Эксперты обсудили роль новых технологий в охране культурного наследия

В футуристическом выставочном центре в Пекине двурукий робот занимается написанием картин из карамели. Его плавные и изящные движения привлекли толпу посетителей.

Робот выступает в роли «художника», работающего в стиле «танхуа» /карамельной живописи/ — традиционного пекинского ремесленного искусства, которое является объектом нематериального культурного наследия Китая. Он также служит доказательством и отправной точкой растущего сближения совершенно разных областей знаний, которое бросает вызов временным и географическим ограничениям.

На 7-м Международном форуме цифровизации сферы охраны культурного наследия, сотни отечественных и зарубежных экспертов и участников пытаются найти точки соприкосновения между культурным наследием и новыми технологиями.

УКРЕПЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Количество областей, в которых искусственный интеллект /ИИ/ играет все более важную роль, неуклонно растет.

«ИИ — это стимул для развития культурного наследия», — отметил Го Чуньчао, руководитель Tencent Hunyuan Text to 3D — ИИ-модели, разработанной китайским технологическим гигантом Tencent.

По его словам, технология большой языковой модели ИИ значительно повысила эффективность поиска и моделирования информации, ускорив оцифровку культурного наследия.

Его мнение поддержала Юй Миньцзин, доцент Колледжа интеллекта и вычислительной техники Тяньцзиньского университета, которая, возглавляя команду, использовала технологии VR для организации фейерверков из расплавленного металла и создания традиционного китайского костюма ханьфу.

По ее словам, благодаря ИИ наследование традиционной культуры поможет преодолеть пространственные и географические ограничения, а также позволит более широко и качественно распространять традиционные ремесла.

По словам Го Чуньчао, интеграция ИИ с технологиями VR, 3D и другими помогла создать опыт облачного роуминга, повышающий интерес молодежи к традиционной культуре. Снижение творческого порога благодаря искусственному интеллекту также привело к появлению большого количества мультимедийных материалов, связанных с традиционной культурой, что еще больше способствовало глобальному распространению китайской цивилизации.

Константинос Константинидис, генеральный директор греческой компании PostScriptum, занимающейся цифровым наследием, заявил на форуме, что на него произвели впечатление усилия Китая по возрождению культурного наследия с использованием как аппаратного, так и программного обеспечения. По его мнению, европейским странам стоит взять китайский опыт на вооружение.

СОХРАНЕНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ЧЕЛОВЕКА

Однако некоторые эксперты предупреждают, что пусть технологии и важны для сохранения культурного наследия, гораздо более важно думать о людях, участвующих в этом процессе.

Рената Сансоне, главный исполнительный директор итальянской компании Civita Mostre e Musei S.p.A, отметила, что некоторые археологические объекты очень сложны для понимания, но использование таких технологий, как реактивная реконструкция, поможет изменить ситуацию в сторону привлечения общественности.

С ней согласились несколько китайских экспертов. По мнению Юй Миньцзин, процесс сохранения и наследования культурного наследия требует применения подхода, ориентированного на людей, а уровень восприятия со стороны пользователей является решающим фактором в повышении эффективности охраны культурного наследия.

По ее словам, оптимизация методов обратной связи в процессе взаимодействия и улучшение пользовательского опыта — это постоянный и важнейший вопрос для развития системы сохранения культурного наследия.

Для некоторых других участников расширение участия общественности в сохранении культурного наследия оказалось эффективным.

Чжан Цзяньшо, член Китайского научного комитета по культурным ландшафтам ИКОМОС /Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест/, возглавил команду, использующую цифровые технологии для создания облачной базы данных, чтобы изучить модель совместной инспекции с участием профессионалов и общественности в охране культурного наследия архитектуры Великого канала.

С октября 2022 года по октябрь 2023 года 29 добровольцев и четыре профессиональных инженера загрузили в базу данных около 5 000 изображений и сообщили о более чем 50 проблемах.

По словам Чжана Цзяньшо, работа волонтеров не только облегчает нагрузку в сфере надзора за культурным наследием, но и повышает осведомленность общественности о важности его сохранения.

«С другой стороны, технологии иногда не смогут решить все проблемы. Нам также необходимы политика и законодательство, а также междисциплинарная и межинституциональная координация», — отметила Она Вилейкис, генеральный секретарь Международного комитета по архитектурной фотограмметрии, одного из международных научных комитетов ИКОМОС и соорганизатор форума.

Го Чуньчао из компании Tencent придерживается аналогичной точки зрения, призывая к более тесному сотрудничеству между научными кругами, промышленностью и сектором культуры, используя их сильные стороны для совместного содействия оцифровке и сохранению культурного наследия.

Источник: https://russian.news.cn/20240720/7394b40f40e84096968cd0117b46b8c0/c.html

Share on Google+Share on FacebookShare on VKTweet about this on Twitter