С приходом весны в Узбекистане начинают готовиться к самому главному и древнему празднику пробуждения природы – Навруз. Именно в этот день, когда день и ночь становятся равны, наступает новый солнечный цикл, новый астрономический год и пора пробуждения природы.
Праздник весны и обновления
За много тысяч лет этот день стал очень важен для многих восточных народов, так как он означает не только начало сельскохозяйственного года, но и обновление природы, человека, его души и сердца, а в более широком смысле – начало новой жизни. Каждый узбекистанец с нетерпением ждет этот день, потому как считается, что именно в Навруз открываются новые возможности, исполняются заветные желания, реализуются задуманные планы.
История возникновения
Праздник Навруз имеет достаточно древнюю историю. Впервые Навруз зародился в Хорасане (ныне Иран) более трех тысяч лет назад, со временем получил распространение в соседних государствах Передней и Центральной Азии. И возник этот праздник не на ровном месте, а исключительно по велению самой природы. Государственный статус Навруз впервые получил при Ахеменидах в VI-VI вв. до н.э., превратившись из земледельческого ритуала в главный праздник зороастрийцев, глубоко почитавших и поклонявшихся природе и Солнцу. Еще древнегреческий историк Страбон писал об этом уникальном празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние дни жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
А в 2009 году этот необычный праздник был включен в список культурного наследия ЮНЕСКО, годом позже Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 марта «Международным днем Навруза».
Сумаляк — главное блюдо Навруза
Существует древняя легенда о происхождении сумаляка. С ней связана история женщины, вдовы и матери семерых детей, жившей в маленьком поселке на берегу реки Джейхун. В один особо неурожайный год запасов еды семье не хватило на всю зиму, и они были вынуждены голодать. Маленькие дети были не в состоянии понять, почему мать их не кормит, и с плачем просили дать им покушать. Больно и горестно было женщине наблюдать, как ее дети день ото дня слабеют от голода. Когда же дети совсем обессилели и не могли даже встать, бедная женщина, чтобы хоть как-то облегчить им страдания, сказала, что как раз собирается приготовить что-нибудь вкусное. Затем, она достала самый большой казан, что у них был, налила в него воды и выкопала в сарае немного проросшей пшеницы, которую также отправила в казан.
Принявшись помешивать варево, она улыбалась детям и приговаривала, что еда варится очень вкусная, и вот- вот можно будет садиться за стол. Когда же кто-либо из детей спрашивал ее, долго ли осталось ждать, она говорила, что осталось добавить еще немного мяса и хорошенько его проварить. Говоря это, она бросала в котел камушки, чтобы дети думали, что это мясо, и продолжали ждать и бороться. Так продолжалось весь день и всю ночь, а под утро она уснула на несколько минут. Так же удивилась она наутро открыв казан, ведь он был до краев наполнен теплой коричневой массой, на поверхности которой просматривались странные узоры, напоминающие крылья. Поняла бедная женщина, что пока она спала, в их доме побывали ангелы, и за то, что она не сдавалась и не позволила детям погаснуть, наполнили ее казан необычной пищей, дарующей силы и укрепляющей дух. Женщина покормила своих детей, а затем стала раздавать сумаляк соседям, также страдающим от голода. Вскоре все стали повторять действия женщины, и у них также получался вкусный сумаляк, которым они сразу же делились друг с другом, что позволило пережить ту голодную пору.
Вот так древняя легенда обрела жизнь и превратилась в одну из интереснейших традиций Навруза. Приготовить это лакомство дело хлопотное, но почетное, кто-то пшеницу проращивает, промывает и прокручивает после сборки, кто выжимает сок пщеницы, кто-то камешки-голыши ищет, кто пляшет и танцует, а кто-то дрова в огонь беспрерывно подкидывает – главное, принять участие в процессе. После приготовления и перемешивания сумаляк в течение всей ночи, его накрывают и дают ему «отдохнуть» шесть-семь часов. Затем наступает самая интересная часть процесса — снятие покрывала. Говорят, что узор, который образовался на поверхности сумаляк, символизирует наступающий год.Утром сумаляк еще теплым раздают соседям, родственникам, знакомым. Пробуя сумаляк, нужно обязательно загадать желание. Считается что, если кому попадется камешек, тому непременно будет сопутствовать удача.
А еще в Навруз принято ходить в гости или посещать народные гуляния. Особенно интересно они проходят в небольших городах и селах, где можно поучаствовать в традиционных фестивалях, посмотреть выступления национальных ансамблей, состязания улак купкари, единоборства, посетить народные ярмарки и попробовать самые вкусные блюда.
Бытует даже такое поверье, что чем веселее и радостней пройдет Навруз, тем больше даст природа. Поэтому узбекистанцы устраивают народные гулянья, танцуют, исполняют обрядовые песни, обмениваются подарками, оказывают помощь нуждающимся.