выставки художников, концерты», – отметила председатель Синьцзянского азиатско-европейского международного центра Чжан Хонпинь.
По ее словам, историческая выставка и чайные церемонии в доме провинции Шэньси отражают новую концепцию: прежде чем торговать, нужно познакомить со своей историей и культурой.
Кроме того, добавила она, в Поднебесной очень большая конкуренция, поэтому китайцы ищут перспективные места в других странах, чтобы открыть бизнес. Узбекистан в этом плане может предоставить им не только благоприятный деловой климат, но и выгодное геостратегическое расположение в регионе.
И здесь важно понимать, что к нам в страну приезжают не только рабочие, но и бизнесмены, инвесторы, квалифицированные специалисты. Этим категориям легче интегрироваться в нашу повседневную жизнь, так как в большинстве они знают английский язык.
Сегодня китайцы живут в разных районах города, при этом значительная часть предпочитает район, расположенный рядом со станцией метро «Ойбек» и гостиницей Grand Mir. Местные жители говорят, что изначально это было связано с тем, что здесь находится офис одной из крупнейших китайских компаний Huawei. Приезжающие сюда на работу специалисты из КНР старались найти квартиру рядом с офисом, чтобы не тратить время на транспорт. В результате постепенно для обслуживания сотрудников компании здесь появились китайские рестораны и магазины, которые, в свою очередь, уже привлекли новых приехавших, которые не были связаны с телекоммуникационным гигантом.
Формально в Ташкенте пока нет своего Чайна-тауна, но есть некоторые точки притяжения. Во-первых, это китайский культурный центр, у него есть активно работающий телеграм-канал, благодаря которому все узнают о культурных мероприятиях – концертах, выставках, национальных праздниках и фестивалях. Во-вторых, в посольстве Китая есть список руководителей китайских компаний, через них проходит оповещение о каких-то мероприятиях или новостях, важных для всех. И, в-третьих, это гигантская китайская соцсеть WeChat, в которой появились специальные группы для ташкентских китайцев, которые общаются здесь, делятся новостями и советами. Список этих групп по интересам очень обширный – есть, например, сообщество родителей, в котором обсуждается учеба и воспитание детей, или каналы владельцев ресторанов и магазинов для привлечения клиентов.
По словам директора отдела по обучению китайскому языку при Китайском культурном центре Чжан Линьлинь, с каждым днем в Ташкенте становится все лучше и лучше сфера общепита, ориентированная на любителей китайской кухни.
«В этом году я впервые смогла заказать в Ташкенте традиционный «лунный пирожок», который принято подавать на стол на Праздник фонарей, отмечаемый 29 сентября. Однако все еще есть проблема с рисом, мы в Китае привыкли к другому виду этой сельхозкультуры. У местного риса совсем другой вкус. Для нас это важно, так как в Китае рис подают отдельно от мяса и овощей и его вкус не смешан с другими ингредиентами, как, например, в плове. Также не хватает морепродуктов, на родине у нас ни один день не обходится без них», – рассказала она.
По словам собеседницы, еще один интересный момент – местные заблуждения о китайской кухне. Так, большинство узбеков уверено, что китайцы любят утку по-пекински, ассоциируя ее со своей преданностью плову.
«Это заблуждение, что все китайцы обязательно едят утку по-пекински. Это блюдо готовят в Пекине, и считается, что, посетив столицу, вы должны посмотреть оперу, выступление акробатов, увидеть Великую Китайскую стену и отведать утку по-пекински. Однако в быту мы ее готовим очень редко. То же самое касается и свинины в кисло-сладком соусе. Да, это наше традиционное блюдо, но оно на любителя и далеко не все китайцы его едят», – заметила Чжан Линьлинь.
Как рассказал один из китайцев, с которым мы познакомились в районе метро «Ойбек», он проживает в Ташкенте уже больше десяти лет. Еще буквально пять лет назад в городе было трудно найти привычные продукты и специи, однако сейчас этой проблемы уже нет, все можно купить в китайских супермаркетах. Появление большого числа китайских кафе и ресторанов, по его словам, – это ответ на появившийся спрос. Ведь большинство приезжающих из Поднебесной не знают русский и тем более узбекский язык, поэтому единственное место, где они могут пообщаться, – это рестораны и кафе.
К вопросу об адаптации китайцев к жизни в Ташкенте мы попытались выяснить у собеседников-респондентов, что их здесь удивляет? Во-первых, это дорожное движение, в Китае намного больше машин, велосипедов и пешеходов, но везде камеры и большие штрафы за нарушения, поэтому никто не нарушает правила, в Узбекистане пока, к сожалению, это не так.
Во-вторых, в Китае большая конкуренция, поэтому все работники ответственно относятся к дисциплине. Китайцы практически никогда не опаздывают, внимательно слушают задание и реализуют все четко по плану. Нашим же сотрудникам приходится все повторять несколько раз, а затем контролировать их. Да и опоздания у нас, в Узбекистане, к сожалению, не считаются чем-то недопустимым.
Местные жители хорошо относятся к китайцам, по словам собеседников, у них не было ни одного случая неприятия или конфликтов. Узбекский народ славится гостеприимством и хорошим отношением к представителям всех национальностей.
Какие проблемы у диаспоры? Опрошенные собеседники отметили две проблемы, решение которых сделало бы жизнь комфортнее. Первая – гендерный состав. Китайцев-мужчин в Ташкенте больше. Еще одна волнующая китайцев тема – обучение. Многие специалисты приезжают к нам вместе с семьей, однако даже в Ташкенте нет ни одной китайской школы. Поэтому детей приходится отдавать в американскую школу или в обычную местную, но там не учат по китайской программе. Как нам стало известно, посольство КНР и Китайский культурный центр работают над этим, и уже в ближайшем будущем в Ташкенте может появиться настоящая китайская школа.