В японском электронном издании «Nikkei Asia» опубликована статья, посвященная ковроткаческим традициям Узбекистана, сообщает корреспондент ИА «Дунё».
В ней отмечается, что Хива когда-то был влиятельным торговым городом на Шелковом пути, на протяжении нескольких столетий связывавшего Восток с Западом.
«Когда я вошел в мастерскую, я увидел нескольких женщин за ткацкими станками, их пальцы летали с уверенностью, рожденной долгим опытом. Некоторое время я стоял и смотрел, загипнотизированный неожиданным музыкальным звуком, издаваемым ткацкими станками в такт ткачеству и завязыванию узлов операторами», — пишет автор издания.
Сообщается, что в 2001 году при финансировании ЮНЕСКО и шведской организации развития «Operation Mercy» была открыта Хивинская мастерская шелковых ковров.
«Почти в 700 километрах отсюда, в Самарканде, еще одном древнем городе, иностранец из другой страны организовал еще одну аутентичную ковровую мастерскую. На Самаркандской фабрике шелковых ковров семья Бадгиси туркменского происхождения производит узбекские ковры с 1992 года, хотя история семьи в торговле насчитывает 200 лет, сначала в Туркменистане, а затем в Афганистане», — продолжает автор.
Он приводит слова знатока узбекского текстиля и ковров Эльмиры Гюль: «Ковры подобны культурным текстам. Просто глядя на ковры, мы получаем информацию о том, кто их делал, как они изготавливались, во что верили их создатели, какова была их религия и много других важных вещей».
Подчеркивается, что Узбекистан является третьим по величине производителем шелка в мире после Китая и Индии. Традиционные ковры ткут с использованием местного шелка и органических красителей, изготовленных из натуральных ингредиентов — кожуры граната — для золотого и желтого цвета, коры грецкого ореха — для коричневого, листьев индиго для синего, корня марены — для красного и так далее.