«Невозможно понять ни древний Китая, ни тем более Китай будущего, не узнав его с точки зрения исторической преемственности» — Об этом ровно год назад, 2 июня, заявил председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на симпозиуме по сохранению и развитию культурного наследия страны. Как выглядит новая культурная миссия Китая, каких успехов удалось добиться за год в достижении оптимального баланса между изучением прошлого и современными традициями китайской культуры – в обзоре нашего корреспондента.
Один год — для мировой истории срок ничтожно малый. Однако именно за этот год в Китае проделана колоссальная работа по сохранению и развитию культурного наследия. Изучение истоков китайской цивилизации позволяет успешно продвигать в КНР концепцию модернизации в китайском стиле.
Корреспондент CGTN-Русский Александр Копысов: «Здание, где я сейчас нахожусь было построено в 1442 году, — первая в Китае обсерватория. А эти приборы служили по своему назначению более 500 лет. Удивительно и то, как они сохранились до наших дней и то, как здание обсерватории удалось бережно сберечь – при том, что это центр Пекина, кругом современные здания. Это один из примеров — как гармонично прошлое соединяется с будущим».
Прилегающие к этому зданию постройки представляют не меньший интерес. Это Сыхэюань – классический в прошлом тип застройки. Сы — четыре — означает четыре стороны света. Хэ – соединяться. То есть все комнаты соединены между собой. Ну а юань – открытое пространство – сам внутренний дворик. Здесь все подчинено древним традициям, интерес к изучению которых сегодня растет. И не случайно.
Посетительница музея Чэнь Мужао: «Мы пришли сюда, чтобы лучше понять древнюю культуру, осознать мудрость предков. Это не просто история, от которой нас отделяют века, это мост между прошлым и будущим».
Ровно год назад, 2-го июня 2023 года в Пекине в Академии Истории состоялся симпозиум по сохранению и развитию культурного наследия Китая. В нем приняли участие ведущие ученые, историки, антропологи. В завершении симпозиума с речью выступил председатель КНР Си Цзиньпинь. Он призвал развивать лучшие достижения традиционной китайской культуры. Он отметил, что невозможно понять ни древний Китая, ни тем более будущий Китай, не узнав его с точки зрения исторической преемственности.
Вице-президент Пекинского университета Ван Бо: «Суть инноваций в том, чтобы реагировать на проблемы времени, постоянно адаптироваться к меняющемуся миру и отвечать на различные вызовы, чтобы китайская культура и китайская цивилизация могли существовать и по сей день. Следовательно, «преемственность» и «инновационность» — это своего рода духовные характеристики целостности и новаторства китайской культуры».
За год с момента проведения симпозиума по сохранению и развитию культурного наследия понятия «инновационность» — и «преемственность» трансформировались в так называемый «Новый китайский стиль». Он стал узнаваем в разных сферах, на разных площадках, в том числе и на Пекинской неделе моды. Это событие традиционно проводится в арт-центре на территории бывшего завода. Даже само по себе это пространство — олицетворяет новую концепцию — приданию старым объектам нового предназначения. Интересно, что во время проведения китайской неделе моды — не только на моделях, но и на многих посетителях была одежда в «Новом китайском стиле». Из мира моды он и проник и дальше — и спортивную одежду, и в аксессуары
Вице-председатель Китайской ассоциации дизайнеров одежды Се Фанмин: «Многие дизайнеры используют китайские элементы, такие как Дуньхуан, голубой и белый фарфор и вышивка Мяо. Сейчас все больше людей в мире обращают внимание на китайскую культуру и китайскую моду. Благодаря выразительности одежды все больше молодых людей во всем мире могут понять этот китайский элемент-символ».
Некоторые традиционные китайские промыслы и ремесла еще не так давно находились на грани исчезновения — как например парча малой народности ли, называемая «лицзинь». История ее изготовления насчитывает более 3000 лет — его часто называют «живым ископаемым» в истории китайского текстиля. Несмотря на яркие цвета и изысканные узоры нынешним мастерицам трудно добиться успеха — они умеют мастерски ткать, но искусство самостоятельной разработки узора почти утрачено. В связи с этим Федерация текстильной промышленности Китая и Фонд развития женщин запустили специальную программу, чтобы сохранить этот промысел и дать ему возможность обрести второе дыхание.
Активистка продвижения нематериального культурного наследия Китая в области текстиля Лю Вэй: «Сохранив традиционный узор, мы улучшим его с точки зрения цветов, контраста современного эстетического восприятия и повысим значимость изделий ручной работы. Пусть каждая ткачиха использует свое мастерство для создания современных работ имеющих настоящую культурную ценность».
Сейчас они всё чаще стараются интегрировать элементы древнего искусства в современные товары, среди которых блокноты, чехлы для мобильных, сумки и даже часы… Это относится и к суфийской вышивке, зародившейся в Сучжоу, на востоке Китая. Создатель этого современного бренда Яо Лань в колледже изучала искусство США и Великобритании, но со временем начала осознавать истинную самобытность китайской культуры и то, почему многие ее родственники посвятили суфийской вышивке всю жизнь.
Предпринимательница Яо Лань: «После знакомства со многими западными произведениями искусства я считаю, что суфийская вышивка очень выразительна. Традиции суфийской вышивки впечатляют. Как только у вас есть сравнение с другими культурами, вы начинаете ощущать свою идентичность и гордиться ей».
Китайские музеи, за год прошедший с момента симпозиума по сохранению и развитию культурного наследия заметно продвинулись в новых методах подачи информации, чтобы изучение истории и культуры было интересно и прежде всего молодому поколению. В ход идут новые технологии — в том числе и виртуальной реальности. В этом городском музее города Тяньцзин экспонаты можно рассмотреть в мельчайших деталях.
«С помощью этих виртуальных очков мы можем вглядеться в самую суть этого произведения и оценить его историческую значимость».
Одна из главных задач по интеграции современной и древних культур — дать из возможности дополнять друг друга в городской среде. И сейчас многие мегаполисы скрупулезно восстанавливают исторические кварталы. Так, в городе Шэньчжэнь удалось восстановить древний рынок. Впереди новая цель — интегрировать в старинные улочки современное искусство и цифровые технологии, сохраняя при этом их историческую ценность и колорит.
Корреспондент CGTN-Русский Александр Копысов: «За год, прошедший с момента проведения симпозиума по культурному наследию ясно: воплощение новой культурной миссии в целях построении современной цивилизации китайской нации происходит в масштабах всей страны. Поиск удачного баланса существования древности и современности продолжается — в разных формах и направлениях, что позволит оживить связь между культурным прошлым, настоящим и будущим».
+ВИДЕО в Источнике: https://russian.cgtn.com/news/2024-06-02/1797193233472831490/index.html\